Проект "Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"
Проект "Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу к самообучению и самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.3. Основные приемы и этапы работы по технологии продуктивного
чтения ………………………………………………………………….8
3.Заключение………………………………………………………………9
4.Литература……………………………………………………………...10
5.Приложение …………………………………………………………....11
Введение
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать» Д. Дидро
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу к самообучению и самообразованию.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».
В современном ФГОС одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах». [5, с. 6]
Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Учитывая выше сказанное, я определила цель образовательнойдеятельности для решения данной проблемы: выявление наиболее эффективных технологий по формированию навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Задачи:
Проанализировать используемые в педагогике технологии по формированию навыков смыслового чтения.
Наметить основные приемы и этапы в работе по технологии продуктивного чтения.
Выделить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, отвечающие поставленной цели.
Проанализировать возможности внеурочной деятельности для формирования смыслового чтения.
Эффективные технологии формирования навыков смыслового
чтения у младших школьников
2.1 Основы смыслового чтения
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. [4, с.1] Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. [2, с.98]
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:
начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
не пропускает непонятные слова, выражения;
вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;
включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Использование современных технологий по формированию
смыслового чтения
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны еще К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». [1, с.25] Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие. [1, с.28]
В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения. [6, с.4]
2.3 Основные приемы и этапы работы по технологии продуктивного
чтения
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения:
1. активная работа со словом;
2. применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. развитие читательского воображения.
Принципы работы:
Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.
Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимного и самоконтроля.
Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.
Заключение
Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.
Литература
1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2010г., с. 25
2.Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 2010г., с. 98
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г., с. 39
4. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Электронный ресурс] - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.edu-murman.ru
Программа «Литературное чтение» «Школа 2100» Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева [Электронный ресурс] - М., [2016]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2599229.html
Приложение 1
Система специальных упражнений
1.Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на «слова-ключики» нужно при чтении любого текста.
Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение: «фи», пренебрежение: «фу», разочарование: «ну», а у мальчика – восторг: «во».
Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.
Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Лес, словно терем расписной…»
Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром…».
Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы» и т.д.
С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Интересный приём в работе над словами-образами: в стихотворении закрыты слова-образы, словосочетания. Детям нужно догадаться и найти эти слова.
2.Развитие читательского воображения
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценировка или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены при первом чтении.
Приложение 2
Приемы работы по формированию смыслового чтения во
внеурочной деятельности
В становлении грамотного ученика-читателя большую роль играет не только деятельность на уроке, но и внеурочная деятельность.
Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые открывает перед ним книга.
Я думаю, что сказка открывает маленькому читателю большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает доброту и справедливость.
В первом классе, еще в период обучения грамоте мы проводим клубный час «В гостях у сказки».
Сначала читаем и иллюстрируем сказку. Потом мы пересказываем сказку от имени любимой игрушки. Данное упражнение не только поддерживает читательский интерес, но и развивает речь и память маленького ученика, не травмируя психику ребенка, учит общаться с аудиторией.
Следующим этапом работы было создание книжки-малышки. Надо сочинить свою сказку и проиллюстрировать её. Над этим мини-проектом дети работали вместе с родителями. Каждый ученик защищал свой проект перед классом.
Работа над данным проектом – это один из приемов работы по развитию читательского воображения. По мнению ученых, многие трудности понимания и запоминания текста связаны с, так называемым, «ленивым воображением».
Пробудить воображение маленьких читателей также способны инсценировка и чтение по ролям. По мотивам некоторых сказок мы проводили театральные инсценировки.
Кроме этого, я активно привлекаю детей к участию во Всероссийских дистанционных викторинах по литературному чтению на образовательных порталах «Фактор роста», «Продленка», «future4you.ru».