Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности "Край в котором я живу".»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
для учащихся 1-4 классов
Данная программа составлена на основе авторскойС.Л. Посмитной.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Край, в котором я живу» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Пробуждение интереса и накопление знаний о народах, проживающих в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях, об историко – культурном наследии и традициях жителей многонационального региона; формирование элементарных представлений об историческом прошлом, современности и перспективах культурного развития Хабаровского края как части Дальнего Востока, Российской Федерации и Азиатско – Тихоокеанского региона.
Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края и Дальнего Востока, гражданственности и патриотизма.
Создание педагогических условий для позитивной этнической, региональной и культурной самоидентификации младших школьников на основе акцентации многообразия и поликультурности историко – культурного наследия региона и современной социокультурной среды.
Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего школьника возрастасоциальных ролях: ребенка, творческой индивидуальности, школьника, товарища, жителя микрорегиона, Гражданина Хабаровского края и др.
Формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени и пространстве, углубление знаний, оценочного отношения к фактам прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и развития историко – культурного потенциала Дальнего Востока и Хабаровского края.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
Содержание программы курса:
— относится к «части, формируемой участниками образовательного процесса» (ч.1 п.4 ст.7 Закона «Об образовании» 1);
— составлено с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от 23.01.2002 «Об утверждении новой редакции ХКК ГОСТ образовательной области «Обществознание»);
— предназначено для преподавания в начальной школе (1–4 классах) Хабаровского края;
— направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы;
— предполагает создание авторской системы воспитания младших школьников;
— рассчитано на преподавание учителем начальной школы.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего мира.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий
для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является
важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов:
«Я — ученик» (1 класс), «Я — гражданин» (2 класс), «Я — дальневосточник» (3 класс), Я – исследователь (4 класс).
Содержание программы для каждого раздела распределено по темам. Учебный материал для одного занятия представлен в абзацах.
В помощь учителю и ребенку созданы пособия:
— пособия для ребенка являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность ребенка во время учебного занятия и дома. Каждое пособие по окончании учебного года превращается в альбом воспоминаний о своем первом классе, книгу о своей семье и селе, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока, Отечества, творческие проекты истории Хабаровского края, Дальнего Востока;
1 Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.
2 Посмитная С.Л. «Я — гражданин». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.
3 Посмитная С.Л. «Я — дальневосточник». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.
4 Посмитная С.Л. «Я — исследователь». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.
Общая характеристика разделов программы.
Первый раздел «Я — ученик» рассчитан на освоение младшими школьниками в 1-м классе. Реализация содержания раздела направлена на активизацию у младших школьников процесса самопознания, который помогает им перейти с этапа «Я субъект предметного мира» на этап «Я субъект общественных отношений»
Содержание первого раздела программы курса предполагает познакомить первоклассников через учебно-игровое пособие «Я — первоклассник» с историей школы, со школьным сообществом, правилами поведения, основами управления, ОБЖ в школе, а также определить основы взаимоотношений между детьми класса, строящиеся на уважении, терпимости, доверии, дружбе, взаимовыручке, привить навыки по самоуправлению и самоорганизации.
Второй раздел «Я — гражданин»
Рассчитан на освоение младшими школьниками во 2-м классе. Реализация содержания раздела направлена на овладение младшими школьниками вторым и третьим уровнями самосознания.
Содержание второго раздела программы курса предполагает познакомить второклассников с тем сообществом, которое окружает детей за пределами школы, — сообществом дома, двора, города/села, где они живут. Знакомство включает обращение к истории своего дома, двора, улицы, города/села, его достопримечательностям, хозяйству, муниципальному управлению и т.д.
Третий раздел «Я — дальневосточник»
Реализация содержания раздела направлена на окончание кризиса социальной субъектности и овладения младшими школьниками целостным самосознанием.
Предметом познания младших школьников является муниципальный район и Хабаровский край. Содержание первой части этого раздела программы направлено на развитие умения работать в команде через участие младших школьников в различных социальных и познавательных проектах.
Четвертый раздел «Я — исследователь»
Реализация содержания раздела направлена на окончание кризиса социальной субъектности и овладения младшими школьниками целостным самосознанием.
Предметом познания младших школьников является история жизнедеятельности людей в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке России. Содержание второй части раздела программы направлено на становление общеинтеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для изучения предметов гуманитарного цикла основной школы: истории, обществознания, права, историографии, географии и т.д.
Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3-4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание программы
Третий раздел «Я — дальневосточник». 3 класс (34 часа)
Тема 1. Дальний Восток России.
Федерация. Субъект федерации. Хабаровский край — субъект Российской Федерации. Система управления краем: избиратели, Законодательная Дума Хабаровского края, губернатор. Символика Хабаровского края. Хабаровский край на карте России. Государственная граница на территории Хабаровского края.
Административная граница Хабаровского края. 20 октября 1938 года — образование Хабаровского края. Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. Статус и символика Хабаровска.
Геральдика — наука о гербах. Исторический экскурс в прошлое Хабаровска как центра Приморской области, Приамурского генерал-губернаторства, Приамурского края, Хабаровского края. Гербы города Хабаровска, их история, символика, авторы, время создания. (Геральдический практикум.) Я.В. Дьяченко. Переселенцы, их быт и труд, чувства. Встреча переселенцев и коренных народов при освоении Приамурья в середине XIХ века.
Дальневосточный федеральный округ. Полномочный представитель Президента Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ, место их расположения, названия, символика, столицы, краевые, областные и окружные центры. Хабаровск — центр Дальневосточного федерального округа, краевой центр Хабаровского края. Россияне-дальневосточники. Население Дальнего Востока России многонационально. Народы, проживающие на Дальнем Востоке. Их быт, традиции и культурное наследие.
Многообразие национальных праздников народов Дальнего Востока: названия, особенности проведения. Тотемические праздники коренных народов Дальнего Востока (праздники в честь животных рода: медведя, тигра, моржа, оленя).
Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом. Города-побратимы Хабаровска. Международные связи Хабаровского края.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Их быт, традиции и культурное наследие, достопримечательности. Виза. Заграничный паспорт россиянина. Туризм. (Игра «Отгадайте название страны, из которой приехал к нам гость», выставка плакатов о дружбе хабаровчан с жителями других стран).
Тема 2. Наша малая Родина.
Муниципальное образование, муниципальный округ, муниципальный район, муниципальное поселение. Два городских округа (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и 17 муниципальных районов — муниципальные образования Хабаровского края. Население и символика муниципальных образований в Хабаровском крае.
Наш район (муниципальный округ) на карте Хабаровского края. Его административный паспорт: название, год создания, районный центр, число жителей, количество городов и сел, названия городских округов для Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
Рукотворные и природные достопримечательности района. Вклад района в хозяйственную жизнь края. (Игра «Восьмое чудо света»).
История района (округа) в лицах и судьбах его жителей. Интервью. Журналист. Журналистская этика.
Учимся договариваться. Вопросы местного значения. Местный референдум и процедура его проведения.(Игра «Моя гражданская инициатива»).
Наш город /село в жизни района, края, страны. Интернет. Сайт. Создаем Интернет страничку о своем городе или селе.
Организация условий для досуга и активного отдыха населения — компетенция муниципального поселения. Места активного отдыха горожан/селян. Проектирование парка отдыха, места отдыха горожан/ селян (пляжа, пристани, набережной, парковой зоны, парка атракционов…). Здоровый образ жизни.
Мир игр. Игры национальные, для детей, которые проводятся в квартире, за столом, на улице, на спортивной площадке... Любимые детские игры бабушек и дедушек, родителей младших школьников. Презентация игр и их разучивание.
Организация условий для спорта и физической культуры населения — компетенция муниципального поселения. Спортивные и детские городки. Спортивные школы и секции города/ села. Олимпийское движение дворовых команд. Дворовые олимпийские игры: символика, виды спорта, участники.
Тема 3. Экономика и экология Хабаровского края.
Экономика. Потребители. Потребности. Производители. Товар. Услуга. Деньги. Конкуренция. Рынок. Цена. Бизнесмен. Бартер. Купля–продажа. (Экономическая игра «Бартер»). (Деловая игра «Я губернатор, или как и почему так организована экономика Хабаровского края»).
Природные ресурсы. Основные отрасли народного хозяйства и профессии, представленные в Хабаровском крае. (Работа с картами и атласами края). Покупать. Производить. Экспорт. Импорт. Страны, торгующие с Хабаровским краем. Транспорт и основные дорожные магистрали (работа с картами и атласами края).
Малый бизнес. Технология производства. (Экскурсия на предприятие малого и среднего бизнеса). Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. Изготовитель. Сертификат качества. (игра«Общественное жюри».)
Азбука экологии. Экология и экологические кризисы. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. Международные отношения в сфере сохранения природы Земли. Способы защиты природы и улучшения жизни людей в нашем районе.
Гармония человека и природы. Ландшафтный дизайн. Декор. Дизайнер. Обобщение. Хабаровский край — наша Родина. Дальневосточные просторы. Презентация туристических маршрутов по территории Хабаровского края.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Я — ДАЛЬНЕВОСТОЧНИК» 3 КЛАСС