kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как одна из форм развития критического и творческого мышления младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.  И одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.  

Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и креативности  мышления, чувства личной ответственности. В основе такой деятельности  лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно  добывать  знания,  познавательная  деятельность  направлена  на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения ребенка: развивается логика, оценивается роль, деятельность в решении поставленной задачи. Ребенок начинает понимать значение работы в группе, развивается активность, взаимопомощь, самостоятельность. Проект, конечно  развивает речь, умение формулировать свои мысли.  Работа над проектом и его презентация помогают ребенку формировать правильную самооценку.  Дети смогут поверить в себя, самоутвердиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, представление своей творческой работы.

   Нужно помнить, что постоянно должно соблюдаться уважение к личности ученика, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации при которых развивается творчество. 

           В младшем школьном возрасте активное развитие личности происходит через творчество, которое связано с познавательной и практической деятельностью. Поэтому метод проектов позволяет достичь нужных результатов.     Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию познавательных и творческих способностей, творческого мышления, активности и организованности, самостоятельности учащихся; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности. Результатом  работы  могут быть плакат, рисунок, поделка, аппликация, альбом,  инсценировка, газета, самостоятельно выполненная презентация с использованием ИКТ.

Особое внимание надо обратить на формирование положительной мотивации учащихся, творческий подход.         

            Очень важно участие родителей в создании и реализации проектов, которое пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания школьников, помогает детям почувствовать уверенность в своих способностях.

Работа активно должна проводиться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как одна из форм развития критического и творческого мышления младших школьников.»

Проектная деятельность как одна из форм развития критического и творческого мышления младших школьников.

«Деятельность – единственный путь к знанию»

Б. Шоу

Одной из главных задач современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Современная педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Важнейшей задачей школы, по мнению А.А. Леонтьева, является создание у учащихся установки на творчество, на свободный, но ответственный и обоснованный выбор или создание новых возможностей.  Дифференцированный подход при обучении младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности - это способ активизации мыслительной деятельности, предполагает обучение с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, распределение ролей в группах при групповом выполнении заданий, при ответе выполненного задания. Дифференцированное обучение это не значит деление на определённые группы по уровню обученности, а периодическая работа в группах в которых постоянно меняется состав для того, чтобы ученики не чувствовали себя ущемлёнными из-за того что не могут ответить или не знают материал, чтобы у детей была возможность проявить себя, высказать своё мнение.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность - эффективное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к обучению. В основе такой деятельности лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать знания, познавательная деятельность направлена на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения ребенка: развивается логика, оценивается роль, деятельность в решении поставленной задачи. Ребенок начинает понимать значение работы в группе, развивается активность, взаимопомощь, самостоятельность.  В зависимости от темы проекта выделяются этапы работы:

- учитель предлагает тему, создает положительный мотивационный настрой, дети могут предложить собственные идеи;

- формулируются задачи, составляется план действий, обсуждается совместная работа;

 - сбор материала, работа с литературой и другими источниками, выполнение проекта;

- презентация проектов, участие в коллективном обсуждении и осуществление взаимооценки и самооценки;
В проектной деятельности ученик может участвовать в обсуждении темы проекта, предлагать свои варианты выполнения работы. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка, предоставляя школьнику широкие возможности новой деятельности, тем самым способствуя появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Нужно помнить, что постоянно должно соблюдаться уважение к личности ученика, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации при которых развивается творчество. 

В младшем школьном возрасте активное развитие личности происходит через творчество, которое связано с познавательной и практической деятельностью. Поэтому метод проектов позволяет достичь нужных результатов. На развитие познавательного интереса, повышение общей эрудиции были направлены проекты «Моя Родина», « Наша дружная семья», «Моя будущая профессия».

На развитие дружбы, взаимопонимания, нравственных качеств предлагались темы «Мы - друзья», «Если я был бы волшебником», «Наши добрые дела».
От того насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, во многом зависит развитие творчества и самостоятельная деятельность, при правильном распределении ролей при выполнении проекта каждый ребёнок даже с невысоким уровнем подготовки имеет возможность внести свой вклад в выполнение работы, а более подготовленные дети получают усложнённые задания: обобщить весь материал, выступить с представлением работы, тем самым ученики расширяют кругозор, укрепляют чувство ответственности за свою работу.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что проектная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, сплочению детского коллектива, умения взаимопомощи в группе в решении общих задач, умение отстаивать, доказывать свою точку зрения.
Результатом работы могут быть плакат, рисунок, поделка, аппликация, альбом, инсценировка, газета, самостоятельно выполненная презентация с использованием ИКТ.

Особое внимание надо обратить на формирование положительной мотивации учащихся, творческий подход.         

Очень важно участие родителей в создании и реализации проектов, которое пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания школьников, помогает детям почувствовать уверенность в своих способностях.

Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию познавательных и творческих способностей, творческого мышления, активности и организованности, самостоятельности учащихся; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности. Работа активно должна проводиться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

       







Использованная литература:

  1. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». В.В. Гузеев.

  2. Журнал «Начальная школа» - 2005 г.- Е.Н. Землянская. Учебные проекты младших школьников.

  3. Метод проектов в современной школе А.В. Бычков - М.-2000г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Родионова Любовь Николаевна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_riealizatsiia_innovatsionnogho_protsiessa_obuchie"
    ["file_id"] => string(6) "405388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490951074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaia-mietodika-obuchieniia-angliiskomu-iazyku-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "299278"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456491538"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства