Программа внеурочной деятельности.Проект "Праздники и традиции родного края"
Программа внеурочной деятельности.Проект "Праздники и традиции родного края"
Рабочая программа проекта Праздники и традиции родного края» рассчитана на учащихся 1-4х классов предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа.Основные направления в деятельности проекта «Праздники и традиции родного края» - изучение истории родного края, праздников и традиций народов ЯМАЛа.Программа внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края», ставит своей основной целью знакомство учащихся с историей и культурой своего родного уголка, родной земли, раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих ЯНАО, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности.Проект "Праздники и традиции родного края" »
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №2 п.Пангоды» от 31.08.2015 года № 180
Рабочая программа внеурочной деятельности
Проект «Праздники и традиции родного края»
(духовно-нравственное направление)
для учащихся 1класса
(6,5-7,5 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Калиниченко С.В.,
педагог-организатор
п.Пангоды
2015г.
Содержание
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
3-4 стр
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
5 стр
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
6-8 стр
Содержание программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края ».
9 стр
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
10-14 стр
Описание учебно-методического и материально–технического обеспечения программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
15-16стр
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики программы внеурочной деятельности проекта
«Праздники и традиции родного края».
Рабочая программа проекта Праздники и традиции родного края» рассчитана на учащихся 1-4х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды».
и предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа.Программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ([В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.;
Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» на 2015-2019 гг.;
Плана внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Пангоды» на 2015/2016 учебный год.
Актуальность
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость в том, чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Рабочая программа проекта «Праздники и традиции родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, обучение детей первоначальным туристским навыкам, воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине. Основу содержания программы составляет история ЯНАО и туристско-краеведческая деятельность.
Практическая значимость
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся, так как туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Новизна
состоит в том, что содержание Рабочая программа проекта «Праздники и традиции родного края» , обеспечивает комплексное изучение духовной и материальной культуры северных народов, истории родного края.
Данная программа призвана помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, дополнительная общеобразовательная программа проекта «Праздники и традиции родного края» призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности проекта «Праздники и традиции родного края» - изучение истории родного края, праздников и традиций народов ЯМАЛа.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность ».
Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Праздники и традиции родного края» предусматривает теоретические и практические занятия:
самостоятельная работа и прочие занятия по отработке специальных умений.).
2) практические (экскурсии, спортивные занятия, спортивные и оздоровительные акции, соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья, походы выходного дня, туристско-краеведческие экспедиции, поисково-краеведческие экспедиции, природоохранные и природовосстановительные экспедиции, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективно-творческих дел в окружающем школу социуме
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
Программа внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края», ставит своей основной целью знакомство учащихся с историей и культурой своего родного уголка, родной земли, раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих ЯНАО, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народа.
Цели программы:
Обучающие:
ознакомление с историей малой родины.
формирование умения и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
формирование познавательной потребности в освоении исторического материала;
расширение и углубление знаний учащихся о родном крае;
формирование системного представления о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
Развивающие:
Развитие представления о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
Воспитывающие:
воспитание патриотизма
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов (6,5-10 лет), с расчетом 1 часа в неделю, , итого 35 часов в год.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности проекта
«Праздники и традиции родного края».
В результате освоения курса внеурочной деятельности проекта«Праздники и традиции родного края» у учащихся формируются следующие определенные личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Осознавать значимость знания традиций родного края для личного развития.
2. Формировать потребность в систематическом изучении истории родного края
3.Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Ожидаемые результаты:
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
• историко-культурное, духовное наследие своей республики, своего села.
Должны уметь:
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию;
• вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Прогноз:
ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Формы организации деятельности
групповая,
коллективная
индивидуальная
Формы занятий
беседа,
познавательно-развлекательные игры,
экскурсии,
дефиле конкурсы рисунков, фотографий
фестиваль
тематические устные журналы,
инсценированные представления,
праздники народного календаря,
мастер-класс,
выставки,
весёлые старты,
сюжетно-ролевые игры,
конкурс чтецов,
творческий вечер,
литературная гостиная,
музейный урок,
защита проекта исследовательской работы.
Формы подведения итогов:
анкетирование, опрос,
представление проектов,
фестиваль,
дефиле.
Содержание программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции родного края».
1. Введение. «Моя родина – Ямал» (2 ч)
Знакомство детей с геральдикой, символами ЯНАО,
создание фотовыставки в школьной музейной комнате.
2.История образования нашего края (3 ч)
Экскурсия в музей ДК «Юбилейный»
Встреча с почетными жителями поселка Пангоды.
Создание карты ЯМАЛА.
Мы живем в краю ненцев (5 ч)
Знакомство с традициями и обычаями ЯНАО.
Подготовка к фестивалю. «Народный праздник».
Обычаи и традиции ненцев- (6 ч)
Обычаи народов края
ССоздание конкретных баз данных по выбранным темам,
репетиция фестиваля
Изготовление костюмов
ДДефиле
Фестиваль
Ямальские мастерицы –( 5ч)
Знакомство с разновидностями и жанрами народного искусства ямальцев.
Изготовление сувениров.
Создание выставки, защита проектов.
Выставка «Сияние севера».
Игры и игрушки ненецких детей – (4 ч)
Мастер-классы по изготовлению игрушек ненецких детей, изготовление.
Сюжетно – ролевые игры ненецких детей.
Весёлые старты.
Песни тундры – (6 ч)
Жанры фольклора
Наш край в устном народном творчестве
Народные таланты нашего края
Пословицы и поговорки народов ЯНАО как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Рисуют художники тундру.
Защита исследовательского проекта «Песни тундры».
Мы – знатоки родного края (4 ч)
Создание фонотеки фольклора народов Севера
Оформление материала ( стенды, выставки, альбомы)
«День коренных народов мира»
Подведение итогов.
Тематическое планирование
№
Дата
Тема
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
Содержание
Форма организации учебного занятия
Теория
Практика
1. Введение. «Моя родина – Ямал» (2 ч)
«Моя малая родина – Ямал», Герб, флаг ЯНАО
1
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе
Знакомство детей с геральдикой, символами ЯНАО,
создание фотовыставки в школьной музейной комнате
Квест-экскурсия.
Выставка.
«Моя малая родина моими глазами»
1
2.История образования нашего края (3 ч)
История заселения и освоения ЯНАО
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Экскурсия в музей ДК «Юбилейный»
Встреча с почетными жителями поселка Пангоды.
Создание карты ЯМАЛА.
Экскурсия
Беседа
Творческая мастерская
«Горжусь своими земляками»
1
Рисуем карту ЯМАЛА
1
3. Мы живем в краю ненцев (5 ч)
Традиции и обычаи края
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Знакомство с традициями и обычаями ЯНАО. Подготовка к фестивалю. «Народный праздник»
Видеолекторий
Презентация
Экскурсия в музей.
Фестиваль
Что я знаю о народных традициях?
0,5
0,5
Народные праздники
1
В этнографическом музее
1
Фестиваль «Народный праздник»
1
Проведение праздника
Фестиваль
Обычаи и традиции ненцев- (6 ч)
Обычаи народов края
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Обычаи народов края
Квест-экскурсия
Сбор материала о народных праздниках.
1
Создание конкретных баз данных по выбранным темам
Репетиция
Подготовка национального праздника
1
Народный костюм
1
Изготовление костюмов
Творческая мастерская
Традиционная одежда
1
Дефиле
Инсценированное представление
Национальный праздник
1
Фестиваль
Фестиваль
Ямальские мастерицы –( 5ч)
Разновидности и жанры народного искусства ямальцев.
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Создание выставки, защита проектов.
Видеозанятие
Делаем ямальский сувенир
1
Мастер-класс
Творческая мастерская
Зимние фантазии ямальских мастериц
1
Ямальские мастерицы
1
«Сияние Севера»
1
Выставка
Игры и игрушки ненецких детей – (4 ч)
Игры и игрушки ненецких детей
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Мастер-классы по изготовлению игрушек ненецких детей, изготовление.
Мастер-класс
Ненецкие куклы
1
Мастер-класс
Сюжетно – ролевые игры
1
Сюжетно – ролевые игры ненецких детей
Занятие-игра
Национальные виды спорта
1
Весёлые старты
Весёлые старты
Песни тундры – (6 ч)
Жанры фольклора
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Беседа
Наш край в устном народном творчестве
1
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов
Народные таланты нашего края
1
Творческий вечер
Творческий вечер
Пословицы и поговорки народов ЯНАО как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
1
Литературная гостиная
Литературная гостиная
Рисуют художники тундру.
1
Экскурсия в музей
Музейный урок
Песни тундры
1
Защита проекта исследовательской работы
Защита проекта исследовательской работы
Мы – знатоки родного края (4 ч)
Создание фонотеки фольклора народов Севера
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Подготовка к празднику
Творческая мастерская
Оформление материала ( стенды, выставки, альбомы)
1
Оформление материала ( стенды, выставки, альбомы)
Выставка
«День коренных народов мира»
1
Проведение праздника
Фестиваль
Подведение итогов.
1
Награждение активных участников объединения
ИТОГО:
9,5
25,5
Описание учебно-методического, информационного и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
1. Литература:
Литература для учителя
1.Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. - М.: «5 за знания», 2008.-224с.
2.Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва - Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2011.-32с.
3.Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. -М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2009. - 64с.
Литература для учащихся
1.Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.