kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Пояснительная записка

  Данная программа адресована учащимся общеобразовательной школы с 1-4 класс.

  Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны. Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования по­следних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные от­кло­нения в со­стоянии здоровья.

  Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопро­сах фор­миро­ва­ния здоровья способствует созданию новых образова­тельно-оздорови­тельных про­грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошко­льного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка за­кладываются основные навыки по формиро­ванию здорового образа жизни.

  Программа по курсу « Школа здоровья»  ориентирована на формирование у ребёнка пози­ции признания ценно­сти здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укреп­ление своего здоровья, расширение зна­ний и навыков по гигиенической культуре.

  Роль курса  в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

  Отличительными особенностями программы факультативного курса «Школа здоровья» в начальной школе являются:

·         направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми  особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион) и национально-регионального компонента;

·         учет принципа достаточности и структурной организации учебной деятельности;

·         содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы.

·         Учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике «от общего (фундаментального) к частному (профилированному)» и «от частного к конкретному (прикладному)», что задает вектор направленности в освоении школьниками учебного предмета, и перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;

·         содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

  Программа по учебному курсу « Школа здоровья» в начальной школе отвечает генеральным целям образования — ориентация на развитие личности обучающихся средствами и методами обучения, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира и собственного организма.

Цель: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Задачи:

   Образовательные:

обучать детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости, само­массаж;

обучать детей простейшим навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

приви­вать детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

   Воспитательные:

воспитывать желание быть здоровым душой и те­лом,стремление творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

приобретать навык самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

   Развивающие:

самостоятельно экспериментировать и развивать поисковую активность де­тей, побуж­дающую их к творческому отношению при выполнении за­даний;

развивать любовь  к себе, к людям, к жизни,развивать гармонию с со­бой и с миром;

формировать позицию признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширять знания и навыки по гигиенической культуре;

формировать всесторонне гармонично развитую личность при образовательной,  оздоровительной  и воспитательной направленности;

реализовывать творческие способности обучающихся, их физическое совершенствование,

а также расширять основные знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

  Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

  Предполагаемый результат :

1. Результатом практической деятельности по программе «Школа здоровья» можно считать следующее: высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;   повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий сво? место и предназначение в жизни выпускник начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс »

I.Пояснительная записка


Данная программа адресована учащимся общеобразовательной школы с 1-4 класс.

Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны. Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования по­следних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные от­кло­нения в со­стоянии здоровья.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопро­сах фор­миро­ва­ния здоровья способствует созданию новых образова­тельно-оздорови­тельных про­грамм по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошко­льного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка за­кладываются основные навыки по формиро­ванию здорового образа жизни.

Программа по курсу « Школа здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка пози­ции признания ценно­сти здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укреп­ление своего здоровья, расширение зна­ний и навыков по гигиенической культуре.

Роль курса  в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Отличительными особенностями программы факультативного курса «Школа здоровья» в начальной школе являются:

  • направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион) и национально-регионального компонента;

  • учет принципа достаточности и структурной организации учебной деятельности;

  • содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы.

  • Учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике «от общего (фундаментального) к частному (профилированному)» и «от частного к конкретному (прикладному)», что задает вектор направленности в освоении школьниками учебного предмета, и перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;

  • содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

Программа по учебному курсу « Школа здоровья» в начальной школе отвечает генеральным целям образования — ориентация на развитие личности обучающихся средствами и методами обучения, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира и собственного организма.

Цель: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Задачи:

Образовательные:

обучать детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости, само­массаж;

обучать детей простейшим навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

приви­вать детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

воспитывать желание быть здоровым душой и те­лом,стремление творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;

приобретать навык самосовершенствования при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

самостоятельно экспериментировать и развивать поисковую активность де­тей, побуж­дающую их к творческому отношению при выполнении за­даний;

развивать любовь к себе, к людям, к жизни ,развивать гармонию с со­бой и с миром;

формировать позицию признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширять знания и навыки по гигиенической культуре;

формировать всесторонне гармонично развитую личность при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности;

реализовывать творческие способности обучающихся, их физическое совершенствование,

а также расширять основные знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

Предполагаемый результат :

1. Результатом практической деятельности по программе «Школа здоровья» можно считать следующее: высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни; повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своѐ место и предназначение в жизни выпускник начальной школы


II.Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа курса «Школа здоровья»  составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,    Н. А. Лемя­скиной  для 1-4 классов.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами. Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи. Уроки носят творческий характер. С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений. Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

Программа направлена на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

Программа курса «Школа здоровья» — это комплекс по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию младшего школьника, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа курса «Школа здоровья» в начальной школе вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется устойчивая система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Это, в свою очередь, способствует формированию навыков самооценки младших школьников.

Программа курса ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа курса «Школа здоровья» ориентирована на реализацию принципа:

1.достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.

2.вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), национально-региональными компонентом и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).

Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Межпредметная связь.

Содержание программы «Школа здоровья» тесно связано с содержанием программ по окружающему миру, физической культуре, а знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях по внеурочной деятельности необходимы младшему школьнику для успешного обучения.

III.Описание места учебного курса

Данная программа курса « Школа здоровья» относится к образовательной области окружающий мир. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся . Программа рассчитана на 135 часов в год , 1 ч в неделю в каждом классе,33часа-в1 класе,34 ч во 2-4 классах.


IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к

природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и

неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства

красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения

здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей

человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность

культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,

правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса в учебном плане.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД), личностные результаты.

Предметные результаты:

Знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;

определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

Выделять нравственный аспект поведения;

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы;

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Учить высказывать свое предположение на уроке;

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;

Внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;

2. Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;

Установление причинно – следственных связей;

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

Слушать и понимать речь других, вести диалог;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми


Формы учёта знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Программа включает разнообразные формы и методы обучения: беседы, подвижные игры, проведение физминуток, уроков – соревнований, практических работ, уроков – путешествий, конкурсов, викторин, круглые столы, экскурсии, решение ситуационных задач, дни здоровья, спортивные мероприятия.

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

“Я б в спасатели пошел”

«Остров здоровья»

 «Состояние экологии и её влияние на организм человека»

беседы

Полезные и вредные продукты

Гигиена правильной осанки

«Доброречие»

Мой внешний вид –залог здоровья

 Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

Мода и школьные будни

Как защититься от простуды и гриппа

тесты и анкетирование

Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»

Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

«Мои отношения к одноклассникам»  

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

школьные конференции

В мире интересного

просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение»

«Быстрое развитие памяти»

«Человек»

«Мышление и мы»

Клещевой энцефалит

Вредные и полезные растения.

экскурсии

 «Сезонные изменения и как их принимает человек»

 «Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

. «За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух

«Моё настроение»

Вредные и полезные растения.

Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»

«Продукты для здоровья»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

 Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач

Культура питания.

Этикет.

Лесная аптека на службе человека

Вредные привычки




Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здоро­вого образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после прой­денной темы; в конце года проведение нестан­дартных уроков и праздников на повто­рение изученного за всю начальную школу.

Использование различных анкет и тестов для детей и родителей.

В соответствии с Базисным учебным планом образовательного учреждения факультатив


VI.Содержание тем учебного курса

1 год обучения

Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями

Гигиена (10ч) Дружи с водой. Забота о глазах, о коже. Уход за ушами, за зубами, за руками и ногами.

Практические занятия (3часа)

Питание и сон (3ч) Как следует питаться. Как сделать сон полезным?

Практическое занятие (1час)

Поведение и настроение (4ч) Поведение в школе. Настроение в школе, после школы.

Практическое занятие (1час)

Вредные привычки (3ч) Курение. Алкоголь.

Практическое занятие (1час)

Строение человека (2ч) Мышцы, кости и суставы.

Практическое занятие (1часа)

Закаливание и поведение на воде (7ч) Как закаляться. Обтирание и обливание. Игры и упражнения на воде.

Практические занятия (3часа)

Игры (4ч) Народные игры. Подвижные игры.

Практические занятия (3часа)


2 год обучения

Этап углубленного изучения

Болезни (6ч) Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.

Практическое занятие (1час)

Экскурсия (1час)

Прививки (2ч) Прививки от болезней.

Экскурсия (1час)

Лекарства (4ч) Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений.

Практическое занятие (1час)

Безопасность (10ч) Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транс­порте, на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.

Практическое занятие (1час)

Экскурсия (1час)

Первая помощь (9ч) Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, па­рами, газом, при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и ко­шек.

Практические занятия (4часа)

Медицина (3ч) Сегодняшние заботы медицины.

Практические занятия (2часа)


3 год обучения

Этап углубленного изучения

Воспитание личностных качеств (22ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Надо уметь сдерживать себя. Вредные привычки. Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Твоя одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое дружба? Спешите делать добро.

Практические занятия (8 часов)

Этикет (3ч) Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях.

Практические занятия (3часа)

Моя безопасность (6ч) Как вести себя в общественных местах. Умеем ли мы вежливо общаться. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро.

Практические занятия (4часа)

Повторение (3ч) Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни

Практические занятия (2часа)


4 год обучения

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Наше здоровье (9ч) Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Принимаю решение.

Практические занятия ( 3 ч)

Вредные привычки (14ч) Злой волшебник — табак. Зависимость. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Злой волшебник — алкоголь. Злой волшебник — наркотик. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения. Моя семья.

Практические занятия ( 3 ч)

Повторение (11ч) Нестандартные уроки и праздники о дружбе, о чистоте и здоровье, питание.

Практические занятия ( 9 ч)


VII.Описание материально-технического обеспечения

-учебные пособия;

- натуральные пособия;

 изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и др.; 
 измерительные приборы: весы, часы и их модели. 
2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор,DVD.

Список использованной литературы.

1. Валеология. Учеб. Пособие / под ред. проф. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова. Спб., 2005 
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тенинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.ВАКО, 2004 
3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2005 
4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Спб.,2006 
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Спб., 2007 
6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. Спб., 2008 
7. Зайцев Г.К.Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение, Спб., 2007 
8. Лазарев М.Л. Здравствуй: программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М., 2007 
9. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: учеб. пособие по валеологии для начальной школы. Спб., 2008 
10. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Спб., 2007 
11. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. 2003 
12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004 
13. Ослепительная улыбка на всю жизнь: методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы / под ред. Г.М. Королева, М.: 2006 
14. Путешествия Джуно. Приключения в стране «Здоровья»: учеб. для 2кл. / К.А. Пармз, Л. Р. Либерман, К.В. Кроун. М., 2003 
15. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-9 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости; под ред. А.И. Сизанова, Мн. 2008 
16. Соковня-Семенова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студентов средних педагогических заведений 2-е изд; стереотипное. М., 2007 
17. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т. Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. Пособие к курсу валеология «Я и мое здоровье для школы первой ступени. Спб., 2007 
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. М., 2006 
19. Физкультура для всей семьи / сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М., 2009 


Литература для учителя

Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.

Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие / Н. И. Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И. Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.

Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.

Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.

Симкина П. Л. Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.

Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалева - М.: Вако, 2008. – 365 с.

Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.


Литература для обучающихся

Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 1 класс/ В. М. Мельничук – Сибирское университетское издательство : 2007. – 42

Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 2 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43

Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 3 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43 с


VIII. Тематическое планирование


1 класс(1 ч/нед., 33 ч/год)

п/п

Содержание темы

Количе­ство часов

 

Всего

Теоретиче­ские

Практиче­ские

1

Дружи с водой

2

1

1

2

Забота о глазах

1

 

1

3

Уход за ушами

1

 

1

4

Уход за зубами

3

1

2

5

Уход за руками и ногами

1

 

1

6

Забота о коже

3

1

2

7

Как следует питаться

2

1

1

8

Как сделать сон полез­ным?

1

1

 

9

Настроение в школе

1

 

1

10

Настроение после школы

1

 

1

11

Поведение в школе

2

 

2

12

Вредные привычки

2

1

1

13

Мышцы, кости и суставы

2

1

1

14

Как закаляться.

Обтирание и обливание

1

1

 

15

Как правильно вести себя на воде

1

1

 

16

Чтобы душа была здо­рова

5

2

3

17

Народные игры

1

 

1

18

Подвижные игры

1

 

1

19

Доктора природы

(обобщающие)

2

1

1

 



2 класс(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы

Количе­ство часов

 

Всего

Теоре­тические

Практи­ческие

1

Почему мы болеем

3

1

2

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

1

2

3

Кто нас лечит

1

 

1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравле­ний

2

1

1

7

Безопасность при любой по­годе

2

1

1

8

Правила безопасного по­веде­ния в доме, на улице, в транс­порте

2

1

1

9

Правила безопасного по­веде­ния на воде

1

1

 

10

Правила общения с ог­нем

1

1

 

11

Как уберечься от пораже­ния электрическим током

1

 

1

12

Как уберечься от поре­зов, уши­бов, переломов

1

1

1

13

Как защититься от насе­комых

1

 

1

14

Предосторожности при обра­щении с животными

1

 

1

15

Первая помощь при от­равле­нии жидкостями, пищей, па­рами, га­зом

2

1

1

16

Первая помощь при перегре­ва­нии и тепловом ударе, при ожогах и обмо­рожении

2

1

1

17

Первая помощь при трав­мах

3

1

2

18

Первая помощь при попа­дании инородных тел в глаз, ухо, нос

1

 

1

19

Первая помощь при уку­сах на­секомых, змей, собак и кошек

1

 

1

20

Сегодняшние заботы ме­ди­цины

3

3

 




3 класс(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы

Количе­ство часов

 

Всего

Теорети­ческие

Практи­ческие

1

Чего не надо бояться

1

 

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

Почему мы говорим не правду

2

 

2

4

Почему мы не слуша­емся ро­ди­телей?

2

1

1

5

Надо уметь сдерживать себя

2

 

2

6

Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу

2

1

1

7

Как относиться к подар­кам

2

1

1

8

Как следует относиться к на­ка­заниям

1

 

1

9

Как нужно одеваться

1

1

 

10

Как вести себя с незна­комыми людьми

1

 

1

11

Как вести себя, когда что-то бо­лит

1

 

1

12

Как вести себя за сто­лом

2

1

1

13

Как вести себя в гостях

1

 

1

14

Как вести себя в обще­ствен­ных местах

2

1

1

15

«Нехорошие слова». Не­доб­рые шутки

2

1

1

16

Что делать, если не хо­чется в школу

1

 

1

17

Чем заняться после школы

1

 

1

18

Как выбрать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1

 

1

20

Как помочь больным и беспо­мощным

2

1

1

21

Повторение

3

1

2

 



4 класс(1 ч/нед., 34 ч/год)

п/п

Содержание темы

Количе­ство часов

Всего

Теорети­ческие

Практи­ческие

1

Наше здоровье

4

2

2

 

2

Как помочь сохра­нить себе здо­ровье

3

1

2

3

Что зависит от моего решения

2

 

2

4

Злой волшебник та­бак

1

 

1

5

Почему некоторые при­вычки

называются вред­ными

5

2

3

6

Помоги себе сам

1

 

1

7

Злой волшебник ал­коголь

3

1

2

8

Злой волшебник нарко­тик

2

1

1

9

Мы одна семья

2

1

1

10

Повторение

11

 

11


 

Календарно – тематическое планирование « Школа здоровья»

1 класс

 

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Количе­ство

ча­сов

1

2

Дружи с водой

Советы доктора воды

1

Друзья Вода и Мыло

1

3

Забота о глазах

Глаза – главные помощники человека

1

4

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

1

5

6

7

 

Уход за зубами

Почему болят зубы

1

Чтобы зубы были здоровыми

1

Как сохранить улыбку здоровой

1

8

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

9

10

11

 

Забота о коже

Зачем человеку кожа

1

Надежная защита организма

1

Если кожа повреждена

1

12

13

Как следует питаться

Питание – необходимое условие жизни чел.

1

Здоровая пища для всей семьи

1

14

Как сделать сон полезным?

Сон – лучшее лекарство

1

15

Настроение в школе

Как настроение?

1

16

Настроение после школы

Я пришел из школы

1

17

18

Поведение в школе

Я ученик

1

Я ученик

1

19

20

Вредные привычки

Вредные привычки

1

Вредные привычки

1

21

22

Мышцы, кости и суставы

Скелет – наша опора

1

Осанка – стройная спина!

1

23

Обтирание и обливание. Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

1

24

Как правильно вести себя

на воде

Правила безопасности на воде

1

25

26

27

28

29

Чтобы душа была здорова

Делать добро спеши

1

Доброму всё здорово

1

Чем сердиться, лучше помириться

1

Какой Я, какие другие

1

Какой Я, какие другие

1

30

Народные игры

Русская игра «Городки»

1

31

Подвижные игры

Подвижные игры в помещении

1

32

33

Доктора природы

Доктора природы

1

Обобщающий урок

 

 

2 класс

 

 

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Количе­ство

ча­сов

1

2

3

 

Почему мы болеем

Причина болезни

1

Признаки болезни

1

Как здоровье?

1

4

5

Кто и как предохраняет нас от болезней

Как организм помогает себе сам?

1

Здоровый образ жизни

1

6

Кто нас лечит

Какие врачи нас лечат

1

7

8

Прививки от болезней

Инфекционные болезни

1

Прививки от болезней

1

9

10

Что нужно знать о лекарствах

Какие лекарства мы выбираем

1

11

12

Как избежать отравлений

Отравление лекарствами

1

Пищевые отравления

1

13

14

Безопасность при любой погоде

Если солнечно и жарко

1

Если на улице дождь и гроза

1

15

16

Правила безопасного поведения в доме, на улице,

в транспорте

Опасность в нашем доме

1

Как вести себя на улице

1

17

Правила безопасного поведения на воде

Вода – наш друг

1

18

Правила общения с огнем

Чтобы огонь не причинил вреда

1

19

Как уберечься от поражения электрическим током

Чем опасен электрический ток

1

20

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Травма

1

21

Как защититься от насекомых

Укусы насекомых

1

22

Предосторожности при обращении с животными

Что мы знаем про собак и кошек

1

23

24

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Отравление ядовитыми веществами

1

Отравление угарным газом

1

25

26

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Как помочь себе при тепловом ударе

 

1

 

Как уберечься от мороза

1

27

28

29

Первая помощь при травмах

Растяжки связок и вывих костей

1

Переломы

1

Если ты ушибся или порезался

1

30

Первая помощь при попадании инородных тел в глах, ухо, нос

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Укус змеи

1

32

33

34

Сегодняшние заботы медицины

Расти здоровым

1

Воспитай себя

1

Я выбираю движение

1

 

3 класс

 

 

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Количе­ство ча­сов

1

Чего не надо бояться

Как воспитывать уверенность и бесстра­шие?

1

2

3

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Учимся думать

 

1

Спеши делать добро

1

4

5

Почему мы говорим неправду

Поможет ли нам обман

1

«Неправда - ложь» в пословицах и пого­вор­ках

1

6

7

Почему мы не слуша­емся

ро­дителей

Надо ли прислушиваться к советам роди­те­лей

1

Почему дети и родители не всегда пони­мают друг друга

1

8

9

Надо уметь сдержи­вать себя

Все ли желания выполнимы

1

Как воспитать в себе сдержанность

1

10

11

Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу

Как отучить себя от вредных привычек

 

1

Как отучить себя от вредных привычек

1

12

13

Как относиться к подар­кам

Я принимаю подарок

1

Я дарю подарки

1

14

Как следует относиться к нака­заниям

Наказание

1

15

Как нужно одеваться

Одежда

1

16

Как вести себя с незна­комыми людьми

Ответственное поведение

1

17

Как вести себя, когда что-то бо­лит

Боль

1

18

19

Как вести себя за сто­лом

Сервировка стола

1

Правила поведения за столом

1

20

Как вести себя в гостях

Ты идёшь в гости

1

21

22

Как вести себя в обще­ствен­ных местах

 

Как вести себя в транспорте и на улице

1

Как вести себя в театре, кино, школе

1

23

24

«Нехорошие слова». Не­добрые шутки

Умеем ли мы вежливо общаться

1

Умеем ли мы разговаривать по теле­фону

1

25

Что делать, если не хо­чется в школу

Помоги себе сам

1

26

Чем заняться после школы

Умей организовать свой досуг

1

27

28

Как выбрать друзей

Что такое дружба

1

Кто может считаться настоящим дру­гом

1

29

Как помочь родителям

Как доставить родителям радость

1

30

31

Как помочь больным и беспо­мощным

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

Спешите делать добро

1

32

33

34

Повторение

Огонёк здоровья

1

Путешествие в страну здоровья

1

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1

 

4 класс

 

 

 

п/п

 

Тема занятия

 

Содержание темы

Количе­ство часов

1

2

3

4

Наше здоровье

Что такое здоровье

1

Что такое эмоции

1

Чувства и поступки

1

Стресс

1

5

6

7

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся думать и действовать

1

Учимся находить причину и послед­ст­вия событий

1

Умей выбирать

1

8

9

Что зависит

от моего решения

Принимаю решение

1

Я отвечаю за своё решение

1

10

Злой волшебник табак

Что мы знаем о курении

 

1

11

12

13

14

15

Почему

некоторые привычки

называются вредными

Зависимость

1

Умей сказать нет

1

Как сказать нет

1

Почему вредной привычке ты ска­жешь нет

1

Я умею выбирать – тренинг безопас­ного поведения

1

16

Помоги себе сам

Волевое поведение

 

1

17

18

19

Злой волшебник алко­голь

Алкоголь

1

Алкоголь - ошибка

1

Алкоголь – сделай выбор

1

20

21

Злой волшебник нарко­тик

Наркотик

1

Наркотик - тренинг безопасного пове­дения

1

22

23

Мы одна семья

Мальчишки и девчонки

1

Моя семья.

1

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Повторение

Дружба

1

«День здоровья»

1

Умеем ли мы правильно питаться

1

Я выбираю кашу

1

Чистота и здоровье

1

Откуда берутся грязнули? (игра-путе­ше­ст­вие)

1

Чистота и порядок

1

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

Урок – КВН «Наше здоровье»

1

«Я здоровье берегу – сам себе я по­могу»

1

Будьте здоровы

1



.







23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс

Автор: Шаблова Светлана Владимировна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья» 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-fakul-tativnomu-kursu-azbuka-zdorov-ia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402622618"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "АДАПТАЦИОННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА   ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «АТЛЕТИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА» (для учащихся 8-11 классов (юноши)) "
    ["seo_title"] => string(160) "adaptatsionnaia-obrazovatiel-naia-programma-fakul-tativnogo-kursa-po-fizichieskoi-kul-turie-atlietichieskaia-gimnastika-dlia-uchashchikhsia-8-11-klassov-iunoshi"
    ["file_id"] => string(6) "232799"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442924454"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа факультативного курса  « Истоки» класс:1-4"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-istoki-klass-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "296779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456077305"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства