kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 города Кургана









Программа факультатива

«Край, в котором я живу»















Составитель: Малахова Елена Валентиновна

учитель начальных классов







Оглавление


1. Пояснительная записка 3 - 4


2. Тематическое планирование 5 - 6


3. Содержание программы 7 - 9


4. Литература 10 - 11


5. Приложение






























Пояснительная записка


«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:

они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,

плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви

к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».

И. Эренбург


В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл школьного предмета «Окружающий мир», в частности факультатива «Край, в котором я живу».

Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность. За прошедшие годы на республиканских конференциях неоднократно рассматривались проблемы краеведческо - поисковой работы учащихся начальной школы. В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Курс «Краеведение» поможет сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Кургане и Курганской области.

Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа факультатива «Край, в котором я живу» включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.


3

В основное содержание программы факультатива включены - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.



Основная цель программы:

обогащение знаний детей о родном крае.


Отсюда вытекают задачи:

  • Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;

  • Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;

  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;

  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.


Программа составлена в соответствии в дополнении к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс и к учебнику «Азбука экологии» авторский коллектив под рук. Завьялова О.Г.


Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 4 классе факультативно.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребенка;

-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;

- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.



4


Учебно-тематическое планирование


Название темы

Количество часов

Формы проведения

всего

теор.

практ.

1.

Географическое положение Курганской области.

1

0,5

0,5

беседа,

работа с картой

2.

Климат. Природные зоны Курганской области.

1

0,5

0,5

рассказ,

работа с картой

3.

Растительный мир Курганской области.

4

2

2

беседа, экскурсия,

исследование

4.

Животный мир Курганской области.

2

2


беседа, экскурсия

5.

Водные ресурсы Курганской области.

1

0,5

0,5

беседа, работа с картой

6.

Полезные ископаемые Курганской области.

2

1

1

беседа,

работа с картой,

7.

Влияние деятельности человека на окружающую среду.

2

1

1

беседа

8.

Урок – обобщение.

1


1


9.

История нашего края.

2

1

1

беседа,

экскурсия

10.

Такой незнакомый знакомый Курган.

4

1

3

беседа, экскурсия,

исследование

11.

Памятные места Зауралья.

4

1

3

беседа, экскурсия, исследование

12.

Что дает наш край стране?

2

1

1

рассказ,

экскурсия

13.

Ими гордимся мы, ими гордится страна.

3

1

2

рассказ,

литературная гостиная

14.

След ВОВ в Зауралье.

2

1

1

экскурсия, рассказ


Урок -обобщение





15.

Я – житель города Кургана.

2


2

беседа


ИТОГО

34

13,05

10,05



Темы проектов:

  1. «Растительный мир Курганской области»:

  • Растения-целители;

  • Растения Красной книги Курганской области;

  • Многообразие растительного мира сообщества леса.

  1. «Такой незнакомый знакомый Курган»:

  • «У каждой улицы своя история»;

  • «О чем рассказывает улица»;

  • «Родная улица моя»;

  • «Дом, в котором я живу»;

  • «Кургана улицы прямые».

  1. «С фотоаппаратом по городу Кургану»:

  • «Любимый уголок города»;

  • «Парки и скверы Кургана»;

  • «Архитектурные памятники»

  • «Храмы области»;

  • «Обелиски воинской славы»;

  • «Музеи города Кургана»

















6

Содержание программы (34 часа)


Географическое положение Курганской области (1 час).

Географическое положение Курганской области на карте мира, России. Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Казахстан – соседи Курганской области. Протяженность Курганской области с запада на восток, с севера на юг. Курган – областной центр. Города и районные центры Курганской области.

Практическая работа с физической картой России.


Климат. Природные зоны Курганской области (1 час).

Особенности рельефа Курганской области. Особенности климатических условий Курганской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Курганской области.

Практическая работа с картой природных зон России, картой Курганской области.


Растительный мир Курганской области (4 часа).

Многообразие растительного мира Курганской области. Растения Курганской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Курганской области».

Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».

Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Курганской области».


Животный мир Курганской области (2 часа).

Многообразие животного мира Курганской области. Животные Курганской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Курганской области».


Водные ресурсы Курганской области (1 час).

Главная река Курганской области – Тобол. Притоки Тобола: Исеть, Утяк. Озера Курганской области: Черное, Стекленей, Малые Донки, Ачикуль. Водные курорты Курганской области: «Озеро Медвежье», «Озеро Горькое».

Практическая работа с картой Курганской области.





7


Полезные ископаемые Курганской области (2 часа).

Полезные ископаемые, добываемые в Курганской области: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Курганской области».


Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).

Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.

Практическая работа: составление баннеров.



История нашего края (2 часа).

История возникновения города Кургана и Курганской области. Гербы и флаги г. Кургана и Курганской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.

Экскурсия в музей «История города».


Такой незнакомый знакомый Курган (3 часа).

Экскурсия по центру Кургана (огр. улицами Гоголя, Куйбышева, Ленина, Томина). Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».


Памятные места Зауралья (4часа).

Заочное путешествие по памятным и историческим местам Курганской области. Знакомство с архитектурными памятниками Кургана и Курганской области. Знакомство с историей создания храма Александра Невского. Знакомство с сохранившимися храмами области.

Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».

Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Кургану».


Что дает наш край стране? (2 часа).

Промышленность нашего края.

Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.




8


Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).

Знакомство с жизнью выдающихся людей Зауралья: Г.А. Илизаровым, Т.С. Мальцевым. Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг зауральских писателей Л.И.Куликова, В.Ф. Потанина, а так же знакомство с творчеством Л Тумановой.



След Великой Отечественной войны в Зауралье. (2 часа).

Рассказы детей о воевавших родственниках детей.

Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».

Экскурсия к обелиску воинской славы курганцев и вечному огню.


Я – житель города Кургана (2 часа).

Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.

Практическая работа: составление генеалогического древа.





























Литература


1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)

2. Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30 – 51 – 914 /16 // Межведомственный информационный бюллетень. – 2003. - № 4. – С. 24 – 30.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С.2-11.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 128 с.2007.


5. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь (Библиотека журнала «Директор школы»), 2002. – 160 с.

6. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

8. Савенков А. И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» / А. И. Савенков. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,

9. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: 1984.


10. Васенина Т. В., Козельчук Т. В., Крылова Е. В. Фотоальбом / Т.В. Васенина, Т.В. Козельчук, Е. В. Крылова.- Курган, Издательство «Зауралье», 2004.

11. Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.

12. Емельянов Н. Ф. Город Курган 1782 – 1917 / Н. Ф. Емельянов. – Курган, Издательство КГПИ, 1992.

13. Евдокимов М. А. Родная улица моя / М. А. Евдокимов. – Исеть, 2003.

14. Завьялова О. Г. Азбука экологии / О. Г. Завьялова. – Курган, Парус – М, 1996.


10

15. Стариков П. П. Редкие и исчезающие виды животных Курганской области / П. П. Стариков. – Курган, Парус – М, 1995.

16. Науменко Н. И. Редкие и исчезающие растения лесостепного Зауралья / Н. И. Науменко. – Курган, Парус – М, 1994.



























11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"

Автор: Моисеева Татьяна Викторовна

Дата: 23.08.2018

Номер свидетельства: 476221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу""
    ["seo_title"] => string(60) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_krai_v_kotorom_ia_zhivu_1"
    ["file_id"] => string(6) "505817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1554239923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом, в котором я живу!""
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dom-v-kotorom-ia-zhivu"
    ["file_id"] => string(6) "248793"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446790769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности "Край в котором я живу"."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_i_kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_vnieuroch_1"
    ["file_id"] => string(6) "453768"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1517376637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства