авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-6 классов
Рабочая программа курса составлена на основе ФГОС второго поколения, примерных программ по учебным предметам (География 5 - 9 классов), базисного учебного плана, рабочей программы по географии и требованиям к результатам обучения.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курсаявляется проведение экскурсий. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:
< >
формирование умений внимательно смотреть наокружающий мир, понимать язык живой природы;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в областиизучения географических объектов;
формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;
развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;
курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знанийпредставлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой
и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Курс рассчитан на 70 часов: 35 учебных часа в 5 и 35 в 6 классах (из расчёта 1 час в неделю). При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
< >
составление карт и комментариев к ним;
создание простейших моделей географических приборов;
определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
составление таблиц;
выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества НАУКОГРАД;
- участие в школьной научно-практической конференции;
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», муниципальных конференциях школы «Эрудит», других конкусах, олимпиадах.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;
3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса;
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"»
ШКОЛА ГЕОГРАФА - ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-6 классов
Рабочая программа курса составлена на основе ФГОС второго поколения, примерных программ по учебным предметам (География 5 - 9 классов), базисного учебного плана, рабочей программы по географии и требованиям к результатам обучения.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курсаявляется проведение экскурсий. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:
знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;
развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;
курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой
и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Курс рассчитан на 70 часов: 35 учебных часа в 5 и 35 в 6 классах (из расчёта 1 час в неделю). При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
анализ и синтез статистических материалов;
составление карт и комментариев к ним;
создание простейших моделей географических приборов;
определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
составление таблиц;
выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
интерпретация результатов исследований;
подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества НАУКОГРАД;
- участие в школьной научно-практической конференции;
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», муниципальных конференциях школы «Эрудит», других конкусах, олимпиадах.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;
3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса;
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Календарно-тематическое планирование школы географа - исследователя
5 класс
№
Темы занятия
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Дата по факту
Географическое познание нашей планеты
1-2
Введение. Школа географа-следопыта
Географ-следопыт
Построение модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли
Зарождение древней географии. Построение модели, с помощью которой можно увидеть как в один и тот же момент времени территория Древнего Египта освещалась Солнцем. (из наблюдений Эратосфена)
Работа с виртуальным атласом мира
Предметные Сборка модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные Устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации , анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.
3
Географ-следопыт
Изготовление гномона и знакомство с принципом его работы
Наблюдения – метод географической науки.
Наблюдение – способ изучения географических объектов и процессов.
Предметные Изготовление модели гномона. Проведение наблюдения за изменением тени гномона Изготовление солнечных часов.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный . результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Земля как планета Солнечной системы
Планета Земля
4
5
Географ - конструктор
Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли
Географ - следопыт
Определение причины сплюснутости Земли.
Рождение Земли
Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Работа с виртуальным атласом мира
Предметные Измерение «земных окружностей» (экватора, двух противоположных меридианов) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли.
сравнение ее с формой Земли. Определение причин сплюснутости земли
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ответственное отношение к учебе
6
Фенолог - наблюдатель
Составление календаря природы. Рождение Земли
Готовить календарь природы
ПредметныеОрганизация проведения осенних фенологических наблюдений, подготовка «Календаря природы».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ответственное отношение к учебе
7
Географ - конструктор
Работа с теллурием
Географ - следопыт
Определение последствий вращения Земли
Годовое движение Земли вокруг солнца и вращение вокруг своей оси
Предметные Изучение модели «Земля-Луна-Солнце». Демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращения вокруг земной оси.Работа с теллурием. Определение последствий вращения Земли.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
Геосферы Земли
Литосфера
8
Географ - конструктор
Построение модели Земли
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли.
Предметные Построение модели «твёрдой Земли».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
9
10
Географ – конструктор
Создание конструктора литосферных плит
Географ – конструктор
Вулканы Земли.
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы
Предметные Создание модели литосферных плит. Работа с конструктором литосферных плит.
Создание модели вулкана
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
11.
Географ – геолог
Сбор собственной коллекции пород и минералов
Горные породы своей местности
Предметные Начало создания коллекции горных пород своей местности. Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов (коллекция)
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
12.
Географ - сейсмограф
Землетрясения
Сила землетрясения
Предметные Определение силы землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.
Изучение и оценка землетрясений с использованием шкалы по представленным описаниям
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
13
Географ - геодезист
Изготовление простейшего нивелира
Рельеф. Формы рельефа. Определение высоты холма
Предметные Изготовление самодельного нивелира. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
14.
Географ – топонимист
Определение происхождения названий географических объектов
Человек и литосфера
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Работа с виртуальным атласом мира
Предметные Работа с топонимическим словарём. Определение происхождения названий географических объектов. Изучение и использование способов запоминания названий географических объектов. Создание картотеки географических названий
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
Атмосфера
15
Географ - метеоролог
Атмосферного давления (изготовление прибора)
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера.
Предметные Проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления.
Изготовление самодельного барометра и измерение атмосферного давления самодельным барометром.
Элементарные практические умения использования приборов
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
16 - 18
Географ - метеоролог
Изготовление
простейших приборов
для метеостанции
Экскурсия «Метеорологичес-кая станция»
Предметные Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Измерение направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.
Создание простейшего барометра, флюгера, дождемера, термометра
Элементарные практические умения использования приборов
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные тстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
Водная оболочка Земли
19 -
20
Географ – гидролог
Изучение свойств воды: вкус, цвет, запах; три состояния воды; плотность пресной воды; растворять соли и газы.
Географ – гидролог
Путешествие капельки
Гидросфера
Составление рассказа (видеофильма) о круговороте воды в природе
Предметные Изучение и описание свойств воды, и круговорота воды в природе.Проведение опытов по изучению свойств воды.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
21
Географ - мореход
Знатоки морских названий
Мировой океан
Предметные Определение происхождения названий географических объектов. Создание игры «Знатоки морских названий».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
22 -23
Географ - гидролог
Воображаемое путешествие по рекам России
Разнообразие вод суши. Реки
Предметные Проведение воображаемых путешествий (по Волге и Тереку, Амуру и Горину) Выявление основных различий горных и равнинных рек. Первичные навыки территориального подхода
Составление и описание путешествий по рекам
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
24 -26
Географ - гидролог
Знакомство с принципом «работы» родника.
Создание и работа с самодельной моделью родника.
Определение скорости и направления течения реки
«Земные кладовые»
Предметные проведение опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проведение опыта для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).Определение скорости течения реки и направления. Первичные навыки территориального подхода
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
27
Географ - фольклорист
Знакомство и работа с легендой о реке Дон…
Использование человеком воды
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Предметные Работа с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы. Донские бусы
Создание в «Дневнике географа-следопыта» топонимических страниц.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
Биосфера
28
Географ - палеонтолог
Работа с изображениями и описаниями
Представление о возникновении и развитии жизни на Земле.
Заочная экскурсия в музей
Предметные Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, любовь к Родине
29
Биогеограф
Создание коллекции комнатных растений разных природных зон
Тропические растения
Предметные Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определение правил ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.
Создание коллекции комнатных растений разных природных зон
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению
30
Географ - затейник
Растительный и животный мир
умеренных поясов.
Предметные Создание игр биогеографического содержания.
Создание географической игротеки
«Узнай по контуру дерево», «Найди на рисунке контуры животных»
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
31
Географ - исследователь
Исследователь глубин океана
Создание шкалы «Глубины
Океана
Жизнь в океане
Предметные «Виртуальное» изучение морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».
Создание шкалы «Глубины океана» » и определение с помощью нее морских обитателей
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнение
32 -
33
Экотуристы
Охрана природы.
Заочное знакомство с Лапландским заповедником.
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Предметные Познавательная игра-путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составление своей экологической тропы.
Создание агитационного листка (плаката) по природоохранной теме
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине
34 -35
Защита модели, проекта
Календарно-тематическое планирование школы географа - исследователя
6 класс
№ урока
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Дата по факту
Введение. Географическое познание нашей планеты
1-2
Фенолог - наблюдатель
Организация фенологических наблюдений.
Готовить календарь природы
Что изучает фенология. Закономерности сезонного развития природы. Экватор, земная ось, южный и северный полюс,
Северное и южное полушария,
день зимнего и летнего солнцестояния,
День весеннего и осеннего равноденствия,
полярный день и ночь,
полярный круг, тропик.
Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе
Предметные Организация проведения фенологических наблюдений, подготовка «Календаря природы».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ответственное отношение к учебе
3-5
Географ – мореход
Географические открытия и исследования
Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Работа с виртуальным атласом мира
Предметные Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Представление об экспедиционном методе.
Умение планировать, проводить и подводить итоги географических исследований своей местности (своего края).
Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции
Метапредметные Межпредметные понятия время, метод, моя страна, планета Земля, природа, пространство (положение)
Регулятивные Применять методы информационного поиска (правильно описывать географические объекты). Проектировать маршрут. Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ответственное отношение к учебе
Изображение земной поверхности
План местности
6 -7
Геораф - следопыт
Ориентирование на местности
Навигация Яндекс - карты
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами
Построение маршрутов при помощи Яндекс – навигатора
Знакомство с различными навигаторами
Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.
Определять среднюю длину своего шага.
Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке
Предметные Представление об ориентировании на местности. Представление об азимуте. Представление о способах определения азимута и расстояния на местности. Умение изготавливать самодельный планшет и визирную линейку. Умение определять среднюю длину своего шага. Умение ориентироваться на местности
Метапредметные метод, объект (идеальный), объект (реальный), пространство (положение)
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность 4в общении и сотрудничестве со сверстниками
8 -10
Географ – топонимист
Топографический план и топографическая карта
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Построение маршрутов при помощи Яндекс – навигатора
Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака Как запомнить условные знаки топографических карт и планов? (для постоянной тренировки полезна игра «Топографическое домино»)
Создавать игру «Топографическое домино».
Проводить чемпионат по топографическому домино
Предметные Представления о масштабе и способах его записи. Представление о различиях топографической карты и плана местности. Представление о классификации карт в зависимости от их масштаба. Представление об условныхзнаках карты.
Умение применять условные знаки топографических карт и планов
Коммуникативные формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении
11-12
Географ – топонимист
Как составляют топографические планы и карты
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности
Проводить полярную съёмку пришкольного участка.
Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»
Предметные Представление о составлении планов местности. Представления о глазомерной и инструментальной съёмке местности, их отличиях. Представление о проведении съёмки местности и оформлении её результатов. Умение проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении
13-14
Географ – топонимист
Изображение рельефа на топографических планах и картах
Навигация Яндекс – карты
Работа с приложением GoogleMaps и GoogleEarth
Абсолютная высота точек земной поверхности.
Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали.
Чтение карты полуострова Крым
Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.
Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа
Предметные Представление об абсолютной высоте. Представления о способах показа рельефа на планах и картах. Умение описывать рельеф местности по плану. Умение определять крутизну склонов по топографической карте
Метапредметные метод, модель, моя страна, объект (идеальный), объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер)
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность . Изучить условные знаки сравнение различных способов показа рельефа на топографических карта и делается вывод о преимуществах и недостатках каждого способа
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку
15 - 16
Географ – следопыт
Виды планов и их использование
Разнообразие планов: план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и
транспортные планы
Создавать серию схематических планов
Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов
Предметные Представление о целях составления планов различного содержания и их использовании людьми разных профессий. Представления о планах городов, о военных и исторических, автомобильных и транспортных картах.
Представления об отличиях туристических планов от топографических карт. Умение понимать и читать планы различного содержания. Умение применять планы при изучении своего края. Использовании географических карт людьми разных профессий и в быту на примере своей семьи
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность Изучить условные знаки сравнение различных способов показа рельефа на топографических карта и делается вывод о преимуществах и недостатках каждого способа
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности
17 - 19
Географ - мореход
Географические координаты
Работа с приложением GoogleMaps и GoogleEarth
Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе
Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.
Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.
Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам
Предметные Представление о географических координатах: географической широте и географической долготе. Умение определять географические координаты объектов по глобусу. Умение применять широтную линейку для определения географической широты по глобусу
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
20 - 21
Географ - следопыт
Определение расстояний и высот по глобусу
Работа с приложением GoogleMaps и GoogleEarth
Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин.
Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.
Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.
Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг».
Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики
Предметные Представления о способах изображения рельефа на глобусе. Умение измерять расстояния по глобусу.Умение определять высоты и глубины по глобусу. Умение создавать объёмную модель земной поверхности
Регулятивные самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Личностные б удут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
22 - 23
Географ - следопыт
Географические карты и навигация в жизни человека
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Работа с приложением GoogleMaps и GoogleEarth
Построение маршрутов при помощи Яндекс – навигатора
Условные знаки. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас.
Система космической навигации Изготавливать самодельный эклиметр.
Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника навигатора.
Создавать игру «Картографическое домино».
Проводить чемпионат по картографическому домино.
Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)
Предметные Представление об условных знаках мелкомасштабных карт. Представления о способах использования географических карт людьми разных профессий. Представления о содержании навигационных и исторических карт, карт лесов и стран мира. Представление о географических атласах. Умение определять географическую широту своего населённого пункта на местности. Умение читать географическую карту
Коммуникативные формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении
Геосферы Земли
Литосфера
24 - 25
Географ - геолог
Выветривание и перемещение горных пород
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность
Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.
Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита. Наблюдать первые результаты опыта
Предметные Представления о разрушении горных пород.
Представления о видах выветривания горных пород.
Представления об изменении рельефа земной поверхности в результате деятельности ветра, текущих вод и льда, а также деятельности человека.
Умение проводить опыты по выращиванию натёчных минеральных отложений (сталактитов и сталагмитов)
Коммуникативные формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении
26 - 27
Географ - геолог
Рельеф земной поверхности. Горы суши
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке
Предметные Представления о силах, формирующих рельеф земной поверхности. Представления о горах и горных хребтах. Представления о самых протяжённых горных поясах Земли. Представления о различиях гор попреобладающим высотам.Умение определять и описывать географическое положение гор
Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
28 - 29
Географ - геолог
Равнины и плоскогорья суши
Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа.
Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке
Предметные Представления о равнинном рельефе. Представления о различиях равнин и гор по формированию и строению. Представления о различиях равнин по преобладающим высотам. Представления об описании равнины. Умение определять и описывать географическое положение равнины
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении
Гидросфера
30 - 33
Географ - гидролог
Воды Мирового океана
Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения
Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.
Предметные Представления о солёности морской воды. Представления о причинах образования морских течений. Представления о тёплых и холодных течениях. Представления о причинах образования приливов и отливов. Умение описывать океан по плану. Умение составлять картосхему «глобального океанического конвейера»
Познавательные устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками. Инициативное сотрудничество.
Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении. Нравственно - ориентация- эстетическая
34 - 35
Защита модели, проекта
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.
Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.
Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
География. Начальный курс. 5–6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.
Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
География. Начальный курс. 5 класс. Географический атлас.
Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
Видео - география (интернет ресурсы)
1.География — одна из наук о планете Земля
Эратосфен, директор Александрийской библиотеки, один из самых великих математиков, астрономов и географов в истории.
http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ
КОСМОС. 1 — Берега космического океана (3 из 4)
Научно-популярная передача про Вселенную почти на всех уровнях, а также про историю нашего знакомства с ней. 1980 г. Карл Саган, Энн Драйан и Стивен Сотер.
http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
2. Наблюдения — метод географической науки.
Небо в движении
Приведите небо в движение! Солнце, Луна и звёзды, движущиеся облака и другие интересные явления неба в динамике ускоренного времени.
http://www.theskyinmotion.com/
Движение Солнца на спутнике Юпитера — Ио
Свободный общедоступный планетарий на вашем компьютере позволит увидеть трёхмерное реалистичное небо.
http://www.youtube.com/watch?v=uc9E6JIjhzA
http://www.stellarium.org/
Земля как планета Солнечной системы
3.Земля среди других планет Солнечной системы
Дело о планете Земля. Рождение Земли
Наглядное путешествие во времени в сопровождении учёных. Земля — возможно единственная колыбель жизни во Вселенной. Отправившись на 4,5 млрд лет назад, когда Солнечная система только начинала формироваться, мы станем свидетелями всех ступеней эволюции жизни на Земле от первых бактерий до человека. В этом путешествии во времени нас будут сопровождать учёные, которые посвятили всю свою жизнь расследованию обстоятельств одного из самых великих чудес мироздания.
Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки и Курил. Извержение вулкана Алаид (Курильские острова) в 1972 г. и изучение его вулканологами. Долина гейзеров на Камчатке, гейзер Великан. Вулкан Узон на Камчатке. Хозяйственное использование термальных вод Камчатки.
Подлёдный вулкан на юге острова Исландия. Его извержение в 2010 г. сопровождалось выбросами больших объёмов вулканического пепла, что привело к закрытию воздушного пространства части Европы.
В Кроноцком заповеднике на склоне реки Гейзерной в 2008 г. была установлена веб-камера (с наступлением зимнего периода, с ноября по апрель, не работает).
Высочайшая вершина России — Эльбрус привлекает не только профессиональных альпинистов и скалолазов, но и всех любителей отдыха в горах. Кроме восхождения на Эльбрус, туристы могут прокатиться по заснеженным склонам на снегоходах.
Москва — Вологда — Кириллов — Вытегра — Медвежьегорск — Па-даны — р. Сонго — Сегежа — Кемь — Лоухи — р. Винча — Апатиты — Кандалакша — Умба — Терский берег — Варзуга — далее до Москвы со всеми остановками.
http://video.yandex.ru/users/kgdu1/collection/6/
Добыча нерудных полезных ископаемых
Учебный фильм рассказывает о добыче нефти, газа и торфа в нашей стране.
http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/23/#
Глина и её использование
Видеоэкскурсия на карьер, где добывают глину, и на кирпичный завод. Рассказ о том, как из белой глины изготавливают посуду.
Во фрагменте рассказывается о добыче каменного угля, подчёркивается необходимость охраны недр в нашей стране, в качестве примера приводится рекультивация земель.
Для чего нужны метеостанции, что такое радиозонд, какая погода завтра ожидается в том или ином городе? Ответы на эти вопросы можно узнать из очередного выпуска программы «Почемучка».
Почему одна и та же вода может быть льдом, водой и паром? Что происходит с молекулами воды, когда она замерзает? Какой самый тугоплавкий металл? Лена и Серёжа решили выяснить это у Компьютера.
В фильме рассказывается о трёх состояниях воды, её переходе из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе, значении воды в промышленности, строительстве, быту и сельском хозяйстве.
Документальный фильм автора, режиссёра и сценариста Леса Страуда из цикла «Наука выживать» рассказывает о том, как можно выжить в самых неприспособленных уголках канадской Арктики. Мы окажемся в маленьком посёлке эскимосов, откуда Лес Страуд начнёт свой путь и куда должен будет вернуться через 7 дней.
Цель экспедиции «Великие реки России» (2009 г.) — получение достоверных данных о загрязнении российских рек. http://www.youtube.com/watch?v=SlgWkC4TfxY
Мысли В.И. Вернадского о возникновение и развитие жизни на Земле, влияние жизни, в первую очередь разумной, на планету. Великий русский учёный писал: «Мысль — явление планетарное. Жизнь породила мысль. Мысль изменяет жизнь, всю жизнь плане ты, её биосферу. Ноосфера мы, наш разум новая геологическая сила, как океан, как ветер, как солнце! Судьба жизни, судьба разума, судьба планеты — всё едино отныне!»
http://video.yandex.ru/users/diosa666/view/3/
Планета Земля
Миллионы лет усилия природы были направлены на то, чтобы здесь образовалась биосфера. Природа благотворно влияет на человека. А как влияет на природу человек?
Уникальное кинопутешествие, поражающее богатством дикой природы, где можно увидеть огнедышащие кратеры вулканов и ледовые пустыни, встретить белого медведя и амурского тигра.
Работа над картиной продолжалась в течение восьми лет. Сьёмочная группа провела не один месяц вместе с главными действующи ми лицами своей картины — ненцами. Герой фильма отправляем и на краешек земли в поисках счастья, знакомится с удивительном и самобытной культурой жителей сурового северного края.