Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Край в котором я живу"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 города Кургана
Программа факультатива
«Край, в котором я живу»
Составитель: Малахова Елена Валентиновна
учитель начальных классов
Оглавление
1. Пояснительная записка 3 - 4
2. Тематическое планирование 5 - 6
3. Содержание программы 7 - 9
4. Литература 10 - 11
5. Приложение
Пояснительная записка
«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:
они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,
плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви
к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».
И. Эренбург
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл школьного предмета «Окружающий мир», в частности факультатива «Край, в котором я живу».
Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность. За прошедшие годы на республиканских конференциях неоднократно рассматривались проблемы краеведческо - поисковой работы учащихся начальной школы. В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Курс «Краеведение» поможет сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Кургане и Курганской области.
Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа факультатива «Край, в котором я живу» включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.
3
В основное содержание программы факультатива включены - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Отсюда вытекают задачи:
Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.
Программа составлена в соответствии в дополнении к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс и к учебнику «Азбука экологии» авторский коллектив под рук. Завьялова О.Г.
Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 4 классе факультативно.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.
4
Учебно-тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Формы проведения
всего
теор.
практ.
1.
Географическое положение Курганской области.
1
0,5
0,5
беседа,
работа с картой
2.
Климат. Природные зоны Курганской области.
1
0,5
0,5
рассказ,
работа с картой
3.
Растительный мир Курганской области.
4
2
2
беседа, экскурсия,
исследование
4.
Животный мир Курганской области.
2
2
беседа, экскурсия
5.
Водные ресурсы Курганской области.
1
0,5
0,5
беседа, работа с картой
6.
Полезные ископаемые Курганской области.
2
1
1
беседа,
работа с картой,
7.
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
2
1
1
беседа
8.
Урок – обобщение.
1
1
9.
История нашего края.
2
1
1
беседа,
экскурсия
10.
Такой незнакомый знакомый Курган.
4
1
3
беседа, экскурсия,
исследование
11.
Памятные места Зауралья.
4
1
3
беседа, экскурсия, исследование
12.
Что дает наш край стране?
2
1
1
рассказ,
экскурсия
13.
Ими гордимся мы, ими гордится страна.
3
1
2
рассказ,
литературная гостиная
14.
След ВОВ в Зауралье.
2
1
1
экскурсия, рассказ
Урок -обобщение
15.
Я – житель города Кургана.
2
2
беседа
ИТОГО
34
13,05
10,05
Темы проектов:
«Растительный мир Курганской области»:
Растения-целители;
Растения Красной книги Курганской области;
Многообразие растительного мира сообщества леса.
«Такой незнакомый знакомый Курган»:
«У каждой улицы своя история»;
«О чем рассказывает улица»;
«Родная улица моя»;
«Дом, в котором я живу»;
«Кургана улицы прямые».
«С фотоаппаратом по городу Кургану»:
«Любимый уголок города»;
«Парки и скверы Кургана»;
«Архитектурные памятники»
«Храмы области»;
«Обелиски воинской славы»;
«Музеи города Кургана»
6
Содержание программы (34 часа)
Географическое положение Курганской области (1 час).
Географическое положение Курганской области на карте мира, России. Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Казахстан – соседи Курганской области. Протяженность Курганской области с запада на восток, с севера на юг. Курган – областной центр. Города и районные центры Курганской области.
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Курганской области (1 час).
Особенности рельефа Курганской области. Особенности климатических условий Курганской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Курганской области.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Курганской области.
Растительный мир Курганской области (4 часа).
Многообразие растительного мира Курганской области. Растения Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Курганской области».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Курганской области».
Животный мир Курганской области (2 часа).
Многообразие животного мира Курганской области. Животные Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Курганской области».
Водные ресурсы Курганской области (1 час).
Главная река Курганской области – Тобол. Притоки Тобола: Исеть, Утяк. Озера Курганской области: Черное, Стекленей, Малые Донки, Ачикуль. Водные курорты Курганской области: «Озеро Медвежье», «Озеро Горькое».
Практическая работа с картой Курганской области.
7
Полезные ископаемые Курганской области (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Курганской области: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Курганской области».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения города Кургана и Курганской области. Гербы и флаги г. Кургана и Курганской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Экскурсия в музей «История города».
Такой незнакомый знакомый Курган (3 часа).
Экскурсия по центру Кургана (огр. улицами Гоголя, Куйбышева, Ленина, Томина). Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места Зауралья (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Курганской области. Знакомство с архитектурными памятниками Кургана и Курганской области. Знакомство с историей создания храма Александра Невского. Знакомство с сохранившимися храмами области.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Кургану».
Что дает наш край стране? (2 часа).
Промышленность нашего края.
Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.
8
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Зауралья: Г.А. Илизаровым, Т.С. Мальцевым. Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг зауральских писателей Л.И.Куликова, В.Ф. Потанина, а так же знакомство с творчеством Л Тумановой.
След Великой Отечественной войны в Зауралье. (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Экскурсия к обелиску воинской славы курганцев и вечному огню.
Я – житель города Кургана (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)
2. Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30 – 51 – 914 /16 // Межведомственный информационный бюллетень. – 2003. - № 4. – С. 24 – 30.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С.2-11.
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 128 с.2007.
5. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь (Библиотека журнала «Директор школы»), 2002. – 160 с.
6. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
8. Савенков А. И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» / А. И. Савенков. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,
9. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: 1984.
10. Васенина Т. В., Козельчук Т. В., Крылова Е. В. Фотоальбом / Т.В. Васенина, Т.В. Козельчук, Е. В. Крылова.- Курган, Издательство «Зауралье», 2004.
11. Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.
12. Емельянов Н. Ф. Город Курган 1782 – 1917 / Н. Ф. Емельянов. – Курган, Издательство КГПИ, 1992.
13. Евдокимов М. А. Родная улица моя / М. А. Евдокимов. – Исеть, 2003.
14. Завьялова О. Г. Азбука экологии / О. Г. Завьялова. – Курган, Парус – М, 1996.
10
15. Стариков П. П. Редкие и исчезающие виды животных Курганской области / П. П. Стариков. – Курган, Парус – М, 1995.
16. Науменко Н. И. Редкие и исчезающие растения лесостепного Зауралья / Н. И. Науменко. – Курган, Парус – М, 1994.