kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Праздники и традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Праздники, традиции и обычаи народов Российской Федерации»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Праздники и традиции"»

Филиал «Вишнёвская основная общеобразовательная школа»

МБОУ «Новониколаевская СОШ»





Рассмотрено: Утверждаю:

на педагогическом совете Директор МБОУ

________________20___ г. __________________________

приказ №_____

от ________________20__ г.

_________ /____________/








Рабочая программа

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Праздники, традиции и обычаи народов Российской Федерации»

для 1-4 кл.

Срок реализации: ______________________уч. г.














Составитель:

Мальцева Елена Александровна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории








с. Семёновка, 2025

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе Программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (Автор Л.Н. Михеева Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы.).

Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Праздники, традиции и обычаи народов России» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет.

Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и обычаями народов России; развитие детской одаренности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры и развитие художественного вкуса.


Общая характеристика курса. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения, уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.





Особенности содержания курса.

Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям

детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных

действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные

связи учебной и внеучебной деятельности школьника).



Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

  • Знакомство обучающихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) .

  • Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..

  • Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.

  • Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.

  • Формирование чувства национального достоинства. 

Ценностные ориентиры:

  • В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.

  • Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.





Место внеурочного занятия в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и составляет 34 учебных недели в год.

Сроки реализации программы – 1 год.


Продолжительность занятий – 40 минут.


Формы занятий:

Учебно - теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

беседа

Научно – исследовательские работы

Учебная игра

экскурсии

презентация

Посещение музеев

Игровые занятия

Творческие конкурсы

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Рукоделие и художественная деятельность


Творческие проекты


Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)


Результатом практической деятельности по программе «Праздники, традиции и обычаи народов России»» можно считать следующие критерии:

-высокий уровень знаний учащихся традиций, праздников и ремесел народов России;

-повышается активность участия детей в мероприятиях класса, школы;

-классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по направлениям работы программы;

- класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и пропаганды патриотизма.


Формы подведения итогов работы:

-анкетирование;

- создание книжек – малышек;

-защита исследовательских работ, проектов;

-творческие отчёты - выставки поделок, рисунков, фотографий;

-создание мультимедийных презентаций;

-участие в районных, краевых и международных конкурсах.


Ожидаемые результаты:



Первый уровень результатов:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


Второй уровень результатов:

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.



Третий уровень результатов:

– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.


Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.


Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.


Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.



Содержание тем курса


п/п

Разделы курса

Количество

часов

Формы внеурочной деятельности

1.

Вводное занятие.

1 ч

Беседа

2.

Старинный русский быт.

5 ч

Презентация, беседа, игровые занятия

3.

Новый русский быт (со времён Петра I).

4 ч

Игровые занятия, презентации, экскурсии

4.

Русские народные праздники.

13 ч

Рассказ педагога, учебная игра, презентации

5.

Русские народные промыслы.

4 ч

Игровые занятия, презентации, экскурсии, сбор и обработка информации

6.

Русские народные игры.


3 ч

Игровые занятия, презентации, экскурсии, сбор и обработка информации

7.

Народные танцы.

4 ч

Презентация, беседа, игровые занятия


Всего:

34 ч







Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

Формы внеурочной деятельности

Дата проведения

Вводное занятие – 1 ч.


1

Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности.

1

Беседа


Старинный русский быт – 5 ч.


2

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

1

Презентация, беседа.


3

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

1

Презентация, беседа.


4

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

1

Учебная игра, презентации


5

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

1

Учебная игра, презентации


6

Учеба. Школа.

1

Беседа


Новый русский быт (со времён Петра I) – 4 ч.


7

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

1

Учебная игра, презентации


8

Усадьба. Дворянские особняки

1

Беседа, презентация


9

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

1

Учебная игра, презентации


10

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

1

Презентация, беседа, игровые занятия


Русские народные праздники – 13 ч.


11

Зимушка-зима. Новый год.

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


12

Рождество.

1


13

Святки.

1


14

Крещение.

1


15

Весна-веснянка. Масленица.

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


16

Великий пост. Вербное воскресенье.

1


17

Пасха.

1


18

Лето красное. Егорьев день.

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


19

Троица. Духов день.

1


20

Иван Купала. Петров день. Ильин день.

1


21

Осень золотая. Спасы.

1

Презентация , беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


22

Успение. Покров.

1


23

Викторина «Русские народные праздники»

1

Игровое занятие


Русские народные промыслы – 4 ч.


24

Керамика Гжели

1

Презентация, беседа, игровые занятия


25

Хохлома и Жостово

1


26

Павловопосадские шали

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


27

Вятская и богородская игрушка

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


Русские народные игры – 3 ч.



28

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

1 ч

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


29

Наиболее популярные детские игры

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


30

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

1


Народные танцы – 4 ч.


31

Парные пляски. Переплясы.

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


32

Хороводы. Игры-танцы.

1

Презентация, беседа, игровые занятия, сбор и обработка информации


33

Защита творческих проектов.

1

Проект


34

Защита творческих проектов.

1

Проект



Всего:

34 ч.





Учебно–методическое обеспечение

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011.

  2. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  3. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Фольклорные посиделки. ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.


Ресурсы сети интернет:


  1. http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8

  2. http://dereven-ka.ru/tradicii.html













Лист коррекции

Дата внесения изменений

Содержания изменений

Реквизиты документа

( дата и № приказа)

























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Праздники и традиции"

Автор: Мальцева Елена Александровна

Дата: 30.04.2025

Номер свидетельства: 669234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Педагогический проект: Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»"
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskiiproiektrabochaiaproghrammaobiedinieniiavnieurochnoidieiatielnostiprazdnikitraditsiiiriemieslanarodovrossii"
    ["file_id"] => string(6) "332314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464895447"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Программа внеурочной деятельности.Проект "Праздники и традиции родного края" "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-proiekt-prazdniki-i-traditsii-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "234078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443345045"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука православия» (2 год обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiazbukapravoslaviia2ghodobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "339636"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471412919"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства