Проект урока.
Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях/ Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: Зачем нам нужен жизненный опыт?
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические задачи:
- учить моделировать различные ситуации поведения;
- учить оценивать различные формы поведения;
- учить анализировать представленный материал и делать выводы.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: моделировать и оценивать различные ситуации в школе и других общественных местах; различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах; обучающиеся получат возможность научиться: работать в группах с источниками информации об окружающем мире.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;
2) формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
1) формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) формирование умения представлять информацию в виде схемы;
3) формирование умения выявлять сущность особенности объектов;
4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
5) формирование умения установления аналогий;
6) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать и понимать других;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: формирование умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.
Оборудование: цветные карандаши, средства обратной связи.
Содержание урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку:
- Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
(Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку)
II. Актуализация знаний
Учитель организует проверку ранее усвоенного материала с помощью фронтальной беседы, проводит параллель с ранее изученным материалом
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?
- Ценный совет.
- Какой ценный совет вы можете дать своим товарищам?
- Откуда вы взяли эту информацию?
- А как вы думаете, откуда у них эти знания?
- От родственников, знакомых, близких людей, из книжек, в школе и т.д.
(Личностные УУД: высказывание собственных отношений к изученному; определение границ собственного знания
и незнания)
III. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
(Учитель выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока).
- Вы знаете, я однажды слышала такой разговор. Мама говорила мальчику: «Нельзя кататься на коньках на озере, пока лёд не окрепнет».
- Почему мама предупреждала мальчика?
- Откуда мама знала, что мальчик может утонуть.
- А у вас уже есть какой-то свой жизненный опыт?
- А нужен ли нам чужой опыт?
- Давайте откроем учебник. Как он ответит на этот вопрос. Стр.22.
- Рассмотрите рисунки. Что не умели делать люди в далёком прошлом?
- Познакомимся с текстом учебника.
Работа с текстом.
Чтение первого предложения.
- А зачем людям понимать окружающий мир?
Чтение второго предложения
- Что означает выражение жить в ладу с природой?
Чтение текста до конца.
- Зачем же нам нужен жизненный опыт?
- Какой основной вопрос сегодняшнего урока?
(Учащиеся анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу).
(Познавательные УУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Личностные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания
больше узнать).
IV. Применение нового знания.
Работа с учебником.
1.- Посмотрите на картинки в учебнике стр. 23.
- Прочитаем вопрос.
/Учитель или читающий ученик: «Чему научились дети в школе?»/
2. - Наши друзья Миша и Лена тоже учатся использовать свой жизненный опыт. Стр.24
Учитель читает задание.
- Какой жизненный опыт использовала Лена? Почему?
- А что использовал Миша? Как книга помогла ему.
- Как вы думаете, мама будет довольна?
3.Работа в тетради
-А вы можете использовать свой жизненный опыт? Сейчас мы в этом убедимся. Откройте рабочие тетради на стр.7 №1.
- Раскрасьте рисунки. Чем похожи и чем отличаются рисунки №1 и №2?
- Откуда вы это знаете?
-Используя свой жизненный опыт, раскрасьте рисунки.
После выполнения работы.
- Что помогло вам правильно раскрасить рисунок?
Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе раскрасить картинки?
- Ты правильно их раскрасил или есть недочёты?
- Ты раскрасил всё сам или с чьей-то помощью?
- Как бы ты оценил свою работу не отметкой, а словесной оценкой?
- Сейчас мы вместе с ….(имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Физкультминутка.
5.- Но иногда бывают непредвиденные ситуации. Стр.25.
- Посмотрите на картинку. Что случилось с Леной?
- Готов ли Миша оказать Лене помощь? Почему?
- Сможет он быстро оказать помощь?
- Что бы случилось, если бы не пришла мама?
- Прочитайте вывод на стр. 25 под картинкой, с которой мы сейчас работали.
6.Работа с пословицами.
- Издавна на Руси люди умели красиво образно говорить. И многие правила превратились в короткие изречения – пословицы.
- Посмотрите на первую картинку. Прочитайте пословицу.
- Как вы её понимаете?
- В каких ещё случаях можно применить эту пословицу?
- Прочитайте подпись к другой картинке.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда можно было бы использовать эту пословицу?
- Какие вы ещё знаете пословицы? Чему они учат?
Прочитайте вывод на стр.25
- Совпали ли наши предположения в начале урока с выводом, данным в учебнике?
7. Работа в тетради.
- Вам понравилось использовать свой жизненный опыт для выполнения заданий?
- Давайте выполним ещё одно такое задание. Откройте рабочую тетрадь на стр. 7. Найдите задание № 2. Работая в паре, найдите и обведите на рисунке любимых сказочных героев.
Работа в паре.
Проверка.
- Договоритесь, кто от вашей пары будет выступать.
- Назовите героев книг, которых вы заметили на картинке.
- Понравилось ли вам работать в паре?
- Чем?
- Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в тетради.
- Как оценили свою работу?
- Почему?
(Дети рассматривают картинки, объясняют, какие знания они приобрели в школе и как эти знания помогли им в быту. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу.
Самостоятельно выполняют задание в тетради; учатся применять знания, умения и навыки).
(Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций,формирование
умения установления аналогий.
Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД: формирование умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила).
V/ Итог урока. Рефлексия.
- Зачем же людям нужен жизненный опыт?
- Что ценного вы узнали на уроках?
- Что вам поможет в жизни?
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Как бы оценили своё настроение после урока?
- Давайте отметим ваше настроение в дневнике.
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Рефлексия. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Развитие самоанализа.
(Регулятивные УУД: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
самоанализ; самооценка)/
Литература:
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». Окружающий мир, 1 класс под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2008. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»);
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2014;
Интернет-ресурсы:
https://edu.tatar.ru/
http://www.gor-rog.ru/
http://nsportal.ru/