kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу" Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"»

Пояснительная записка.





Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;

  • воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности программы

Курс рассчитан на 4 года обучения.

Занятия проводятся по 1час в неделю.

В первом классе курс состоит из четырёх частей:

«Моя семья»

«Моя школа»

«Моё село»

«Мой район. Природа родного края»

Широко используются местные ресурсы:, культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Во втором классе основное внимание уделено изучению истории развития Ставропольского края.

В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России».

Планируемые результаты

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые

  • виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;

  • знать название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);

  • символику страны, края;

  • государственные праздники;

  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должны уметь:

-уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

  • описывать изученные события истории Отечества;

  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;

  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.









Тематическое планирование занятий


Название темы занятий

Кол-во часов

Дата


1 класс

Моя малая Родина

34


1

Моя семья

8


2

Моя школа

9


3

Моё село

7


4

Мой район. Природа родного края

10



2 класс.

Ставрополье – частица России

34


5

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

2


6

Родной край – частица России. Символика края

5


7

Природа ставропольского края

14


8

Ставрополье в военные годы.

13



3 класс .

Я – гражданин России

34


10

Я живу в России

7


11

Без прошлого нет настоящего и будущего

8


12

Как далёкая Россия становится близкой

10


13

Россия и мир

9



4 класс

Я – гражданин России (продолжение)

34


14

Наше далёкое прошлое

9


15

Московское государство

7


16

Российская империя

8


17

Россия в XIX веке

10






Содержание программы

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.



1 класс

Моя малая Родина (34 час)

1 . Моя семья. (8часов)

Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Темы занятий:

  1. Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)

  2. Кто я? Где живу? (1ч.)

  3. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)

  4. Моя фамилия. (1ч.)

  5. Лента времени моей жизни. (1ч.)

  6. Мой папа. Моё отчество. (1ч.)

  7. Моя мама. (1ч.)

  8. Я-сын.Я-дочь.Каков я?(1 час)

-2 . Моя школа. (9 ч.)

Цель: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

Темы занятий:

  1. Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)

  2. Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)

  3. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)

4. Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)

5. Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)

6. Я – ученик моей школы. (1ч.)

7.Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)

8.Достижения моей школы (1 час)

9. Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)



3 . Моё село. (7ч.)

Цель : прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Темы занятий:

  1. Моё село Малая Джалга. Вводное занятие. (1ч.)

  2. История моего села. (1ч.)

  3. Экскурсия в библиотеку. (1ч.)

  4. «Путешествие во времени.». (1ч.)

  5. Профессии людей в селе. (1ч.)

  6. Мой любимый уголок села. Экскурсия. (1ч.)

  7. В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)

4 . Мой район. Природа родного края . (10ч.)

Цель: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Темы занятий:

    1. Апанасенковский район. Вводное занятие. (1ч.)

    2. История создания района. (2ч.)

    3. Заповедные места. Озеро Маныч - Гудило. (2ч.)

    4. Растения родного края. Экскурсия в природу. (2ч.)

  1. Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)

  2. Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч.)

7Насекомые нашего края. (1ч.)

2 класс

Ставрополье – частица России (34часа)

  1. Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. (2часа)

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Темы занятий:

  1. Россия - наша Родина. (1ч)

  2. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. (1ч)

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

  1. Родной край – частица России. Символика края (5ч.)

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

Темы занятий:

1.Ставропольский край – житница России. (2ч)

2. Символика края. (1ч)

3.Город Ставрополь. (1ч)

4. Достопримечательности края.(1ч)

3. Природа ставропольского края (14ч)

Цель - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Темы занятий:

1.Заповедные места. (1ч)

  1. Растения края. Экскурсия в природу.(1ч)

  2. Растения края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации.

(1ч)

4.Зелёный мир вокруг нас. Викторина.(1ч)

5.Мир насекомых. Виды, места обитания. (1ч)

6. Птицы нашего края. Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.(1ч)

7. Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр

презентации. (1ч.)

8. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)

9. Игра «Птичий час». (1ч.)

10. Звери, обитающие на территории нашего края(1ч.)

11. Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)

12. «В мире животных». Викторина. (1ч.)

13. Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)

14.Заключительное занятие по теме: «Природа Ставропольского края.».

(1ч.)

  1. Ставропольский край в военные годы. (13ч)

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Темы занятий:

  1. Герои Советского Союза - 13 ставропольцев.(3ч)

  2. Дети войны. Презентация (1ч)

  3. Памятники и память. (4ч)

  4. Экскурсия к памятнику войнам - односельчанам Воинской славы.(1ч)

  5. День Победы. История праздника. Экскурсия к памятнику (1ч)

  6. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» (1ч)

7.Село в военные годы (1 час)

8. Традиции родного края (1 час)


























3 класс

  1. Я живу в России (7ч)

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; формировать чувство гордости за свою Родину.

Темы занятий:

  1. От Москвы до окраин (1ч)

  2. Ставрополь – центр Ставропольского края (1ч)

  3. Россия – многонациональное государство (1ч)

  4. Из истории народов Ставропольского края (1ч)

  5. Народы России. (1ч)

  6. Общее и особенное народов России (1ч)

  7. О расах, языках, религиях России (1ч)


  1. Без прошлого нет настоящего и будущего (8ч)

Цель: развивать познавательный интерес к прошлому нашей родины.

Темы занятий:

  1. Самое необычное на земле(1ч)

  2. Как настоящее связано с прошлым (1ч)

  3. Наука о происхождении и становлении человека (1ч)

  4. Религиозно – мифологические представления о происхождении мира и человека (2ч)

  5. Бибилейские представления о происхождении мира и человека (3ч)

  1. Как далёкая Россия становится близкой (10часов)

Темы занятий:

  1. Как воскресить прошлое. Археология. (1ч)

  2. Археологические раскопки в Ставропольском крае (1ч)

  3. Как воскресить прошлое. Этнография. (2ч)

  4. Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии. (2ч)

  5. История моей фамилии (2ч)

  6. Письменность (1ч)

  7. Время и пространство в истории (1ч)

  1. Россия и мир (9часов)

Темы занятий:

  1. Мы все разные (1ч)

  2. Чудеса света (1ч)

  3. Сохранить прекрасное вечное (1ч)

  4. Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.(2ч)

  5. Международное сотрудничество (1ч)

  6. Россия -моя Родина. (2ч)

7.Конкурс рисунков(1 час)





4 класс

  1. Наше далёкое прошлое (9часов)

Темы занятий:

  1. Древние славяне – наши предки (2ч)

  2. Из истории ставропольского края (1ч)

  3. Жизнь славян в древние времена (1ч)

  4. Киевская Русь. Первые князья Киевские (1ч)

  5. Крещение России (1ч)

  6. Владимиро –Суздальская Русь (1ч)

  7. Монголо – татарское иго (2ч)


  1. Московское государство (7часов)

Темы занятий:

  1. Иван Грозный. (3ч)

  2. Смутное время (4ч)

  1. Российская империя (8часов)

Темы занятий:

  1. Пётр Великий. (1ч)

  2. Послепетровская Россия (2ч)

  3. Из истории Ставропольского края (1ч)

  4. Российская империя при Екатерине II (1ч)

  5. Архитектура, живопись, скульптура (1ч)

  6. Архитектура, живопись, скульптура Ставропольского края.

Презентации . (2ч)

  1. Россия в XIX веке (10часов)

Темы занятий

  1. Памятный 1812 год. (1ч)

Из истории Ставропольского:

  1. Начало века: войны и революции (2ч)

  2. Великая Отечественная война. (2ч)

  3. Из истории Ставропольского края (2ч)

  4. Наука, культура, искусство (1ч)

  5. Наука, культура, искусство Ставропольского края (2ч)





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.




Формы занятий: беседа, ролевая игра, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;

Конкурсы, беседы, встреча с ветеранами ВОВ, , просмотр фильма о селе, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица»,викторины, интеллектуальные игры, экскурсии , беседа, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края;


Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», выставки работ уч-ся, проверка знаний уч-ся при помощи тестирования, соревнования.

Конкурс знатоков «Знай и люби свою Малую Родину», викторины, конкурс знатоков природы родного края,







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:



1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

3. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте

мира. - Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.

4.Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.

5 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в

образовании, № 4, 2001.

7. МУК «Апанасенковская межпоселенческая центральная библиотека» «Экология Ставрополья» Дивное -2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание, 1987.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.

4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980.

7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

8. ГУ ЦБС «Апанасенковье – край родной» Дивное – 2004.





19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"

Автор: Бородай Инна Михайловна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу""
    ["seo_title"] => string(58) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_krai_v_kotorom_ia_zhivu"
    ["file_id"] => string(6) "476221"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1534977758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу!""
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dom-v-kotorom-ia-zhivu"
    ["file_id"] => string(6) "248793"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446790769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности "Край в котором я живу"."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_i_kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_vnieuroch_1"
    ["file_id"] => string(6) "453768"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1517376637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства