kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива по математике «За страницами учебника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

В  5–6-х классах заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Именно в этот  период формируются необходимые предпосылки для развития умственных операций и навыки учебы, созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др.

Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

НОВИЗНА:

Проведённый анализ, существующих программ по математике (Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990, содержание которой в первую очередь должно углублять и дополнять основной курс математики; программ элективных курсов образовательной области “Математика”: С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов, содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук или, по крайней мере, приобретение непрофессионального увлечения (хобби) пусть и не “на всю оставшуюся жизнь”) выявил:отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.

ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:  подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:

  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • развитие у учащихся логического мышления;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • выявление одаренных детей;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

 

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в  неделю.

ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:

  • Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
  • Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
  • Выполнять действия с рациональными числами;
  • Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
  • Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
  • При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

       II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

6-й  КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)

  1. Отношение, пропорция, масштаб, длина окружности и площадь круга (7 + 1 часов)

Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; умения решать  пропорции ; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: основное свойство пропорции, умение пользоваться масштабом, формулы длины окружности и площади круга.

На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.

  1. Действия с рациональными числами. (10 + 1 часов)

Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами; уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя рациональные числа.

Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.

  1. Линейные уравнения и неравенства (8 + 1 часов)

Основная цель - расширить представление учащихся о линейных уравнениях, числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков;  обучать решению занимательных задач.

После изучения данной главы учащиеся должны уметь решать  линейные уравнения, определять числовые промежутки;

  1. Координатная плоскость, параллельные и перпендикулярные прямые (7 + 1) часов

 Основная цель - расширить представление учащихся о координатной плоскости; познакомить с биографией Декарта,   обучать решению занимательных задач.

После изучения данной главы учащиеся должны уметь выполнять задания на координатной плоскости.

При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.

                                           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по математике «За страницами учебника» »


КГУ ОШ№ 85













Программа факультатива по математике

«За страницами учебника»

для 6 классов







Подготовила:

Матыцина Ольга Владимировна

учитель математики второй категории







Г. Алматы

Трудно переоценить значение математики в жизни и школе. Все точные науки, такие как физика, химия, геометрия базируются на математических расчетах. Программа математики в 6 классе крайне важна. Операции с рациональными числами, пропорции -это ключ к решению огромного количества практических задач. Продолжается освоение тем из начальной геометрии, длина окружности, площадь круга. Рассматривается расположение точек в координатной плоскости, перпендикулярными и параллельными прямыми, линейными неравенствами. Поэтому важно, чтобы ребенок хорошо освоил и закрепил курс математики 6 класса.


I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

В 5–6-х классах заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Именно в этот период формируются необходимые предпосылки для развития умственных операций и навыки учебы, созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончивших начальную школу, к изучению дальнейшего курса математики самые разные. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребёнка, не позволяющим ему в полную силу включаться в школьную работу, и психологической неподготовленностью ребёнка к школе, и индивидуальным темпом его развития, и педагогическая запущенность, и др.

Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделить существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

НОВИЗНА:

Проведённый анализ, существующих программ по математике (Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990, содержание которой в первую очередь должно углублять и дополнять основной курс математики; программ элективных курсов образовательной области “Математика”: С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов, содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук или, по крайней мере, приобретение непрофессионального увлечения (хобби) пусть и не “на всю оставшуюся жизнь”) выявил:отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.

ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:  подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • развитие у учащихся логического мышления;

  • формирование пространственного воображения и графической культуры;

  • привитие интереса к изучению предмета;

  • выявление одаренных детей;

  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.


Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.


ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:

  • Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).

  • Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).

  • Выполнять действия с рациональными числами;

  • Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.

  • Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).

  • При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

6-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)

  1. Отношение, пропорция, масштаб , длина окружности и площадь круга (7 + 1 часов)

Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; умения решать пропорции ; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: основное свойство пропорции, умение пользоваться масштабом, формулы длины окружности и площади круга.

На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.

  1. Действия с рациональными числами. (10 + 1 часов)

Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами; уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя рациональные числа.

Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.

  1. Линейные уравнения и неравенства (8 + 1 часов)

Основная цель - расширить представление учащихся о линейных уравнениях, числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; обучать решению занимательных задач.

После изучения данной главы учащиеся должны уметь решать линейные уравнения, определять числовые промежутки;

  1. Координатная плоскость, параллельные и перпендикулярные прямые (7 + 1) часов

Основная цель - расширить представление учащихся о координатной плоскости; познакомить с биографией Декарта, обучать решению занимательных задач.

После изучения данной главы учащиеся должны уметь выполнять задания на координатной плоскости.

При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.



III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

6-й класс

Номера уроков

Содержание учебного материала

Количество часов, отводимое на выполнение

Всего

Теория

Практика


I. Отношение, пропорция, масштаб. Длина окружности и площадь круга – 7 часов




1-2

Отношение, пропорция. Исторические сюжеты развития математики

2

1

1

3-5

Решение логических задач

3

1

2

6-7

Масштаб, длина окружности, площадь круга.

2

1

1

8

Контрольная работа

1




II. Действия с рациональными числами – 10 часов




9

История возникновения рациональных чисел

1

1


10-12

Сложение и вычитание рациональных чисел

3

1

2

13-15

Умножение и деление рациональных чисел.

3

1

2

16-17

Олимпиадные задачи различного уровня.

2

1

1

18

Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур

1


1

19

Контрольная работа

1




III. Линейные уравнения и неравенства – 8 часов




20-21

Числовые неравенства и их свойства

2

1

1

22-23

Объединение и пересечение

2

1

1

24-25

Занимательные задачи . Задачи на развитие логического мышления

2


2

26

Контрольная работа

1




IV Координатная плоскость 7 часов




27-28

Составление заданий на координатной плоскости

2

1

1

29

Знакомство с биографиями Ковалевской, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа

1

1

1

30-32

Решение занимательных задач

3

1

2

33

Конкурс "Кто вперёд!"

1



34

Контрольная работа

1



Список литературы для учителя:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.

3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.

4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

6.Е.В.Алтухова, «Математика 5-11 классы: Уроки учительского мастерства». Волгоград, Учитель, 2009 г.

7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.










7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультатива по математике «За страницами учебника»

Автор: Матыцина Ольга Владимировна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа факультатива: За страницами учебника математики"
    ["seo_title"] => string(55) "proghrammafakultativazastranitsamiuchiebnikamatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "293092"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455391612"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа факультативного курса "За страницами учебника математики""
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma_fakul_tativnogho_kursa_za_stranitsami_uchiebnika_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "393542"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487516547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "О программе  факультативного курса для 6 класса  «За страницами учебников математики». "
    ["seo_title"] => string(89) "o-proghrammie-fakul-tativnogho-kursa-dlia-6-klassa-za-stranitsami-uchiebnikov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "220748"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434825923"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа факультатива по математике на тему "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(76) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-na-tiemu-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "192588"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427474179"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika-dlia-6-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "187214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426489984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства