АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Г. В. Попова
МКОУ Терновская СОШ№1, с Терновка
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Умение видеть природу-первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания её, бережное отношение к ней. Изучение природы, жизни, которая окружает ребёнка, способствует формированию уважения к обществу, к России, родному краю, развивает чувство патриотизма. [5, с. 37]
«Природа вокруг нас» заключает в себе две основные идеи: обеспечить, возможно, полное и разнообразное чувственное изучение окружающей флоры и фауны, т.е. выполнить «золотое правило», сформулированное ещё Я. А. Коменским: «Всё, что можно, предоставлять для восприятия»,- а также развить у школьника умение идентифицировать себя с другими живыми существами (растение – живое существо, животное – живое существо), на основе чего воспитывается вся гамма эмфатических чувств и конкретное реальное действие по защите, охране, заботе об окружающей природе. [1, с. 67]
Проработав ни один год по УМК «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова выделю несколько актуальных вопросов обучения младших школьников принципам познания окружающего мира;
- в основе программы необходима интеграция различных знаний, прежде всего более тесная связь между познанием природы и социальной жизни, т.е. формирование представлений в системе «человек- природа- общество»;
- особое внимание нужно уделить реализации принципа целостного подхода к процессу воспитания личности, максимального учёта психологических особенностей и возможностей младшего школьника, т.е. в программе необходимы знания, наиболее актуальные для ребёнка этого возраста и обеспечивающие формирование его разнообразных взаимоотношений с окружающим миром;
- необходимо создавать оптимальные условия для воспитания экологически грамотных людей, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде;
- краеведческий и родиноведческий принцип познания окружающего мира, который расширить представления ученика о культуре, истории родного края, родины и всего мира;
- необходимо увеличить количество экскурсий для наблюдения окружающей действительности, так как в процессе наблюдения ребёнок может качественно усвоить природоведческий материал; [2, с.38]
- использование научно-художественной литературы, формирует у учащихся первоначальные природоведческие понятия, которые вводят их в понимание закономерностей окружающего мира, опираясь, на чувственный опыт детей и обеспечивают переход от понятий явления к его сущности; [3, с.50]
- создание факультативных курсов, обществ защиты природы;
- возможность проектной деятельности учащихся и родителей;
- на всём этапе ознакомления должна обеспечиваться более четкая преемственность и перспективность изучения окружающего мира, как между начальными классами, так и между начальной и средней школой.
Опишу некоторые актуальные вопросы обучения младших школьников принципам познания окружающего мира, которые, по моему мнению можно решить, используя УМК Плешакова А. А. «Мир вокруг нас».
Интегрированный подход изучения можно встретить почти в каждой теме урока. Это не только элементы естественно - научных (физических, химических, биологических, физико-географических), но и исторических, экологических, этнографических знаний. Он формирует у младших школьников единую картину мира, воспитывает гуманную, творческую, социально активную личность, способную к экологическому мышлению бережно, ответственно относящемуся к богатствам природы и общества.
Важно то, что на различных уровнях (в соответствии с возрастными особенностями учащихся) раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой и пути их разрешения. С целью развития гармоничных ценностных ориентаций школьника показана многосторонняя ценность природы для человека: нравственная, эстетическая, познавательная, гигиеническая, практическая. Это позволяет преодолеть утилитарный, потребительский подход к природе, порождающий безответственное отношение к ней.
Учащийся должен уметь видеть и в какой-то мере предотвращать или способствовать предотвращению глобальных проблем, вставших перед человечеством: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов живых организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Экологические проблемы формируются на основе изучения конкретного материала с опорой на непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, характера и результатов хозяйственной деятельности человека. Дети же сами строят процесс поиска решения этих проблем. И определяют свою роль в сложившихся ситуациях. Всё это позволяет подвести учащихся к выводу о необходимости совместных усилий всех стран и народов, направленных на сохранение природы и цивилизации.
Другим не менее важным критерием познания окружающего мира является связь тем учебника с жизнью, учётом личностной значимости приобретаемых знаний и умений.
С каждым учебным годом изменяются и способы деятельности учащихся в учебном процессе. Большую роль играют наблюдения в природе, лабораторного и демонстрационного эксперимента, широко применяется моделирование. Например, модели простейших пищевых цепей и других связей природных сообществ. Эти модели позволяют прогнозировать последствия тех или иных поступков людей или определённых способов хозяйственной деятельности и формировать правила экологически приемлемого поведения и хозяйствования.
Важное место играют и сюжетно-ролевые игры, ситуативные задания, дискуссии. Художественное творчество детей, связанное с восприятием эстетической ценности природы, практическая деятельность по её охране.
Использование детьми детской научно- художественной литературы способствует более глубокому усвоению учебного материала, толкает его познавательный интерес к новому, для него неизведанному открытию, при этом развивая самостоятельность, расширяя кругозор. [4, с. 13]
Кроме перечисленного имеются тетради на печатной основе, где много заданий творческого характера, исследовательские работы, задания на составления рассказа, описания явлений. Ведётся дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Всё это на доступном уровне помогает знакомить младших школьников принципам познания окружающего мира, познавать его через единство краеведческого, родиноведческого подхода на каждом году обучения, что отвечает задаче формирования у учащихся единой картины мира. Обеспечивает интеллектуальное и эмоциональное восприятие окружающего мира и реальной природоохранительной деятельности.
Список литературы:
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной // школы нач. школа 1992. № 1.
Исаева Е.Г. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // нач. школа 1994. № 1.
Новолодская Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе // нач. школа 2006. № 1.
Плешаков А.А. Теоретические основы нового учебного курса «Мир и человек» // нач. школа 1989. № 1.
Побединская Л.М. Природа в воспитании учащихся // нач. школа 1987. №12.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА »
Г. В. Попова
МОУ Терновская СОШ№2, с Терновка
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Умение видеть природу-первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания её, бережное отношение к ней. Изучение природы, жизни, которая окружает ребёнка, способствует формированию уважения к обществу, к России, родному краю, развивает чувство патриотизма. [5, с. 37]
«Природа вокруг нас» заключает в себе две основные идеи: обеспечить, возможно, полное и разнообразное чувственное изучение окружающей флоры и фауны, т.е. выполнить «золотое правило», сформулированное ещё Я. А. Коменским: «Всё, что можно, предоставлять для восприятия»,- а также развить у школьника умение идентифицировать себя с другими живыми существами (растение – живое существо, животное – живое существо), на основе чего воспитывается вся гамма эмфатических чувств и конкретное реальное действие по защите, охране, заботе об окружающей природе. [1, с. 67]
Проработав ни один год по УМК «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова выделю несколько актуальных вопросов обучения младших школьников принципам познания окружающего мира;
- в основе программы необходима интеграция различных знаний, прежде всего более тесная связь между познанием природы и социальной жизни, т.е. формирование представлений в системе «человек- природа- общество»;
- особое внимание нужно уделить реализации принципа целостного подхода к процессу воспитания личности, максимального учёта психологических особенностей и возможностей младшего школьника, т.е. в программе необходимы знания, наиболее актуальные для ребёнка этого возраста и обеспечивающие формирование его разнообразных взаимоотношений с окружающим миром;
- необходимо создавать оптимальные условия для воспитания экологически грамотных людей, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде;
- краеведческий и родиноведческий принцип познания окружающего мира, который расширить представления ученика о культуре, истории родного края, родины и всего мира;
- необходимо увеличить количество экскурсий для наблюдения окружающей действительности, так как в процессе наблюдения ребёнок может качественно усвоить природоведческий материал; [2, с.38]
- использование научно-художественной литературы, формирует у учащихся первоначальные природоведческие понятия, которые вводят их в понимание закономерностей окружающего мира, опираясь, на чувственный опыт детей и обеспечивают переход от понятий явления к его сущности; [3, с.50]
- создание факультативных курсов, обществ защиты природы;
- возможность проектной деятельности учащихся и родителей;
- на всём этапе ознакомления должна обеспечиваться более четкая преемственность и перспективность изучения окружающего мира, как между начальными классами, так и между начальной и средней школой.
Опишу некоторые актуальные вопросы обучения младших школьников принципам познания окружающего мира, которые, по моему мнению можно решить, используя УМК Плешакова А. А. «Мир вокруг нас».
Интегрированный подход изучения можно встретить почти в каждой теме урока. Это не только элементы естественно - научных (физических, химических, биологических, физико-географических), но и исторических, экологических, этнографических знаний. Он формирует у младших школьников единую картину мира, воспитывает гуманную, творческую, социально активную личность, способную к экологическому мышлению бережно, ответственно относящемуся к богатствам природы и общества.
Важно то, что на различных уровнях (в соответствии с возрастными особенностями учащихся) раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой и пути их разрешения. С целью развития гармоничных ценностных ориентаций школьника показана многосторонняя ценность природы для человека: нравственная, эстетическая, познавательная, гигиеническая, практическая. Это позволяет преодолеть утилитарный, потребительский подход к природе, порождающий безответственное отношение к ней.
Учащийся должен уметь видеть и в какой-то мере предотвращать или способствовать предотвращению глобальных проблем, вставших перед человечеством: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов живых организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Экологические проблемы формируются на основе изучения конкретного материала с опорой на непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, характера и результатов хозяйственной деятельности человека. Дети же сами строят процесс поиска решения этих проблем. И определяют свою роль в сложившихся ситуациях. Всё это позволяет подвести учащихся к выводу о необходимости совместных усилий всех стран и народов, направленных на сохранение природы и цивилизации.
Другим не менее важным критерием познания окружающего мира является связь тем учебника с жизнью, учётом личностной значимости приобретаемых знаний и умений.
С каждым учебным годом изменяются и способы деятельности учащихся в учебном процессе. Большую роль играют наблюдения в природе, лабораторного и демонстрационного эксперимента, широко применяется моделирование. Например, модели простейших пищевых цепей и других связей природных сообществ. Эти модели позволяют прогнозировать последствия тех или иных поступков людей или определённых способов хозяйственной деятельности и формировать правила экологически приемлемого поведения и хозяйствования.
Важное место играют и сюжетно-ролевые игры, ситуативные задания, дискуссии. Художественное творчество детей, связанное с восприятием эстетической ценности природы, практическая деятельность по её охране.
Использование детьми детской научно- художественной литературы способствует более глубокому усвоению учебного материала, толкает его познавательный интерес к новому, для него неизведанному открытию, при этом развивая самостоятельность, расширяя кругозор. [4, с. 13]
Кроме перечисленного имеются тетради на печатной основе, где много заданий творческого характера, исследовательские работы, задания на составления рассказа, описания явлений. Ведётся дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Всё это на доступном уровне помогает знакомить младших школьников принципам познания окружающего мира, познавать его через единство краеведческого, родиноведческого подхода на каждом году обучения, что отвечает задаче формирования у учащихся единой картины мира. Обеспечивает интеллектуальное и эмоциональное восприятие окружающего мира и реальной природоохранительной деятельности.
Список литературы
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной // школы нач. школа 1992. № 1.
Исаева Е.Г. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // нач. школа 1994. № 1.
Новолодская Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе // нач. школа 2006. № 1.
Плешаков А.А. Теоретические основы нового учебного курса «Мир и человек» // нач. школа 1989. № 1.
Побединская Л.М. Природа в воспитании учащихся // нач. школа 1987. №12.