kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - творческий проект «Пословицы и поговорки в современном мире».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - творческий проект

Тема: «Пословицы и поговорки в современном мире».

Цели: Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

 развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные   творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

 

Класс делится на 6 групп, которые получают задания:

группа 1 - провести диагностику уровня знаний пословиц и поговорок у уч-ся 3-4 классов, дать оценку полученных результатов;

группа 2 - собрать пословицы и поговорки по конкретным темам русского языка и литературы;

группа 3 - собрать рисунки, поясняющие пословицы и поговорки;
группа 4 - собрать сочинения к пословицам и поговоркам;        
группа 5 - выяснить любимые пословицы и поговорки родителей и учителей;
группа 6 - придумать задания для викторины о пословицах, создать презентации.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа - коллективная защита проекта.  Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

У:- В этом учебном году мы начали работу над проектом «Пословицы и поговорки в современном мире».В чём она заключалась и как проходила, вам расскажут ребята.

 

Выступление первой группы.

      В 1 четверти ученикам нашего класса было предложено задание «Доскажи словечко -допиши пословицу» (слайд 2) и оказалось, что полностью с заданием не справился никто. Только 3 человека правильно дописали 5 пословиц, а остальные ещё меньше.( слайд 3)

    В рамках Недели русского языка мы провели такой же опрос и среди учащихся 3-4 классов и выяснилось, что и у них знание пословиц и поговорок оставляет желать лучшего.( слайд 4)

    Никто из уч-ся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи. А ведь пословицы и поговорки потому и живут столетиями в народной речи, что в меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются к новым людям, событиям, делам. Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. Мы поставили перед собой вопрос «Зачем нам сегодня нужны пословицы?»( слайд 5 ) и выдвинули гипотезу

«У ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК  ЕСТЬ ОТВЕТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

( слайд 6)

 

Выступление второй группы. Катя С.

    Как говорится в русской народной пословице «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком. Мы узнали, что пословица- это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом,»ходячая житейская» философия народа.(слайд7) Мы стали искать информацию о пословицах и поговорках в журналах, книгах, интернете, обменивались информацией и начали оформлять сборник пословиц и поговорок по конкретным темам русского языка и литературы;( показ папки) Здесь у нас собраны пословицы и поговорки о Родине, .(слайд 8) дружбе, (слайд 9) труде (слайд 10)по правилам «Твёрдые и мягкие согласные»,»Безударные падежные окончания имён существительных», «Неопределённая форма глагола» и др. Этот материал мы стали активно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, труда.

Выступление третьей группы. Олеся М.

А наша группа решила оформить рисунки уч-ся к пословицам и поговоркам, а позже составить из них презентацию( слайды 11-13)

Выступление четвёртой группы

Я и мои одноклассники писали мини-сочинения к пословицам. Я хотела бы вам прочитать моё Ира Г., Рита И.

Иваненко Рита

Труд кормит, а лень портит

   Однажды я и моя бабушка мыли окна. Я помыла 3 окна, а бабушка 4 окна. Тогда я заслужила пирожное! А в другой раз я лежала на кровати, а бабушка мыла окна. И так я ничего не заслужила, потому что «труд кормит, а лень портит»!

Гвоздарева Ирина

Труд кормит, а лень портит

   Не зря появилось в народе такое выражение. В старину богатые люди жили на деньги, которые достались им по наследству. Они ленились ходить в школу и работать. А бедные, наоборот, стремились ходить в школу и работали с ночи до утра.

А когда богачи тратили все свои деньги, им негде было работать и жить. А бедняки могли и немного денег заработать, и дом построить.

Васильева Алёна

Всему своё время.

Однажды мы с моей подругой Викой решили вместе делать уроки, я хотела ей помочь разобрать задачу. Но Вика целый день играла, гуляла, смотрела телевизор, а за уроки так и не взялась.

-Да ладно, меня всё равно не спросят!

А на следующий день Вику спросили на уроке математики, а она ничего не смогла решить и получила «2». А ведь я говорила ей: «Всему свое время!»

 

Посмотрите сценку

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

-             Вон я какое большое! А ты - мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

-             На календарь все глядишь? - не унималось Большое Безделье. - Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: - И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление пятой группы. Полина Ш. 

    Мы исследовали, какие   любимые пословицы родителей и какие пословицы нравятся нашим учителям. (слайд 12) Выяснилось, что родители чаще всего используют пословицы :Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Сделал дело- гуляй смело. Семь раз отмерь- один раз отрежь. Поспешишь- людей насмешишь. Когда я ем, я глух и нем. Тише едешь- дальше будешь. (слайд 13)

А любимые пословицы и поговорки учителей начальных классов вы видите на экране (слайд 14)

 

Выступление шестой группы

А мы хотели бы вам, ребята, предложить задания

1.Вспомните пословицу по началу ( слайды 14-16) Никита Г.

2.Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки Андрей П.

(1 отрывок- карточки фиолетового цвета

Не пером пишут, а умом; На все руки, кроме науки; Тяжело в учении- легко в бою; Перо пишет, а ум водит)

2 отрывок – розового цвета

Здоров на еду, да хил на работу; Лодырю всегда нездоровится; Дерево сильно плодами, а человек делами; Лень-ключ к бедности)

 

3.Вставьте в пословицы названия животных Никита К.(слайд 22-25)

4.Вставьте недостающие числа Стас Г.

5.Отгадайте ребус Егор

Заключение  Ангелина

Ещё раз подобное задание «Доскажи словечко- допиши пословицу» мы провели в ноябре месяце и результат уже был значительно выше.(слайд 28)

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего (слайд 29).Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.( слайд 30)

Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.Но  решили, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - творческий проект «Пословицы и поговорки в современном мире». »

Урок - творческий проект

Тема: «Пословицы и поговорки в современном мире».

Цели: Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом


Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.


Класс делится на 6 групп, которые получают задания:

группа 1 - провести диагностику уровня знаний пословиц и поговорок у уч-ся 3-4 классов, дать оценку полученных результатов;

группа 2 - собрать пословицы и поговорки по конкретным темам русского языка и литературы;

группа 3 - собрать рисунки, поясняющие пословицы и поговорки;
группа 4 - собрать сочинения к пословицам и поговоркам;
группа 5 - выяснить любимые пословицы и поговорки родителей и учителей;
группа 6 - придумать задания для викторины о пословицах, создать презентации.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации



Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа - коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

У:- В этом учебном году мы начали работу над проектом «Пословицы и поговорки в современном мире».В чём она заключалась и как проходила, вам расскажут ребята.


Выступление первой группы.

В 1 четверти ученикам нашего класса было предложено задание «Доскажи словечко -допиши пословицу» (слайд 2) и оказалось, что полностью с заданием не справился никто. Только 3 человека правильно дописали 5 пословиц, а остальные ещё меньше.( слайд 3)

В рамках Недели русского языка мы провели такой же опрос и среди учащихся 3-4 классов и выяснилось, что и у них знание пословиц и поговорок оставляет желать лучшего.( слайд 4)

Никто из уч-ся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи. А ведь пословицы и поговорки потому и живут столетиями в народной речи, что в меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются к новым людям, событиям, делам. Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. Мы поставили перед собой вопрос «Зачем нам сегодня нужны пословицы?»( слайд 5 ) и выдвинули гипотезу

«У ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ЕСТЬ ОТВЕТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

( слайд 6)


Выступление второй группы. Катя С.

Как говорится в русской народной пословице «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком. Мы узнали, что пословица- это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом,»ходячая житейская» философия народа.(слайд7) Мы стали искать информацию о пословицах и поговорках в журналах, книгах, интернете, обменивались информацией и начали оформлять сборник пословиц и поговорок по конкретным темам русского языка и литературы;( показ папки) Здесь у нас собраны пословицы и поговорки о Родине, .(слайд 8) дружбе, (слайд 9) труде (слайд 10)по правилам «Твёрдые и мягкие согласные»,»Безударные падежные окончания имён существительных», «Неопределённая форма глагола» и др. Этот материал мы стали активно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, труда.


Выступление третьей группы. Олеся М.


А наша группа решила оформить рисунки уч-ся к пословицам и поговоркам, а позже составить из них презентацию( слайды 11-13)



Выступление четвёртой группы


Я и мои одноклассники писали мини-сочинения к пословицам. Я хотела бы вам прочитать моё Ира Г., Рита И.

Иваненко Рита

Труд кормит, а лень портит

Однажды я и моя бабушка мыли окна. Я помыла 3 окна, а бабушка 4 окна. Тогда я заслужила пирожное! А в другой раз я лежала на кровати, а бабушка мыла окна. И так я ничего не заслужила, потому что «труд кормит, а лень портит»!


Гвоздарева Ирина

Труд кормит, а лень портит

Не зря появилось в народе такое выражение. В старину богатые люди жили на деньги, которые достались им по наследству. Они ленились ходить в школу и работать. А бедные, наоборот, стремились ходить в школу и работали с ночи до утра.

А когда богачи тратили все свои деньги, им негде было работать и жить. А бедняки могли и немного денег заработать, и дом построить.


Васильева Алёна

Всему своё время.

Однажды мы с моей подругой Викой решили вместе делать уроки, я хотела ей помочь разобрать задачу. Но Вика целый день играла, гуляла, смотрела телевизор, а за уроки так и не взялась.

-Да ладно, меня всё равно не спросят!

А на следующий день Вику спросили на уроке математики, а она ничего не смогла решить и получила «2». А ведь я говорила ей: «Всему свое время!»


Посмотрите сценку

Инсценировка рассказа


На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

  • Вон я какое большое! А ты - мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

  • На календарь все глядишь? - не унималось Большое Безделье. - Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: - И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.


Выступление пятой группы. Полина Ш.

Мы исследовали, какие любимые пословицы родителей и какие пословицы нравятся нашим учителям. (слайд 12) Выяснилось, что родители чаще всего используют пословицы :Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Сделал дело- гуляй смело. Семь раз отмерь- один раз отрежь. Поспешишь- людей насмешишь. Когда я ем, я глух и нем. Тише едешь- дальше будешь. (слайд 13)

А любимые пословицы и поговорки учителей начальных классов вы видите на экране (слайд 14)


Выступление шестой группы


А мы хотели бы вам, ребята, предложить задания

1.Вспомните пословицу по началу ( слайды 14-16) Никита Г.


2.Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки Андрей П.

(1 отрывок- карточки фиолетового цвета

Не пером пишут, а умом; На все руки, кроме науки; Тяжело в учении- легко в бою; Перо пишет, а ум водит)

2 отрывок – розового цвета

Здоров на еду, да хил на работу; Лодырю всегда нездоровится; Дерево сильно плодами, а человек делами; Лень-ключ к бедности)


3.Вставьте в пословицы названия животных Никита К.(слайд 22-25)


4.Вставьте недостающие числа Стас Г.


5.Отгадайте ребус Егор


Заключение Ангелина

Ещё раз подобное задание «Доскажи словечко- допиши пословицу» мы провели в ноябре месяце и результат уже был значительно выше.(слайд 28)

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего (слайд 29).Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.( слайд 30)

Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.Но решили, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - творческий проект «Пословицы и поговорки в современном мире».

Автор: Демьянцева Наталья Ивановна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "171573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423679733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Статья "Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка " "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-ispol-zovaniie-intierniet-riesursov-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "154098"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421097971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства