kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы».

      Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. Для этого учителю начальных классов необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помоги мне это сделать самому».

      Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами,  стимулировать  ученика к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Ребенок учится с увлечением тогда, когда занятия интересуют его лично. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.

         «Компетенция- это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в началь-ной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности». Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно - смысловые компетенции, общекультурные компе-тенции, учебно –познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. В каждом учебном предмете можно определить число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

       Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?  Этот вопрос ориентировал  учителя начальных классов на поиск новых форм работы.

         Учителя внедряют ключевые компетенции в учебно – воспитательный процесс по двум подходам: 1. Внедрение ключевых компетенций на уроке. 2. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе внеклассной работы.

      На своих уроках  использую разнообразные методы и средства обучения: индивидуальные задания  разноуровневого  характера, различные формы контроля, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала. Применяю различные способы индивидуализации и дифференциации заданий учащимся, в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки, что способствует повышению качества знаний, созданию благоприятного психологического климата в классе. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: (фронтальную, коллективную, индивидуальную, парную), а также способы поддержания внимания учеников и активизации их мышления.

    Метод проектов является отличным инструментом  развития компетенций учащихся. Именно этот метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, формирует активную жизненную позицию, умение применить знания на практике.

      Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет нам индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, эффективный способ заинтересовать ученика, включиться в исследовательскую работу, позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи.

    Актуальность метода проектов в  наши дни обуславливается прежде всего необходимостью учащимся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

     Деятельность учащихся по выполнению проекта от идеи до её полного воплощения является проектной деятельностью. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причём, основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.

       Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет  использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями

      Младший школьник очень мало знает о родном крае. Поэтому я считаю, что в этом возрасте очень важна работа по краеведению. В  3 классе велась работа над  проектом «Ангара - река моего детства».  Ребята объединились в группы по интересам. Нашли много материала об Ангаре.  На уроках литературного чтения сочиняли сказки, стихотворения об Ангаре, писали рассказы. На уроке  изобразительного искусства рисовали  картины. Ребята и родители оформили собранный материал в виде журнала.

 В 4 классе мы продолжили работу над проектом « Байкал –жемчужина Сибири»  Мне, как учителю, необходимо было проанализировать программы по разным предметам и сгруппировать их вокруг проекта ( были задействованы все предметы, которые изучаются в начальной школе). Мы посетили Байкальский музей, побывали на экскурсии  в Листвянке , создавали экологические листовки, собрали интересный материал. При работе над проектом было организовано сотрудничество с родителями нашего класса . Многие родители писали стихи о Байкале, помогали детям оформить материал. Итогом работы стала презентация проекта на школьной   Научно – практической конференции для младших школьников, оформление собранного материала в классном журнале. 

         Эта работа нравится учащимся. В своих отчетах они написали, что во время работы над проектом многому научились, прибавилась уверенность в своих силах, стали задумываться о бережном отноше-нии к родному краю, охране окружающей природы.

   В своей практике я использую не только долгосрочные проекты, но и краткосрочные. Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке по отдельному предмету.                                         

       Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны  не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие  перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия  «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования

      Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться . И поэтому  задача педагогов не только  научить детей, но и  научить применить свои знания в современной жизни.

 

Литература

1. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. – М., 2006.                                         2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000                               3.  Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.

 

Просмотр содержимого документа
««Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы.». »

«Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса начальной школы».

Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирова-ние активной позиции учащегося в учебном процессе. Для этого учителю началь-ных классов необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помоги мне это сделать самому».

Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, стимулировать ученика к самостоятель-ным поискам, анализу своей деятельности. Ребенок учится с увлечением тогда, когда занятия интересуют его лично. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.

«Компетенция- это те знания, умения и навыки, которыми младший школь-ник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальней-шей жизнедеятельности». Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно –познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. В каждом учеб-ном предмете можно определить число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Этот вопрос ориентировал учителя начальных классов на поиск новых форм работы.

Учителя внедряют ключевые компетенции в учебно – воспитательный процесс по двум подходам: 1. Внедрение ключевых компетенций на уроке. 2. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе внеклассной работы.

На своих уроках использую разнообразные методы и средства обучения: индивидуальные задания разноуровневого характера, различные формы контроля, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала. Применяю различные способы индивидуализации и дифференциации заданий учащимся, в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки, что способствует повышению качества знаний, созданию благоприятного психологического климата в классе. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: (фронтальную, коллективную, индивидуальную, парную), а также способы поддержания внимания учеников и активизации их мышления.

Метод проектов является отличным инструментом развития компетенций учащихся. Именно этот метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, формирует активную жизненную позицию, умение применить знания на практике.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет нам индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, эффективный способ заинтересовать ученика, включиться в исследовательскую работу, позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи.

Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается прежде всего необходимостью учащимся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществ-ления.

     Деятельность учащихся по выполнению проекта от идеи до её полного вопло-щения является проектной деятельностью. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Про-ектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной дея-тельности со сверстниками и со взрослыми. В проектной деятельности школьни-ков приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причём, основная цель учебной деятельности выступает перед уче-никами в косвенной форме. И необходимость её достижения усваивается школь-никами постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для дости-жения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.

       Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет  использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями

      Младший школьник очень мало знает о родном крае. Поэтому я считаю, что в этом возрасте очень важна работа по краеведению. В 3 классе велась работа над проектом «Ангара - река моего детства».  Ребята объединились в группы по интересам. Нашли много материала об Ангаре. На уроках литературного чтения сочиняли сказки, стихотворения об Ангаре, писали рассказы. На уроке изобразительного искусства рисовали картины. Ребята и родители оформили собранный материал в виде журнала.

 В 4 классе мы продолжили работу над проектом « Байкал –жемчужина Сибири»  Мне, как учителю, необходимо было проанализировать программы по разным предметам и сгруппировать их вокруг проекта ( были задействованы все пред-меты, которые изучаются в начальной школе). Мы посетили Байкальский музей, побывали на экскурсии в Листвянке , создавали экологические листовки, собрали интересный материал. При работе над проектом было организовано сотрудничество с родителями нашего класса . Многие родители писали стихи о Байкале, помогали детям оформить материал. Итогом работы стала презентация проекта на школьной Научно – практической конференции для младших школьников, оформление собранного материала в классном журнале. 

         Эта работа нравится учащимся. В своих отчетах они написали, что во время работы над проектом многому научились, прибавилась уверенность в своих си-лах, стали задумываться о бережном отношении к родному краю, охране окружающей природы.

   В своей практике я использую не только долгосрочные проекты, но и кратко-срочные. Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке по отдель-ному предмету.                                         

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компе-тентности», более соответствующие пониманию современных целей образования

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распо-ряжаться и поэтому задача педагогов не только  научить детей, но и  научить применить свои знания в современной жизни.



Литература

1. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. – М., 2006. 2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000 3. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Светлана Владимировна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "102905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402559007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ "
    ["seo_title"] => string(74) "primienieniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "204715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429713590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Русский язык 6 класс "
    ["seo_title"] => string(21) "russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446468466"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства