Просмотр содержимого документа
«Проект «Пословицы в современном мире»»
Проект «Пословицы в современном мире»
Цель проекта
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат – самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 3,4 в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.
Задачи проекта:
Провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2х классов, провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия
Научиться самостоятельно, искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией
Развивать творческие способности. Создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы» с авторским художественным оформлением.
Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Этапы работы над проектом
1. Тематические уроки с учителем.
На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.
Пословица – это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.
Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.
Пословица – это жанр фольклора, представляющая из себя меткое изречение, обычно ритмичное по форме, которое несет в себе поучительный смысл.
Пословица - это смысл жизни, в который надо вникать, пословица это то, к чему надо стремиться в жизни, пословица это пример как надо жить.
Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:
Пословицы народов мира
Тематические пословицы
Пословицы разных времен
Пословицы с прямым и переносным смыслом
Пословицы с поэтическим и прозаическим складом
Пословицы о пословицах
Пословицы разных источников происхождения.
2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.
Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:
Родина
Человек
Учение, знание
Труд и отдых
3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике.
Родина:
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Человек:
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Золотой человек, золотые руки.
Человек с коротким умом обзаводится длинным языком.
Человек живёт век, а его дела два.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
Учение, знание:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Ученье лучше богатства.
Чему учился, тому и пригодился.
Дело мастера боится.
Труд и отдых:
В рабочее время - язык на засов.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.
«Цыплят по осени считают».
Порой люди преждевременно радуются, предвидя положительные результаты. Но мудрые люди говорят, что со временем многое может измениться, необходимо ждать окончательных результатов. Делать итоги стоит тогда, когда работа завершена. Вот что значит «цыплят по осени считают».
5. Попробовать придумать свою пословицу и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.
6. Оформить книгу пословиц, согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:
Пословицы русского народа, изученные учениками.
Пословицы, придуманные учениками и родителями.
7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.
8. Выступить перед учениками других классов начальной школы с тематическим уроком-презентацией.
Результаты работы над проектом
После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».
Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.
Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.