Урок - творческий проект
Тема: «Пословицы и поговорки в современном мире».
Цели: Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 6 групп, которые получают задания:
группа 1 - провести диагностику уровня знаний пословиц и поговорок у уч-ся 3-4 классов, дать оценку полученных результатов;
группа 2 - собрать пословицы и поговорки по конкретным темам русского языка и литературы;
группа 3 - собрать рисунки, поясняющие пословицы и поговорки;
группа 4 - собрать сочинения к пословицам и поговоркам;
группа 5 - выяснить любимые пословицы и поговорки родителей и учителей;
группа 6 - придумать задания для викторины о пословицах, создать презентации.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа - коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
У:- В этом учебном году мы начали работу над проектом «Пословицы и поговорки в современном мире».В чём она заключалась и как проходила, вам расскажут ребята.
Выступление первой группы.
В 1 четверти ученикам нашего класса было предложено задание «Доскажи словечко -допиши пословицу» (слайд 2) и оказалось, что полностью с заданием не справился никто. Только 3 человека правильно дописали 5 пословиц, а остальные ещё меньше.( слайд 3)
В рамках Недели русского языка мы провели такой же опрос и среди учащихся 3-4 классов и выяснилось, что и у них знание пословиц и поговорок оставляет желать лучшего.( слайд 4)
Никто из уч-ся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи. А ведь пословицы и поговорки потому и живут столетиями в народной речи, что в меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются к новым людям, событиям, делам. Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. Мы поставили перед собой вопрос «Зачем нам сегодня нужны пословицы?»( слайд 5 ) и выдвинули гипотезу
«У ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ЕСТЬ ОТВЕТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ.»
( слайд 6)
Выступление второй группы. Катя С.
Как говорится в русской народной пословице «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком. Мы узнали, что пословица- это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом,»ходячая житейская» философия народа.(слайд7) Мы стали искать информацию о пословицах и поговорках в журналах, книгах, интернете, обменивались информацией и начали оформлять сборник пословиц и поговорок по конкретным темам русского языка и литературы;( показ папки) Здесь у нас собраны пословицы и поговорки о Родине, .(слайд 8) дружбе, (слайд 9) труде (слайд 10)по правилам «Твёрдые и мягкие согласные»,»Безударные падежные окончания имён существительных», «Неопределённая форма глагола» и др. Этот материал мы стали активно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, труда.
Выступление третьей группы. Олеся М.
А наша группа решила оформить рисунки уч-ся к пословицам и поговоркам, а позже составить из них презентацию( слайды 11-13)
Выступление четвёртой группы
Я и мои одноклассники писали мини-сочинения к пословицам. Я хотела бы вам прочитать моё Ира Г., Рита И.
Иваненко Рита
Труд кормит, а лень портит
Однажды я и моя бабушка мыли окна. Я помыла 3 окна, а бабушка 4 окна. Тогда я заслужила пирожное! А в другой раз я лежала на кровати, а бабушка мыла окна. И так я ничего не заслужила, потому что «труд кормит, а лень портит»!
Гвоздарева Ирина
Труд кормит, а лень портит
Не зря появилось в народе такое выражение. В старину богатые люди жили на деньги, которые достались им по наследству. Они ленились ходить в школу и работать. А бедные, наоборот, стремились ходить в школу и работали с ночи до утра.
А когда богачи тратили все свои деньги, им негде было работать и жить. А бедняки могли и немного денег заработать, и дом построить.
Васильева Алёна
Всему своё время.
Однажды мы с моей подругой Викой решили вместе делать уроки, я хотела ей помочь разобрать задачу. Но Вика целый день играла, гуляла, смотрела телевизор, а за уроки так и не взялась.
-Да ладно, меня всё равно не спросят!
А на следующий день Вику спросили на уроке математики, а она ничего не смогла решить и получила «2». А ведь я говорила ей: «Всему свое время!»
Посмотрите сценку
Инсценировка рассказа
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
- Вон я какое большое! А ты - мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
- На календарь все глядишь? - не унималось Большое Безделье. - Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: - И все равно я лучше!
У. А вы, ребята, как думаете?
Д. Маленькое дело лучше большого безделья.
Выступление пятой группы. Полина Ш.
Мы исследовали, какие любимые пословицы родителей и какие пословицы нравятся нашим учителям. (слайд 12) Выяснилось, что родители чаще всего используют пословицы :Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Сделал дело- гуляй смело. Семь раз отмерь- один раз отрежь. Поспешишь- людей насмешишь. Когда я ем, я глух и нем. Тише едешь- дальше будешь. (слайд 13)
А любимые пословицы и поговорки учителей начальных классов вы видите на экране (слайд 14)
Выступление шестой группы
А мы хотели бы вам, ребята, предложить задания
1.Вспомните пословицу по началу ( слайды 14-16) Никита Г.
2.Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки Андрей П.
(1 отрывок- карточки фиолетового цвета
Не пером пишут, а умом; На все руки, кроме науки; Тяжело в учении- легко в бою; Перо пишет, а ум водит)
2 отрывок – розового цвета
Здоров на еду, да хил на работу; Лодырю всегда нездоровится; Дерево сильно плодами, а человек делами; Лень-ключ к бедности)
3.Вставьте в пословицы названия животных Никита К.(слайд 22-25)
4.Вставьте недостающие числа Стас Г.
5.Отгадайте ребус Егор
Заключение Ангелина
Ещё раз подобное задание «Доскажи словечко- допиши пословицу» мы провели в ноябре месяце и результат уже был значительно выше.(слайд 28)
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего (слайд 29).Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.( слайд 30)
Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.Но решили, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”