Педагогический проект: Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»
Педагогический проект: Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса духовно-нравственного направления. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект: Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»»
Педагогический проект:
Рабочая программа объединения
внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремесла
народов России».
Работу выполнила
учитель начальных классов
МКОУ Инзенская СШ №3.
Тюрина Ирина Александровна
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред.
Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. 73-87 с. )
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Общая характеристика курса. В сложных современных условиях, в условиях интенсивного развития новых технологий, когда человечество всё более стремиться к универсализации, необычно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитание подрастающего поколения.
Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Будущее народа, страны всецело зависит от того каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любящими свою Родину не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», « моя семья и род», « Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнивать со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит, является важным моментом в его духовно- нравственном развитии и воспитании.
Русская история сложна, трудна и героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину, у которой особая стать, особая, светлая душа. Она отразилась в ее природе, танцах, песнях, музыке и словах. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории, традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.
Народные танцы, песни, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью и хаотичностью. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям. Хранить, беречь и умножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность школы.
Актуальность создания программы. Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса духовно-нравственного направления. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственного человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Современное общество нуждается в высоконравственной, творческой, компетентной личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за прошлое, настоящее и будущее страны, укоренённую в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Это в полной мере невозможно без знания истории и культуры нашего государства.
Цель данной программы: раскрыть перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, развивать чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях; способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны.
Задачи данной программы:
Образовательные:
- формирование представлений о праздниках, традициях, ремёслах русского народа; знакомство со старым и новым( со времён Петра 1) русским бытом;
- формирование интереса к народному творчеству;
- формирование совокупности знаний, умений, навыков, позволяющих самостоятельно выявлять, добывать и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;
- формирование умения оперировать полученными знаниями, извлекать их из разных источников и применять в разных жизненных ситуациях;
- формирование и целесообразное использование мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, сопоставление)
Развивающие:
-развитие творческих способностей;
-развитие чувства собственного достоинства, развитие гордости за историческое прошлое государства, осознание своей роли в жизни страны;
-развитие познавательных интересов, диалогической и монологической речи, образного и логического мышления, восприятия;
- развитие эстетического вкус ; развитие музыкального слуха;
- развитие силы, ловкости, быстроты в играх
Воспитательные:
-воспитание интереса к русской национальной культуре;
-воспитание уважительного бережного отношения к своей стране, малой родине, её культуре и истории; уважительного доброго отношения к окружающим;
-воспитание нравственных ценностей, толерантности, чувства патриотизма и гражданственности
Особенности содержания программы. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Формы и методы работы
Используются следующие методы работы:
-беседы
-экскурсии
-викторины
-объяснительно- иллюстративный метод
-репродуктивный метод
-частично- поисковый метод
В программе используются следующие формы организации внеурочнойдеятельности:
Используются следующие формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах и парах.
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю согласно расписанию.
1 класс- 33 часа
2 класс- 34 часа
Итого: 67 часов
Планируемые результатыизучения программы.
Планируемые личностные результаты:
-принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своего государства;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов России;
-готовность обучающихся к саморазвитию;
-навыки сотрудничества, умения не создавать конфликты( сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику);
-эстетические потребности;
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формировать и удерживать учебную задачу до получения результата;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
-составлять план и последовательность действий,
-использовать речь для регуляции своего действия;
-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
-оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
-различать методы познания окружающего мира (наблюдение, опыт,
, моделирование, вычисление);
-выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов процессе
их рассматривания (наблюдения);
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя разные источники;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
-приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность для
решения коммуникативных и познавательных задач;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требовани-
ями речевого этикета;
-различать особенности диалогической и монологической речи;
-описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка;
-составлять небольшие устные монологические высказывания,
«удерживать» логику повествования, приводить убедительные
доказательства;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества, фольклорный праздник, защита творческих проектов по любому разделу программы); составление слайдовой презентации.
Текущий контроль: по каждой теме программы внеурочной деятельности коллективное обсуждение, обсуждение во время проведения выставок, просмотра презентаций и видео , творческие задания, опрос,наблюдение, беседа, игра, участие в школьных и районных конкурсах, участие в проведении национально-культурных праздников.
Требования к уровню подготовки.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-названия и правила русских народных игр;
-русские народные праздники, традиции их празднования;
-русские народные промыслы и их отличительные особенности;
- русские народные песни , загадки , считалки, танцы;
- подбирать материал о традициях, исторических событиях,фактах из разных источников;
-уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Основные разделы программы
Старинный русский быт.
Новый русский быт( со времён Петра 1)
Русские народные праздники.
Русские народные промыслы.
Русские народные игры
Русские народные танцы
Русские народные сказки, песни, считалки, загадки для детей.
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)
Раздел 2. Русские народные игры. ( 6 часов)
Роль игры в жизни детей: познание мира через игру, сохранение отголосков старины. Игры для мальчиков и девочек. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Практические занятия: знакомство с правилами старинных русских игр; разучивание правил нескольких игр: горелки, прятки, жмурки, салки, гуси-лебеди, у Мишки во бору, кошки- мышки, каравай, горячий картофель, совушка, перетягивание каната ; просмотр мультфильмов в которых есть фрагменты старинных русских игр( « Чудесный колокольчик», « Гуси- лебеди» )
Раздел 3. Старинный русский быт. ( 8 часов)
Жилище. Русская изба.
Русская изба (клеть, сени – холодные помещение, теплая изба), хозяйственные постройки (амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Одежда. Традиционный костюм крестьян.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан- у женщин. Головные уборы женщин, украшения. Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы– у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи – обувь крестьян.
Одежда. Традиционный костюм бояр.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги, горлатные шапки у бояр. Летники, душегреи, шубы у боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища и продукты питания.
Хлеб – главный продукт питания «дар божий». Старинный русский рецепт приготовления хлеба. Стихи, загадки, пословицы и поговорки о хлебе.
История появления блинов на Руси. Блинный праздник.
Учёба. Школа.
Славянская азбука. Буквицы. «Азбука русская или букварь» и современная азбука.
Обучение грамоте. Письменные принадлежности. Чернила и чернильницы. Береста и бумага. Учебные книги.
Русские народные забавы детей.
Зимние забавы детей. Катание на санях. Катание с ледяной горы. Коньки. Снежные крепости и фигуры. Игра « Метелица»
Глиняные и деревянные игрушки, свистульки.
Практические занятия: знакомство с историей возникновения блинов черезпраздник; лепка снежных фигур; знакомство с правилами игры «Метелица»; лепка глиняной игрушки; на теоретических занятиях можно отводить 5-6 минут для практики ( дорисовать недостающий элемент костюма, раскрасить рисунок, буквицу);
Раздел 4. Русские народные праздники.(5 часов)
Зимушка- зима .Новый год.
Канун нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Обычаи и обряды в проведении праздника. Роль традиций.
Святки- весёлое время года; песни во славу Христа, колядование, гадание. Ряженье и ряженые. Рождественский сочельник, рождественские блюда .Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка- символ « «райского дерева».
Крещение Господне.
История возникновения православного праздника. Освещение воды. Праздничный крещенский стол. Чудесные свойства крещенской воды.
Пасха. Пасхальные игры.
Пасха- главный христианский праздник .История возникновения праздника. Традиции празднования Пасхи на Руси :крашение яиц, выпечка куличей, сырная и творожная пасха, раздача верующим просфор. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Пасхальные игры.
Практические занятия: знакомство с правилами пасхальных игр; разучивание нескольких игр; разучивание и исполнение рождественских колядок; выполнение росписи пасхального яйца на бумажном шаблоне.
Раздел 5. Русские народные промыслы. (6 часов)
Керамика Гжели
Гжель – название живописного района недалеко от Москвы. Стиль Гжели – синие и голубые узоры, цветы на белом фоне. Вазы, статуэтки, кувшины, чайные сервизы, игрушки. Ручная роспись изделий. Роспись нескольких гжельских орнаментов на бумаге. Выполнение работы акварельными красками. Раскраска.
Вятская или дымковская игрушка
Вятскую игрушку еще называют дымковской по названию села Дымково возле города Вятки. Здесь издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Забавные звери, сказочные образы они представлены в необычных ситуациях, смешно одеты и ярко раскрашены. Их продавали на праздниках проводов зимы. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, сусальным золотом. Изготовление простейшей вятской игрушки в виде аппликации из детских ладошек.
Филимоновская игрушка
Лепка простейшей филимоновской игрушки ( лошадки) из пластилина
Богородская деревянная игрушка
Богородская деревянная игрушка. Село Богородское в окрестностях Сергиева Посада. Забавные фигуры барышень, гусар, игрушки в движении. Изготовление простейшей игрушки в движении из готовых картонных шаблонов.
Русская кукла. Кукла- берегиня.
Технология изготовления куклы из шерстяных ниток.
Практические занятия: раскрашивание нескольких гжельских орнаментов акварелью; лепка из пластилина; выполнение аппликации из детских ладошек; соединение при помощи тонкой проволоки готовых деталей богородской подвижной игрушки; изготовление куклы- берегини из ниток.
Раздел 6. Русские народные танцы. ( 3 часа)
Хороводы. Игры-хороводы. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности. Разучивание хороводов, игр- хороводов.
Русские народные музыкальные инструменты. Гусли, ложки, гармонь, рожок, трещотки.
Практические занятия: знакомство с играми- хороводами; разучивание игр-хороводов; разучивание 2-3 элементов народной пляски.
Раздел 7. Народные сказки, песни, считалки, загадки для детей.
( 2 часа)
Специальные песни ( потешки, пестушки) для маленьких детей, дошедшие до наших дней, их функциональное значение.
Загадки, считалки развивали детей, знакомили их с народной мудростью.
Разучивание нескольких песенок, считалок.
8. Подведение итогов. Выставка детских работ и фольклорный праздник.
Содержание программы
2 класс
Раздел 1. Русские народные игры. ( 4 часа )
Роль игры в жизни детей: познание мира через игру, сохранение отголосков старины. Игры для мальчиков и девочек. Старинные русские игры, известные детям и сейчас Игры для мальчиков и девочек.
Практические занятия: знакомство с правилами старинных русских игр; знакомство с правилами командных игр « Казаки- разбойники, Лапта»; разучивание правил нескольких игр.
Раздел 2. Старинный русский быт. ( 10 часов)
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Терема. Украшенные резьбой по дереву.
Русская изба. Элементы избы( тёплое и холодное помещение, хозяйственные постройки и их значение). Крестьянская утварь и мебель.
Боярские хоромы, палаты. Узорчатые терема. Крытые галереи для прогулок барышень. Убранство боярских хором. Сравнение с крестьянской избой.
Одежда.
Изготовление одежды в старину. Ткачество. Вышивка Роль орнамента-оберега. Главные элементы вышивки. Солнце, дерево, вода, конь- источники жизни, символы добра и счастья.
Головные уборы мужчин и женщин.
Функциональный характер головного убора. Головные уборы замужних женщин и незамужних девушек. Коруна, кокошник, кичка, платок, перевязка. Мужской головной убор. Шапка- ушанка, картуз. Сочетание убора с прической.
Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья (овощи, грибы, фрукты)
Заготовка и сушка грибов, ягод, целебных трав.
Мёд. Добыча мёда. Бортничество, бортник. Целебные свойства мёда.
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин. Распорядок дня. Игры в шашки и шахматы. Слушание сказок( роль сказателя « бахаря»). Главные занятия крестьян. Семейные обряды ( свадебные,
Летние игры и забавы детей.
Девичьи посиделки, кельи, качели, ярмарочные карусели, игры .
Учёба. Школа.
Обучение грамоте ( мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Старинные школьные помещения. Распорядок дня. Школы при церквях и монастырях. Учителя. Учебные книги и предметы.
История Китовской школы ( микрорайон г. Инза). Сравнение старой и современной школы.
Практические занятия: рисование орнамента- оберега; разучивание правил 2-3 игр; на каждом уроке можно использовать раскраски( Н\р: раскрасить терем и украсить окна резными наличниками); просмотр мультфильма « Дедушкина дудочка»; экскурсия в школьный музей «Память»
Раздел 3. Русские народные танцы. ( 3 часа)
Хороводы. Игры-хороводы. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Звучат темы труда. Красоты, природы. Любви. Разучивание хороводов, игр- хороводов.
Кадриль .Придя из светских салонов, кадриль распространилась среди народа. Она сопровождалась игрой на гармони, балалайке, баяне.
Русские народные музыкальные инструменты. Балалайка, ложки, гармонь, свирель, колокола и колокольчики, бубенцы, свирель.
Практические занятия: знакомство с играми- хороводами; разучивание игр-хороводов; игра на русских детских инструментах.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет, столовая, зал для танцев. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Освещение. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашние театры.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусству и наукам воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам. Русской словесности, рисованию, пению, музыки, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернеры. Роль православной книги в воспитании детей.
Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Деликатесы. Домашние театры.
Раздел 5. Русские народные промыслы. (7 часов)
Гжель- основной центр русской керамики. Гжель – название живописного района недалеко от Москвы. Стиль Гжели – синие и голубые узоры, цветы на белом фоне. Вазы, статуэтки, кувшины, чайные сервизы, игрушки. Ручная роспись изделий. Изящество и тонкость раскраски. Роспись нескольких гжельских орнаментов на бумаге. Выполнение работы акварельными красками. Раскраска.
Хохлома. Деревянная расписная посуда.
Хохлома – народный художественный промысел в городе Семенове
Нижегородской области. Деревянная расписная посуда «золотая хохлома» -сочетание черного, золотого, зеленого и ярко алого цвета. Это ложки, ковши, вазы, наборы для мёда и кваса. Растительный орнамент – листья, ягоды земляники, рябины, травы. Яркие сочные сочетания красок.
Выполнение декоративного орнамента на шаблоне ложки.
Жостово.Расписные металлические подносы. Жостово- село находящиеся недалеко от Москвы. Народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый лаковый фон, яркие, пышные цветы- садовые или полевые, букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Аппликация из цвет ной бумаги. Ягоды и листья.
Павловопосадские шали. Оренбургский платок.
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Черные, белые, бордовые, зеленые, синие шали на которых «цветут» цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, россыпи цветов. Изготавливаются шали из чистой шерсти. Павловопосадские шали известны во всём мире.
Плетение из лыка, бересты и соломы.
Великие русские мастера- умельцы. Плетение из лыка, бересты. Соломы- старый русский промысел. Лапти, сумки, посуда, обереги, игрушки. Плетение из гибких ветвей: постройки, изгороди, мебель, кузова, корзины.
Вятская матрёшка. Русский сувенир.
Народный промысел зародился на Вятской земле в начале двадцатого века. Вятскую матрёшку считают русским сувениром. Особенности: застенчивая улыбка, светло-русые волосы, большие глаза, яркие сочные цвета передника.
Тульский самовар и тульский пряник.
Самовар- устройство для кипячения воды. Родиной является Китай. Первоначально самовары делали на Урале, затем этот промысел перешел в Тулу. Музей самовара в Туле. Виды самоваров.
Тульский пряник или медовый хлеб. Рецепт тульского пряника.
Практические занятия: рисование гжельских орнаментов акварелью; лепка из пластилина; выполнение аппликации из цветной бумаги ; плетение из бумажных полос; аппликация из соломки; раскрашивание узора матрёшки; лепка тульского пряника из солёного теста.
Раздел 6. Русские народные праздники.(4 часа)
Масленица.- весенний праздник проводов зимы. Великий пост. Вербное воскресенье.
Масленица – веселый праздник проводов зимы. Масленица разделяла два главных периода года зиму и весну. Масленица языческий праздник славян и был приурочен к весеннему равноденствию. Каждый день масленичной недели имел свое значение и название.
Прощеное воскресенье. Чистый понедельник.
Великий пост – время строгого воздержания, молитв и покаяния.
Вербное воскресенье. Освещение в церкви вербы. Верба символ здоровья, силы, красоты, как первое цветущие дерево весной.
Пасхальное воскресенье. Подставки для пасхальных яиц.
Пасха – главный христианский праздник, воскресение Иисуса Христа. Пасхальные торжества. Крашение яиц, выпечка куличей. Крестный ход. Христосование. Традиции празднования Пасхи.
Практическое занятие: выполнение подставки для пасхального яйца из пластикового стаканчика с применением картона, цветной бумаги, бисера.
День Святой Троицы. Ильин день.
День Святой Троицы («зеленые Святки») 6 разделение зимы и лета. Украшение православных храмов зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49 день после Пасхи. Троица. Хоровод, гулянья возле берёзы, завивание ветвей берез. Троицкие гадания девушек( бросание венков в воду).
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается».
Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась
очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Три спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.
Три спаса. Медовый. Яблочный. Орехов (14, 19 и 29 августа). Заготовка ягод, грибов, орехов, меда. Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам. Христианские легенды о Спасах.
Раздел 7. Народные сказки, песни, загадки для детей.( 2 часа)
Песни создавались специально для детей. Их пели мамы, бабушки, няни.
Они известны и любимы детьми сейчас. В народных песнях ребёнок познавал окружающий мир. Песни исполнялись во время уборки урожая, за ткацким станком и прялкой.
8. Подведение итогов . Защита творческих проектов.
Дети заранее готовят творческие проекты. Это могут быть:
- презентации;
-тематические выставки;
-книжки- малышки;
-рефераты;
-тематический журнал и др.
Темы длятворческих проектов выбирает учитель совместнос детьми:
-Берёзка- символ Родины моей
-Вязаная кукла
-Мы строим вместе с мастером постройка
-Народные праздники России
-Блины- символ масленицы
- Русские народные промыслы
-Традиционный русский костюм( наряди куклу) и др.
Учебно-тематический план
1 класс
№
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
Теор.
Прак.
Всего
План.
Факт.
1
Вводное занятие
1
1
Русские народные игры
1
6
7
2
Старинные русские детские игры. Просмотр мультфильма « Чудесный колокольчик»
1
1
3
Русские народные игры
« Горелки и прятки»
1
1
4
Русские народные игры
«Жмурки и салки»
1
1
5
Русские народные игры
«У Мишки во бору, Гуси-лебеди»
1
1
6
Русские народные игры
« Каравай, Ручеёк »
1
1
7
Русские народные игры
«Кошки- мышки, Горячий картофель»
1
1
8
Русские народные командные игры
« Совушка, Перетяжка»
1
1
Старинный русский быт
5
3
8
9
Жилище. Русская изба.
1
1
10
Традиционный костюм крестьян
1
1
11
Традиционный костюм бояр
1
1
12
Чудо Земли - хлеб.
1
13
История появления блинов на Руси. Блинный праздник.
1
1
14
Славянская азбука. Буквицы. «Азбука русская или букварь » и современная азбука.
1
1
15
Русские зимние забавы детей
1
1
16
Глиняные и деревянные игрушки, свистульки. Лепка птички из глины.
1
1
Русские народные праздники
3
2
5
17
Празнования Нового года.
1
18
Рождество Христово. Рождественские колядки.
1
19
Крещение Господне
1
20
Пасха. Крашение яиц. Роспись.
1
21
Пасха. Пасхальные игры.
1
Русские народные промыслы
1
5
6
22
Керамика Гжели.
1
23
Вятская или дымковская игрушка. Аппликация из ладошек с элементами росписи.
1
24
Филимоновская игрушка. Лепка из пластилина.
1
25
Богородская деревянная игрушка.
1
26
Русские куклы.
1
27
Русская кукла-берегиня. Технология изготовления куклы из шерстяных ниток.
1
Русские народные танцы
1
2
3
28
Хороводы. Игры- хороводы.
1
29
Народные пляски.
1
330
Русские народные музыкальные инструменты
1
3
Народные песни, считалки, загадки
2
2
31
Народные песни, потешки, пестушки
1
32
Народные считалки и загадки
1
33
Выставка работ. Фольклорный праздник.
1
Итого:
14
19
33
Учебно-тематический план
2 класс
№
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
Теор.
Прак.
Всего
План.
Факт.
Русские народные игры
0
4
4
1
Русские народные игры
«Бояре, Пятнашки»
1
1
2
Старинная русская народная игра «Казаки –разбойники»
1
1
3-4
Русская народная игра
«Лапта»
2
2
Старинный русский быт
8
2
10
5
Русская изба и боярские хоромы. Терема, украшенные резьбой по дереву.
1
1
6
Вышивка на одежде. Роль орнамента- оберега. Символы добра и счастья.
Рисование орнамента- оберега.
1
1
7
Головные уборы мужчин и женщин.
1
1
8
Глиняная, деревянная и плетеная посуда.
1
1
9
Мясные и постные кушанья.
1
1
10
Варенья и соленья
1
1
11
Мёд. Бортничество. Целебные свойства мёда.
1
1
12
Быт крестьянской и городской семьи. Семейные обряды. Именины.
1
1
13
Русские летние забавы детей.
1
1
14
Старая русская школа.
1
1
Русские народные танцы
1
2
3
15
Игры- хороводы.
1
1
16
Кадриль
1
1
17
Русские народные музыкальные инструменты
1
1
Новый русский быт ( со времён Петра 1)
3
0
3
18
Дворянские наряды
1
1
19
Дворцы Москвы и Петербурга. Архитектура.
1
1
20
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.
1
1
Русские народные промыслы
1
6
7
21
Гжель- основной центр русской керамики. Изящество и тонкость раскраски. Выполнение узора в круге.
Жостово. Расписные металлические подносы. Аппликация из ягод и листьев.
1
1
24
Павловопосадские шали. Оренбургский платок.
1
1
25
Плетение из лыка, бересты и соломы. Технология плетения из полосок бумаги.
1
1
26
Вятская матрёшка. Русский сувенир. Раскрашивание.
1
1
27
Тульский самовар и тульский пряник. Лепка тульского пряника из солёного теста.
1
1
Русские народные праздники
3
1
4
28
Масленица-весенний праздник проводов зимы.
Великий пост. Вербное воскресенье.
1
1
29
Пасхальное воскресенье.
Изготовление подставки для пасхального яйца.
1
1
330
День Святой Троицы. Ильин день.
1
1
31
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.
1
1
Русские народные сказки, песни, загадки.
2
1
3
32
Русские народные сказки, , загадки. Сказки народов России
1
1
33
Народные песни, игры, танцы, частушки.
1
1
34
Итоговое занятие.
Защита творческих проектов
1
1
Итого:
17
17
34
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Приемы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом, разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов, элементов пляски ; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал( глина). Музыка и музыкальные инструменты.
Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: опрос, беседа, творческие задания, игра, викторины, конкурсы, коллективное обсуждение во время проведения выставок; просмотра презентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков – устная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Вентана- Граф, 2013.-73 с.
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
4. В. Овчинников Легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы, Белгород: Белгородская тип., 2011.- 264 с.
5. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
11. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
12. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.