Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов
Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
В 5–6-х классах заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Именно в этот период формируются необходимые предпосылки для развития умственных операций и навыки учебы, созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др.
Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.
НОВИЗНА:
Проведённый анализ, существующих программ по математике (Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990, содержание которой в первую очередь должно углублять и дополнять основной курс математики; программ элективных курсов образовательной области “Математика”: С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов, содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук или, по крайней мере, приобретение непрофессионального увлечения (хобби) пусть и не “на всю оставшуюся жизнь”) выявил:отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.
ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА: подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:
расширение и углубление знаний по предмету;
развитие у учащихся логического мышления;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
выявление одаренных детей;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:
Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
Выполнять действия с рациональными числами;
Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
КГУ ОШ№ 85
П
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов »
КГУ ОШ№ 85
Программа факультатива по математике
«За страницами учебника»
для 6 классов
Подготовила:
Матыцина Ольга Владимировна
учитель математики второй категории
Г. Алматы
Трудно переоценить значение математики в жизни и школе. Все точные науки, такие как физика, химия, геометрия базируются на математических расчетах. Программа математики в 6 классе крайне важна. Операции с рациональными числами, пропорции -это ключ к решению огромного количества практических задач. Продолжается освоение тем из начальной геометрии, длина окружности, площадь круга. Рассматривается расположение точек в координатной плоскости, перпендикулярными и параллельными прямыми, линейными неравенствами. Поэтому важно, чтобы ребенок хорошо освоил и закрепил курс математики 6 класса.
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
В 5–6-х классах заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Именно в этот период формируются необходимые предпосылки для развития умственных операций и навыки учебы, созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др.
Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.
НОВИЗНА:
Проведённый анализ, существующих программ по математике (Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990, содержание которой в первую очередь должно углублять и дополнять основной курс математики; программ элективных курсов образовательной области “Математика”: С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов, содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук или, по крайней мере, приобретение непрофессионального увлечения (хобби) пусть и не “на всю оставшуюся жизнь”) выявил:отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.
ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА: подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:
расширение и углубление знаний по предмету;
развитие у учащихся логического мышления;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
выявление одаренных детей;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:
Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
Выполнять действия с рациональными числами;
Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
6-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
Отношение, пропорция, масштаб , длина окружности и площадь круга (7 + 1 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; умения решать пропорции ; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: основное свойство пропорции, умение пользоваться масштабом, формулы длины окружности и площади круга.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
Действия с рациональными числами. (10 + 1 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами; уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя рациональные числа.
Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.
Линейные уравнения и неравенства (8 + 1 часов)
Основная цель - расширить представление учащихся о линейных уравнениях, числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны уметь решать линейные уравнения, определять числовые промежутки;
Координатная плоскость, параллельные и перпендикулярные прямые (7 + 1) часов
Основная цель - расширить представление учащихся о координатной плоскости; познакомить с биографией Декарта, обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны уметь выполнять задания на координатной плоскости.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
6-й класс
Номера уроков
Содержание учебного материала
Количество часов, отводимое на выполнение
Всего
Теория
Практика
I. Отношение, пропорция, масштаб. Длина окружности и площадь круга – 7 часов
1-2
Отношение, пропорция. Исторические сюжеты развития математики
2
1
1
3-5
Решение логических задач
3
1
2
6-7
Масштаб, длина окружности, площадь круга.
2
1
1
8
Контрольная работа
1
II. Действия с рациональными числами – 10 часов
9
История возникновения рациональных чисел
1
1
10-12
Сложение и вычитание рациональных чисел
3
1
2
13-15
Умножение и деление рациональных чисел.
3
1
2
16-17
Олимпиадные задачи различного уровня.
2
1
1
18
Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур
1
1
19
Контрольная работа
1
III. Линейные уравнения и неравенства – 8 часов
20-21
Числовые неравенства и их свойства
2
1
1
22-23
Объединение и пересечение
2
1
1
24-25
Занимательные задачи . Задачи на развитие логического мышления
2
2
26
Контрольная работа
1
IV Координатная плоскость 7 часов
27-28
Составление заданий на координатной плоскости
2
1
1
29
Знакомство с биографиями Ковалевской, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа
1
1
1
30-32
Решение занимательных задач
3
1
2
33
Конкурс "Кто вперёд!"
1
34
Контрольная работа
1
Список литературы для учителя:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.