Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Праздники и традиции"»
Филиал «Вишнёвская основная общеобразовательная школа»
МБОУ «Новониколаевская СОШ»
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ
________________20___ г. __________________________
приказ №_____
от ________________20__ г.
_________ /____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Праздники, традиции и обычаи народов Российской Федерации»
для 1-4 кл.
Срок реализации: ______________________уч. г.
Составитель:
Мальцева Елена Александровна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
с. Семёновка, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе Программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (Автор Л.Н. Михеева Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы.).
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Праздники, традиции и обычаи народов России» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет.
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и обычаями народов России; развитие детской одаренности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры и развитие художественного вкуса.
Общая характеристика курса. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения, уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Особенности содержания курса.
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям
детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных
действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные
связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство обучающихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) .
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.
Формирование чувства национального достоинства.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Место внеурочного занятия в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и составляет 34 учебных недели в год.
Сроки реализации программы – 1 год.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Формы занятий:
Учебно - теоретические
Практические
Изучение литературы, работа с документацией
Экспедиции по сбору материала
Рассказ педагога
Обработка собранного материала
беседа
Научно – исследовательские работы
Учебная игра
экскурсии
презентация
Посещение музеев
Игровые занятия
Творческие конкурсы
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Рукоделие и художественная деятельность
Творческие проекты
Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)
Результатом практической деятельности по программе «Праздники, традиции и обычаи народов России»» можно считать следующие критерии:
-высокий уровень знаний учащихся традиций, праздников и ремесел народов России;
-повышается активность участия детей в мероприятиях класса, школы;
-классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по направлениям работы программы;
- класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и пропаганды патриотизма.
Формы подведения итогов работы:
-анкетирование;
- создание книжек – малышек;
-защита исследовательских работ, проектов;
-творческие отчёты - выставки поделок, рисунков, фотографий;
-создание мультимедийных презентаций;
-участие в районных, краевых и международных конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;