kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Основное содержание программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ООП НОО  реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающим миром. Учебно-методический комплект по окружающему миру даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и  духовного здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс»

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» 4 класс (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)

  • ООП НОО средней школы №62 (утверждена приказом директора №169 от 28.08.2016)

  • Учебный план средней школы №62 на 2016-17 учебный год (утвержден приказом от 01.09.2016 №168)

  • Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2016 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».
  • Календарный учебный график средней школы №62 на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом от 01.09.2016 № 170)

  • Приказ об утверждении рабочих программ (приказ №169 от 01.09.2016).

  • Примерная программа по учебному предмету «окружающий мир» для начального общего образования.

  • Авторская программа Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 4 класс.— М.: АСТ, Астрель.2012

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «окружающий мир» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2016/2017 учебном году», Составитель: Чижова И.Н.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Планета знаний» под редакцией И.А.Петровой.

На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 68 часов в год.

Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 4 классе по учебнику «Окружающий мир». — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Проверочные и диагностические работы. 4 класс. — М.: АСТ, Астрель.

Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях на 2016-2017 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2016г. №576

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (в том числе ИКТ компетентности), определенных ФГОС НОО.

Основные содержательные линии:

  • Человек и природа

  • Человек и общество

  • Правила безопасной жизни

Окружающий мир выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности, принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

Основное содержание программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающим миром. Учебно-методический комплект по окружающему миру даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Основное содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающим миром. Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира и социума.

    • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

    • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

    • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное..

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В программе спланированы уроки, на которых осуществляется формирование ИКТ - компетентностей обучающихся» (программа «Формирование ИКТ-компетентности» прилагается).


В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются: проверочные работы по итогам разделов программы. Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- тесты;

Итоговая аттестация

- проверочная работа;

Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачёта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4 класса

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • способность к самооценке;

  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

  • основы экологической культуры;

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Предметные

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

  • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

  • различать план местности и географическую карту;

  • читать план с помощью условных знаков;

  • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы,

  • равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать

  • необходимость их бережного использования;

  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить

  • примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей

  • между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

  • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;

  • рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

  • рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

  • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать

  • особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

  • предсказывать погоду по местным признакам;

  • характеризовать основные виды почв;

  • характеризовать распределение воды и суши на Земле;

  • объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

  • объяснять причины смены времён года;

  • применять масштаб при чтении плана и карты;

  • отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. —создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция;

  • 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;

  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президентРФ);

  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

  • описывать культурные достопримечательности своего края.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • сравнивать исторические и литературные источники;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.







Содержание учебного предмета


Тема

Содержание темы

Наш край.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, её значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения –пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

Наша Родина на планете Земля.

Географическая карта и план. Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте.

Разнообразие условий жизни на земле.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

История нашей Родины.

Россия на карте, историческая карта. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Важные сведения из истории родного края. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Тематическое планирование



Тема




Количество часов

Экскурсии, практические работы, проекты

1. Наш край.

22 часа


Экскурсия в парк. (№1)

Экскурсия к пруду (№2)

Практическая работа №1по теме «Чтение плана местности».

Практическая работа №2 по теме «Работа с географической картой.».

Практическая работа №3 по теме «Моделирование форм поверхности суши».

Практическая работа №4 по теме «Моделирование цепей питания» .

Практическая работа №5 «Работа с образцами гербария».


2. Наша Родина на планете Земля

12 часов

Практическая работа №6 по теме «Работа с готовыми моделями (глобус)»

Практическая работа № 7 по теме «Работа с географической картой, диаграммами»

Практическая работа № 8 по теме «Работа с картой России».

Проект №1

3. История нашей Родины.






34 часа










Практическая работа №9 по теме «Работа с исторической картой».

Практическая работа №10 по теме «Работа с картой России»

Экскурсия в музей истории города (№3)

Проект №2

Проект №3

Всего часов


68 часов





Тестовые работы

Проверочные работы

1 четверть


Проверочная работа №1 по теме «Формы земной поверхности» за 1 четверть.

2 четверть


Проверочная работа №2 по теме «Природные сообщества».

Проверочная работа №3 по теме «Разнообразие условий жизни на Земле» за 1 полугодие

3 четверть

Тестовая работа №1 по теме «Наша Родина на планете Земля».

Проверочная работа №4 по теме «Исторические события в России в 14-17 веках» за 3 четверть.

4 четверть

Тестовая работа №2 по теме «Российская империя в 18-19 веках»

Итоговая проверочная работа №5.


Календарно – тематическое планирование


урока

Тема урока

Задачи урока

Характеристика учебной деятельности

Наш край (22 часа)

Формируемые УУД.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Личностные УУД :. положительное отношение и интерес к изучению природы; формирование чувства прекрасного на основе знакомства с природой родного края; соблюдение правил безопасного поведения в природе.

Предметные УУД: давать характеристику погоды; различать формы поверхности суши; различать план местности и географическую карту; объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране; устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); выполнять правила поведения в природе.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД : обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе.

1.

Научные представления о погоде и её явлениях. ИКТ Источники информации.

Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и её явлениях(температура воздуха, облачность, осадки). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне.

Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуется ветер осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.

Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.

Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши.

Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.

Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Правильно вести себя во время грозы, метели, гололёда, жары, сильных морозов.

Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видеосъёмку.

Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.

Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.

Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв. Объяснять, что такое природное сообщество.

Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.

Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.

Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.

Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

Характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.

Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества.

Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания.

Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и при реализации проектной деятельности.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Изучай природу своего края».

Исследовать зависимость погоды от ветра.

Представлять результаты своей деятельности.

2.

Зависимость погоды от ветра. Грозные явления природы.

Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололёд в жизни человека.

3.

Предсказание погоды. Народные приметы погоды. ИКТ Поиск информации в электронных энциклопедиях и на видеокассетах.

Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода».

4.

Разнообразие растительного и животного мира смешанного леса. Экскурсия №1 в парк. Оценка своего и чужого поведения в природе.

Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране.

5.

Экскурсия №2 к пруду. Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Познакомить учащихся с растениями и животными пресных водных объектов. Показать приспособленность обитателей водных объектов к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние человека на обитателей водных объектов.

6.

Разнообразие растительного и животного мира пресного водоёма.


7.

Наша местность на плане и карте.

Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение.

8.

План местности. Практическая работа №1по теме «Чтение плана местности».

Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся.

9.

Географическая карта. Практическая работа №2 по теме «Работа с географической картой».

Сформулировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны.


10.

Формы земной поверхности. Равнины. ИКТ Планирование и осуществление наблюдений с помощью инструментов ИКТ.

Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта.

11.

Формы земной поверхности. Горы, холмы. Практическая работа №3 по теме «Моделирование форм поверхности суши».

Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира.

12.

Изменение поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды. Образование оврагов.

Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды.

13.

Влияние деятельности человека на формы поверхности. ИКТ Работа с видеокамерой или веб -камерой.

Показать характер воздействия деятельности людей на формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы земной поверхности».

14.

Полезные ископаемые и их свойства. Полезные ископаемые родного края, их использование человеком. Проверочная работа №1 по теме «Формы земной поверхности» за 1 четверть.

Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.) Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

15.

Разнообразие почв. Значение почвы для жизни.

Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи между компонентами природы.

16.

Природное сообщество. Луг как природное сообщество родного края. Разнообразие растительного мира луга.


Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни.

17.

Разнообразие животного мира луга. Значение луга в жизни человека. ИКТ Устная презентация с опорой на тезисы на ПК.

Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов.

18.

Лес – природное сообщество родно края. Разнообразие растительного мира леса. Практическая работа №5 «Работа с образцами гербария».

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни.

19.

Животные – обитатели леса. Лес в жизни человека. Практическая работа №4 по теме «Моделирование цепей питания».

Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны.

20.

Разнообразие животного и растительного мира пресного водоёма.

Работа над проектом «Изучай природу родного края».

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресной воде; расширить знания о растениях и животных пресных водных объектов, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресных водных объектов. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водных объектов.

21.

Искусственные сообщества. Разнообразие растительного и животного мира поля. Проверочная работа №2 по теме «Природные сообщества».

Сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе. Расширить знания о культурных растениях. Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространённых зерновых, овощных и технических культур своего края. Познакомить учащихся с животными полей, показать связи животных поля с растениями и друг с другом.

22.

Растительный и животный мир сада.

Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространённые в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом.


Наша Родина на планете Земля (12 часов)

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Личностные УУД: осознание себя как гражданина России, ответственности за общее благополучие; знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение.

Предметные УУД: рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне; выполнять правила поведения в природе.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные УУД: осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.


23.

Земля – планета. Материки и океаны. Практическая работа №6 по теме «Работа с готовыми моделями (глобус)»

Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.

Объяснять причины смены дня и ночи, времён года.

Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.)

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.

Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, ,границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России.

Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.

Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за её будущее.

Доказывать опытным путём, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать её в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.

Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности.

Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Охрана природы родного края».

Исследовать способы очищения загрязнённой воды.

Представлять результаты проектной деятельности.

24.

Карта полушарий. Практическая работа № 7 по теме «Работа с географической картой, диаграммами»

Повторить знание о глобусе как модели Земли; познакомить с картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению работать с географической картой, диаграммами

25.

Движение Земли.

Сформировать у учащихся представление о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся.

26.

Разнообразие условий жизни на Земле. В пустынях Африки. ИКТ Добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Познакомить учащихся с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары.

27.

Экваториальные леса Южной Америки.

Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов . Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимости их охраны.

28.

Особенности природы Антарктиды и Австралии. Евразия. Проверочная работа №3 по теме «Разнообразие условий жизни на Земле».

Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии.

29.

Карта России. Практическая работа № 8 по теме «Работа с картой России».

Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира.

30.

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. ИКТ Аудиосопровождение видеосочинения.

Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по её охране. Проверить знания учащихся по теме.

31.

Растительный и животный мир тундры. Особенности труда и быта людей.

Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость её охраны.

32.

Зона лесов. Охрана природных богатств Работа над проектом по теме «Охрана природы родного края».

Познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях. Углубить знания о связях между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость её охраны.

33.

Растительный и животный мир степей. Особенности труда и быта людей.

ИКТ Покадровая съёмка и монтаж кадров с заданной длительностью.

Познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость её охраны.

34.

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Заповедники, национальные парки.

Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения экологических проблем. Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля.



История нашей Родины (34 часа)

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД : сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Личностные УУД: осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Предметные УУД: описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство), называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»; находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края.

Регулятивные УУД: осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);сравнивать исторические события, делать обобщения.


Наши верные помощники (1 ч)

35.

Тестовая работа №1 по теме «Наша Родина на планете Земля». История на карте. Исторические источники.

Проверить знания учащихся по разделу. Познакомить с понятием «историческая карта», показать её отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте.

Познакомить учащихся с историческими источниками (вещественными, письменными, устными)

Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.

Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников (письменных, устных, вещественных).

Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.

Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи.


Древняя Русь ( 5 часов)

36.

Первые русские князья.

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей.

Пересказывать части текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь)

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимость их охран.

Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь)

Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Находить и сравнивать различные объекты культуры. Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры. Работать со словарём в конце учебника. Искать информацию о дополнительных источниках, готовить на её основе сообщения.

37.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства – религии, которую приняла Русь.

38.

Культура Древней Руси. ИКТ Выполнение основных операций при создании мультипликации.

Сформировать представление о культуре Древней Руси.

39.

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками

40.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Практическая работа №10 по теме «Работа с исторической картой».

Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского.


Московское царство (6 часов)

41.

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Познакомить учащихся с развитием государства в 16 веке.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь). Составлять вопросы по теме.

Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения.

Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия).

Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения.

Оценивать результаты своей деятельности.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать своё участие, представлять результаты своей деятельности.

42.

Картины быта, труда, традиций людей в 14 – 16 веках. ИКТ Выполнение основных операций при создании анимации.

Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей 14-16 веков.

43.

Смутное время. К.Минин и Д. Пожарский.

Познакомить детей с основными событиями Смутного времени.

44.

Русское государство в 17 веке. Преобразования первых Романовых. Работа над проектом.

Познакомить учащихся с основными событиями России 17 века; рассказать о преобразованиях первых Романовых.

45.

Освоение земель Сибири и Дальнего Востока. Первые землепроходцы.

Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами первых землепроходцев.

46.

Проверочная работа №4 по теме «Исторические события в России в 14-17 веках» за 3 четверть.

Повторить и обобщить пройденный материал.


Российская империя (9 часов)

47.

Пётр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. Ярославский край в эпоху Петра 1. ИКТ Непосредственно пространственно-временное редактирование.

Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра 1.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями последствиями событий. Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.

Знакомиться с краеведческими материалам, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать своё отношение к истории края.

Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох, одежду разных эпох. Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города 19 века), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать своё участие, представлять результаты своей деятельности.

Оценивать результаты своей деятельности.

Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов.

48.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина 2.

Рассказать учащимся об изменениях в государстве при Екатерине 2. Познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

49.

Образование и наука в 18 веке.

Рассказать учащимся о развитии образования и науки в 18 веке. Познакомить учащихся с именам известного учёного М.В.Ломоносова и изобретателя И.П.Кулибина.

50.

Отечественная война 1812 года.

Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812 года.

51.

Отмена крепостного права.

Продолжить знакомство детей с основными событиями 19 века.

52.

Наука и техника в 19 веке. Экскурсия в музей истории города.

Познакомит учащихся с основными достижениями науки и техники в 19 веке. Познакомить с иенами и открытиями учёных

П Н.Яблочкова, Н.И.Пирогова, К.А.Тимирязева

53.

Город и горожане. Мода 19 века. ИКТ Технологии, оптимально использующие фотоизображения в личном информационном пространстве и в Интернете.

Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике городов в 19 веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве.

54.

Культура 19 века.

Познакомить учащихся с основными культурными достижениями 19 века, с именами выдающихся деятелей культуры.

55.

Повторение изученного по разделу. Тестовая работа №2 по теме «Российская империя в 18-19 веках».




Российское государство (13 часов)

56.

Россия в начале 20 века. Революция в России.

Познакомить учащихся с основными событиями начала 20 века.

Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, век по карте, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщения и выводы.

Обсуждать использование атомной энергии в военных целях, высказывать своё отношение к вопросу.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиям событий.

Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение 20 века (об участии в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах)..

Определять местоположение народов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую, так и географическую.

Собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать своё участие, представлять результаты своей деятельности.

57.

Россия в годы Советской власти.

Познакомить учащихся с основными событиями развития России в 20-30-е годы 20 века.

58.

Великая Отечественная война. Ярославский край в годы Великой Отечественной войны.

Познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградом, Курской битвой, блокадой Ленинграда; показать героический подвиг народа.

59.

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Работа над проектом

Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны; рассказать о самоотверженном труде всех людей.

60.

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения 20 века.

Познакомить учащихся с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными достижениями 20 века.

61.

Северные города России. Обычаи народа, характерные особенности быта. Практическая работа №11 по теме «Работа с картой России»

Познакомить учащихся с северным городами России; показать их своеобразие и особенности.

62.

Города Центральной России. Достопримечательности, расположение на карте. ИКТ Использование компьютера при работе с картой.

Познакомить учащихся с городами Центральной России; показать их своеобразие и особенности.

63.

Города Урала и Сибири.

Познакомить учащихся с городами Урала и Сибири; показать их своеобразие и особенности.

64.

Дальний Восток. Южные города России.

Познакомить учащихся с городами Дальнего Востока; с южными городами России.

65.

Итоговая проверочная работа №5

Закрепить знания, обобщить пройденный материал.

66.

Работа над ошибками административной итоговой проверочной работы. Россия в мировом сообществе. Страны и народы мира, их достопримечательности, расположение на карте.

Познакомить учащихся с положением России в мировом сообществе. Рассказать о международных организациях, о достопримечательностях, традициях и праздниках разных народов.

67.

Особенности жизни современного человека. ИКТ Поиск информации в электронных энциклопедиях.

Познакомить учащихся с некоторыми особенностями жизни современного человека.

68.

События, происходящие в современной России. Их оценка. Работа с источниками информации.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Оборудование и приборы:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

  2. .Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Экранно-звуковые пособия;

  6. Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем;

  7. Мультимедийные средства обучения: презентации к урокам по темам курса;

  8. Видеофрагменты и другие информационные объекты

  9. Репродукции, предметные картины и фотографии в соответствии с содержанием программы;

  10. Настольные развивающие игры (экологическое лото), викторины.

Специфическое сопровождение:

Наглядные пособия:

  • Натуральные гербарии, чучела.

  • Муляжи плодов, отдельных органов человека

  • Коллекции полезных ископаемых

  • Таблицы групп растений и животных

  • Глобус

  • Настенные карты

  • Компас

  • Магнитная доска







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "148376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419683059"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. 3 класс" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "236034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443949163"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа по  предмету  «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.) для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapopriedmietuokruzhaiushchiimirchieloviekprirodaobshchiestvodlia3klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449180889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по предмету ‹‹окружающий мир››  УМК «Школа 2100» 1 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-umk-shkola-2100-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403094903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 класс, базовый уровень"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchiebnogho_kursa_okruzhaiushchii_mir_4_klass_bazovyi_urovie"
    ["file_id"] => string(6) "436972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1509897374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства