Просмотр содержимого документа
«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования школы (далее – Программа) составлена на основе Примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования школы являются:
Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № I-233П-НС от 19.06.2015);
Государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.09.2020 г. №119-НП);
Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республике (Приказ №755 от 14.04.2020);
Приказ СанПиН «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (Приказ №26 от 10.01.2018);
Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республике по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2020-2021 году»;
Приказ Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республике № 340 от 08.07.2020 г. «Об утверждении Критериев определения класса опасности отходов производства и потребления по степени их негативного воздействия на окружающую среду»
Цель и задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - комплексное формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
сформировать установку на использование здорового питания;
использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;
сформировать умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
сформировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся
на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Модель организации работы МОУ «Лицей№12 города Донецка» по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Этапы
Мероприятия
Первый этап (организационный)
Анализ состояния и планирование работы по:
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап
Организация просветительской работы
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;
приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Третий этап
(аналитический)
Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического направления.
Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологическойкультуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде блоков – направлений:
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Здоровье-
сберегающая инфраструктура
Отв. администрация
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Отв. педагоги
Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы
Отв. администрация, учителя физкультуры, педагоги
Реализация дополнительных образовательных программ
Отв. педагоги
Просветительская работа с родителями
Отв. администрация, педагог-психолог,
педагоги
Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса
БЛОКИ -НАПРАВЛЕНИЯ
Программное содержание
Cоздание здоровье-
сберегающей инфраструктуры
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время и в ГПД.
Охват обучающихся начальных классов горячим питанием 100 %.
Обучающиеся начальных классов получают бесплатные завтраки. Работает буфет.
В школе имеется:
1) 2 оснащенных спортивных зала, имеется спортивная площадка, которые оборудованы необходимым игровым и спортивным инвентарём и оборудованием.
2) медицинский кабинет.
Рациональная
организация
учебной
и внеучебной
деятельности
обучающихся
Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на безопасный , здоровый образ жизни . С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни , укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом..
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава "Мы и наше здоровье", основными разделами которой являются:
- Условия, необходимые для жизни человека.
- Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.
- Режим школьника.
- Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.
- Правила организации домашней учебной работы.
- Личная гигиена.
- Предупреждение простудных заболеваний.
На отдельных уроках учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Самое важное - в этих рисунках подчеркнуты две мысли:
1) о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;
2) очень важно, чтобы и сами дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
Каждый компонент УМК «Школа России» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России. Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников системы предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы.
1 класс.
Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения; правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда, отдыха; культура отдыха.
2 класс.
Правила поведения с домашними животными. Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
4 класс
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха. Физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Организация учебного процесса
Соблюдение норм СанПиНа.
смена видов деятельности
учет периодов работоспособности детей на уроках (период высокой и низкой работоспособности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
чередование позы с учетом видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках
зарядка перед уроком
подвижные игры на переменах
строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
включение элементов игры в учебный процесс и прогулки.
Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
Просветительская работа с родителями
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения
(проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.);
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
Программа направлена на организацию сотрудничества детей, родителей, педагогов для успешности обучения и воспитания детей.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Основные результаты реализации программы формирования экологическойкультуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.
№ п/п
Процедуры мониторинга
Сроки
Ответственные
Медосмотр обучающихся.
Медосмотр педагогов
Ведение мониторинга здоровья.
Мониторинг физических достижений.
Октябрь
Март
В теч. года
В теч. года
узкие специалисты, врачи детской поликлиники
мед. работник
учителя физ. культуры
Организация деятельности психологической службы школы:
диагностика;
психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей по организации ЗОЖ;
коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания.
В теч. года
психолог
Проверка уровня компетенций обучающихся в области здоровьесбережения
В теч. года
в процессе урочной и внеурочной работы, анкетирование детей и родителей
учителя, педагоги доп. образования
Совершенствование материально – технической базы учреждения.
В течении года
руководство школы
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности: на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Критерии, показатели эффективности деятельности
образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся
Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся.
Сформированность у обучающихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.
Стабилизация здоровья детей, снижение количества случаев травматизма в школе и дома.
Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
Повышение уровня знаний обучающихся по вопросам здоровья и его сохранения
Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса
Направления работы
Виды работы
Психологическое просвещение
Лекции, семинары, круглые столы для родителей, учителей, обучающихся
Консультации индивидуального характера
Психологическая профилактика
Участие в приеме детей в 1 класс (рекомендации, выявление детей с отклонениями в развитии)
Составление программ по адаптации к школьному обучению
Соучастие в создании благоприятного психологического климата в классных коллективах, в образовательном учреждении
Индивидуальные и групповые обследования на начало школьного обучения
Психологическое консультирование
Консультации (индивидуальные и групповые) по запросу руководства школы, учителей, родителей, детей
Участие в методических объединениях
Психологическая диагностика
Психологическое обследование познавательной сферы, личностных, коммуникативных, профессиональных особенностей личности
Анализ и интерпретация результатов
Выводы и рекомендации для дальнейшей работы
Развивающая и коррекционная работа
Разработка и осуществление специальных программ: развивающих и коррекционных, включающих две части (психологическую и педагогическую)
Планируемые мероприятия
Дата
СЕНТЯБРЬ
Выступление на родительских собраниях в первых классах по теме: «Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. Переход на новые образовательные стандарты второго поколения»
Анкетирование для родителей первоклассников «Мои ожидания и тревоги»
Адаптация ребенка к новым условиям: учебной деятельности (диагностика первоклассников)
Обработка полученных данных диагностического исследования первоклассников, анкет для родителей
Подготовка выступления на совещании по преемственности «детский сад – школа»
Консультации. Рекомендации (для учителей, родителей, обучающихся)
1-я неделя
2-я неделя
2-3-я недели
в течение месяца
ОКТЯБРЬ
Адаптация обучающихся к новым условиям учебной деятельности в среднем звене (диагностика обучающихся 5-х классов)
Занятия для обучающихся 5-х классов по программе «Уроки общения», с целью снятия тревожности в период адаптации и освоение новых приемов общения.
Обработка полученных данных диагностического обследования обучающихся 5-х классов. Выступление на родительских собраниях в 5-х классах «Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка»
Консультации. Рекомендации (для учителей, родителей, обучающихся).
Подготовка выступления на совещании по преемственности «начальная школа – среднее звено»
Семинар для учителей начальной школы по теме: «Возможности юмора в преодолении профессионально обусловленных кризисов»
Диагностическое обследование обучающихся 4-х классов «Мотивация к школьному обучению»
Выступление на совещании по преемственности «детский сад – школа»
Работа с детьми дошкольной подготовки
с 1 по 3-ю недели
3-я неделя
2-я неделя
2,4-ые недели
3-я неделя
НОЯБРЬ
Выступление на совещании по преемственности «начальная школа – среднее звено»
Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»
Мониторинг для обучающихся 5-х классов «Социализация»
1-я неделя
каждую субботу
4-я неделя
ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ
Обработка полученных данных мониторинга «Социальные компетентности» для обучающихся 5-х классов
Консультации. Рекомендации (коллективные и индивидуальные для педагогов, родителей, обучающихся)
Выступление на общешкольном родительском собрании для 4-х классов по вопросам
«Трудности обучения в 5-ом классе»
Выступление на родительском собрании для будущих первоклашек по теме «Как подготовить ребенка к школе»
Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя января
4-я неделя января
по субботам
ФЕВРАЛЬ
Проведение психологического семинара для учителей «Психосоциальные возрастные кризисы взрослых»,
Встречи с родительской общественностью (по запросу)
Диагностическое обследование обучающихся 4-х классов по методике «Уровень тревожности», «Уровень развития познавательной сферы»
Обработка полученных данных
Консультации, рекомендации для родителей, обучающихся, педагогов
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4-х классов «Развитие познавательных процессов личности»
Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»
1-я неделя
в течение месяца
в течение месяца
в течение месяца
по субботам
МАРТ
Повторное диагностическое обследование обучающихся 1-х классов
Диагностическое обследование детей на МПК
Обработка, анализ и интерпретация результатов диагностического обследования
Консультации по запросу родителей, учителей
Психологический семинар для учителей по теме: «Трудности перехода на новые образовательные стандарты»
Работа с родителями дошкольников по программе: «На пороге школьной жизни»
1-2 ые недели
2-я неделя
в течение месяца
в течение месяца
3-я неделя
по субботам
АПРЕЛЬ – МАЙ
Диагностическое обследование детей с трудностями в обучении, общении, поведении по запросу родителей, педагогов.
Диагностическое обследование детей, посещающих подготовительные занятия к школе «Уровень готовности к школьному обучению»
Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников по теме «Трудности первого года обучения»
Выступление на родительских собраниях в 4-х классах «Влияние семьи на развитие познавательных процессов младших школьников»
Рекомендации, консультации для родителей, педагогов по результатам диагностического обследования
1-3-ю недели апреля
4-я неделя апреля
в течение мая
в течение мая
Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.
№п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Контроль соблюдения режима дня обучающихся.
В течение года
Классные руководители, соц. педагог
2.
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера).
В течение года
Классные руководители, зам. директора по УВР
3.
Организация работы лагерей с дневным пребыванием
Каникулы
Зам. директора по УВР, классные руководители
4.
Уход за цветами в учебных кабинетах и рекреациях школы.
В течение года
Зам. директора по УВР учителя
5.
Проведение дней здоровья.
2 раза в год
Зам. директора по УВР, учителя
7.
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене.
В течение года
Зам. директора по УВР, учителя.
8.
Проведение медицинского осмотра педагогов школы
ежегодно
Руководство школы
9.
Проведение подвижных школьных перемен.
В течение года
Классные руководители
11.
Организация отдыха обучающихся школы в летний период.
Июнь-август
Начальники лагерей, учителя
12.
Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств.
В течение года
Классные руководители
13.
Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии.
В течение года
Классные руководители
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма.
В течение года
Классные руководители
Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья.
В течение года
Зам. директора, классные руководители
Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению:
-«Распорядок дня и двигательный режим школьника»;
- «Личная гигиена школьника»;
- «Воспитание правильной осанки у детей»;
- «Организация правильного питания ребенка в семье»;