Интеллектуальное развитие ребёнка, как известно, происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам оно осуществляется на треть, к 8 годам - наполовину, а к 12 годам - на три четверти.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у детей с нормальным речевым развитием формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующими факторами в начальном усвоении речи (8).
В то же время, следует отметить, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, увеличивается количество «неграмотных» детей. «Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками зрения, слуха, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы 1 и 2-й ступени» [7, с.3]. С поступлением в школу учебная деятельность становится для ребёнка ведущей. Несоответствие уровня речевых средств ребёнка и учителя препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации. Эти трудности вызывают у него состояние интеллектуальной пассивности. Постепенно у младшего школьника вырабатывается манера невнимательно, кое-как вслушиваться, всматриваться, вчитываться. То же проявляется при ответах на вопросы и в более самостоятельных высказываниях. Следует отметить, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ), поступающих в образовательные школы города увеличивается. Причём диагнозы, с которыми поступают ребята, становятся более сложными. Для учащихся с ОВЗ характерны не только быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, но и снижение внешней мотивации учебной деятельности. Этим ученикам необходима педагогическая коррекция, так как трудности не пройдут сами собой. В практической деятельности учителя-логопеда коррекция нарушений как устной, так и письменной речи неразрывно связана с коррекцией высших психических функций. Согласно профессору А.А. Таракановой, психолингвистический анализ процесса продуцирования письменной речи позволяет выявить его многоуровневую структуру. «В сложном процессе порождения письменной речи выделяется мотивационный, языковой уровень, уровень моторной реализации зрительных образов букв. Каждый их этих уровней осуществляется с использованием многих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. …В качестве основных показателей интеллектуального развития учащихся можно выделить следующие критерии: уровень аналитико-синтетической деятельности, умение применять полученные знания, освоение общего способа умственной деятельности» [5, с.17]. Речь не только формирует и формулирует мысль, но качественно перестраивает все психические процессы. По мнению А.Р.Лурии, слово оказывается «мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» (5) . Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии. Логопедические занятия призваны помочь учащимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешает детям – логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр на занятиях. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем - логопедом задание таит в себе какую-то «хитрость», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках. В арсенале учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти. С недавних пор очень большим помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии стала другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе. А решить эту задачу позволяют компьютерные технологии. На логопедических занятиях в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова уже более 10 лет (с 2003 года) при работе с детьми с ОВЗ используется логотренажёр «Дэльфа – 142» (далее: тренажёр). Этот тренажёр (научный руководитель проекта – профессор О.Е. Грибова, первая версия тренажёра – 2000 г.) представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажёра являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на занятиях школы V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также II вида (для слабослышащих детей) (9, с. 21). С успехом он используется на логопедических занятиях школы VII вида (для детей с задержкой психического развития), на логопункте, образованном при «СОШ № 12», в неврологическом отделении детской областной больницы г. Пскова, в Центре психолого – медико – педагогической реабилитации детей и подростков. Необходимость использования современных компьютерных средств обуславливается тяжестью и устойчивостью речевых дефектов у учащихся – логопатов. С помощью логотренажёра «Дэльфа – 142» можно решить следующие задачи логопедические работы: - коррекция речевого дыхания; - коррекция силы голоса; - коррекция произношения гласных и согласных звуков; - отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных; - отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости; - работа над звукобуквенным составом слова; - работа над слоговой структурой слова; - формирование обобщенного лексического значения слова; - коррекция лексико – грамматической стороны речи и расширение словарного запаса; - работа над морфологическим значением слова; - предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма. Тренажёр позволяет: - включить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию высших психических функций, с опорой на различные анализаторные системы. Для облегчения работы с тренажёром в программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажёром без звукового сопровождения. Это особенно важно при групповых занятиях. Программа «Дэльфа – 142» построена исключительно на основе игровых приёмов. Игра – эта одна из форм практического мышления. Именно в игре ребёнок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Для поддержания у ученика устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторные системы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Дети зажигают свечки на праздничном пироге и на новогодней ёлке, заставляют разговаривать Колобка и Бегемотика, помогают вытащить репку, поднимают в воздух вертолёт, играют с весёлыми человечками, перемещают занимательные картинки, собирают разрезанную картинку, наблюдают за движением грузовичка по дороге и т.д. Учащиеся с ОВЗ могут и не замечать, что выполняя эти весёлые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи. В рамках ведущей деятельности детей программа «Дэльфа – 142» опирается на зону их ближайшего развития. Состав и характер упражнений программы определяется не только тем, что ещё ребёнок может сделать уже сейчас, но и содержанием тех задач, которые ученик хотя ещё не может решить самостоятельно без ошибок, но уже осуществляет с помощью взрослого. То, что первоначально будет выполняться ребёнком под руководством учителя – логопеда, станет затем его собственным достоянием.За время использования аппаратуры в учебной практике компьютерный тренажёр стал действительно необходимой частью логопедических занятий. Он помогает сформировать языковой навык, поддержать у ребёнка с ОВЗ устойчивый интерес к выполнению упражнений. У тренажёра всегда «хватает терпения» многократно повторить один и тот же материал и беспристрастно оценить результаты. Важен и тот факт, что игровая сущность большинства упражнений соответствует характеру ведущего вида деятельности детей с речевой патологией в начальной школе – переходу от игровой деятельности к учебно – игровой. В тренажёре заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создаёт предпосылки для его автоматизации. Тренажёр – это экономия сил и времени учителя – логопеда. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого трудоёмкого дидактического материала. Для эффективной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность речевого общения. Огромное значение в этом процессе играет положительный эмоциональный фон занятий. Программа «Дэльта – 142» помогает создать этот положительный фон. Уровень стрессогенности программы снижен до минимума. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребёнка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществлён гуманный подход к оценке выполнения заданий. Существует система поддержки при ошибках (мигание задания, указание на верное направление). Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребёнка, не создаёт у него комплекса неуспешности. Наличие нескольких уровней сложностей позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень. В процессе выполнения заданий ничто не тревожит ребёнка. При выборе цветового фона разработчики программы учли характер воздействия цвета на человека, избежали одноцветности и однообразия, которые быстро надоедают детям, вызывая охранительное торможение. Поэтому основную гамму составили зелёные, жёлтые, жёлто – зелёные, светло – коричневые тона. Они не отвлекают ребёнка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно – психического равновесия. Приятна и звуковая поддержка программы, при необходимости её можно отключить. Учащиеся – логопаты с удовольствием работают с логотренажёром. Работая в парах, у детей с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки. Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на логопедических занятиях программы «Дэльта – 142» осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития. Список использованной литературы:
- Бакулина Г.А.Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: «ВЛАДОС», 1999.
- Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. - М.: «Знание»,1992.
- Непомнящая Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения. – М., 1992.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума.- М.: «Просвещение», 1997.
- Тараканова А.А. Формирование мыслительных операций у младших школьников в процессе коррекции дисграфии. – СПБ.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль, 1997
- ЯстребоваА.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.- М,: АРКТИ, 2007
- Новикова О.В., Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся, Псков, «Псковский педагогический комплекс».
- Мазурова Н.В., Меньков А.Б., ст. Логопедический тренажёр: новые возможности компьютерного помощника, Сборник материалов, Логопедическая служба области: состояние, проблемы, перспективы, I областная научно – практическая конференция, Псков, ПОИПКРО, 2002, с. 21 – 23.