Данная программа направлена на использование современного школьного оборудования во внеурочной деятельности в начальных классах. Главная особенность организации занятий с различными лабораториями состоит в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса для 1-4 классов "Хочу всё знать"»
Программа курса внеурочной деятельности научно-познавательного направления
«Хочу всё знать» (1-4 класс)
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является
формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений,
навыков, способностей. Применение компьютеров в образовательном процессе,
становится сегодня неотъемлемой частью школьного образования. Одной из
важнейших задач педагога – способствовать всемерному интеллектуальному и
творческому развитию личности каждого учащегося.
Цели программы:
- развитие познавательных способностей младших школьников, что является одной из основных целей школьного обучения,
- развитие памяти, внимания, логики при работе с программным продуктом;
- выработка осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе
при обработке различных видов информации
- формирование алгоритмического мышления школьников;
- воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение.
В целях выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) школа получила и установила современное учебно–лабораторное оборудование.
Это интерактивные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры, ноутбуки, цифровые микроскопы, системы быстрого опроса, комплекты лабораторного оборудования «Плавание и погружение», «Фильтрация воды», «Воздух и атмосферное давление», учебно-методический комплект ПервоЛого, Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР.
Реализуется новая позиция учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний. Формируется ИКТ-компетентность учащихся. Меняется среда обучения: от практико – ориентированной мы переходим к системно – деятельностной. А всё в целом позволяет оптимизировать образовательную среду и повысить качество образования.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Главная особенность организации занятий с набором в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения. Выполняя эксперименты, дети убеждаются в том, что плавать могут большие тяжелые тела, а тонуть – маленькие и легкие и готовы сделать следующий шаг в познании: оказывается, что от материала и формы зависит – тонут предметы или плавают.
Разделы курса:
• Что плавает – что тонет?
• Плавание и погружение сплошных тел
• Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?
• Вытеснение воды
• Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде?
• Почему корабль плавает? Выталкивающая сила
• Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность
• Опыты с водой в бассейне
Содержание лаборатории «Плавание и погружение»
1-2 класс
Раздел 1. «Что плавает – что погружается?» Плавание и погружение сплошных тел. (можно также проводить в 3-4 классе)
Занятие 1. «Что плавает – что тонет?» Первые предположения
Занятие 2. «Почему один нож плавает, а другой нет?»
Занятие 3. «Что плавает – что тонет?»
Занятие 4. «Строим плот из различных материалов»
Раздел 2. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?» (можно также проводить в 3-4 классе)
Занятие 1. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?» Вытеснение воды
Занятие 2. «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному?» Опыты по вытеснению воды
3-4 класс
Раздел 1. «Как получается, что огромный, тяжёлый корабль из металла не тонет в воде?»
Занятие 1. «Как получается, что огромный, тяжёлый корабль из металла не тонет в воде?» первые предположения
Раздел 2. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?» Вытеснение воды
Занятие 1. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?» Вытеснение воды
Раздел 3. «Почему корабль плавает?» Выталкивание тел, погружённых в воду
Занятие 1. «Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?» Сила выталкивания
Занятие 2. «Изготовление пластиковых лодок» Установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняет»
Занятие 3. Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает».
Раздел 4. «Почему железо тонет, а воск плавает?». Плотность
Занятие 1. «Что плавает – что тонет?»
Занятие 2. «Почему железо тонет, а воск плавает?»
Занятие 3. «Почему железо тонет, а воск плавает?» Наглядные представления
Занятие 4. «Почему корабль плавает, а железный брусок тонет?»
Занятие в бассейне (можно проводить в 1-4 классах)
Занятие. «Что делает вода с погружёнными в неё предметами?» Знакомство с силой выталкивания в бассейне
В теме «Воздух и атмосферное давление» у детей имеется много стихийных представлений,которые могут затормозить процесс изученияэтих вопросов. Дети думают, что воздух не занимает места, поскольку егоне видно; что воздух есть только тогда, когда дует ветер (так как неподвижный воздух нельзя почувствовать) и что воздух ничего не весит (так как его тяжесть нельзя ощутить). В практической работе спредлагаемым оборудованием учащиеся могут сделать новые важныеоткрытия. Например, что воздуху нужно место, они узнают, погружаяперевернутый стакан в воду или пытаясь надуть воздушный шар в бутылке.
Разделы курса:
• Воздух – это не ничто (1–2 классы)
• Изучение теплого воздуха (2–3 классы).
• Исследование атмосферного давления и вакуума (3–4 классы)
Содержание лаборатории «Воздух и атмосферное давление»
1-2 класс
1-й тематический блок «Воздух – это не «ничто»
Занятие 1. Воздух занимает место – первое наблюдение
Занятие 2. Воздух тормозит движение – занятие по физкультуре (физ-ра)
Занятие 3. Воздух тормозит движение – сборка парашюта
Занятие 4. Воздух тормозит движение – сборка парусной машины
Занятие 5. Ветер – это движущийся воздух; воздух может перемещать предметы (окр.мир)
Занятие 6. Ветер – это движущийся воздух; воздух может приводить предметы в движение
Занятие 7. Сжатый воздух
Занятие 8. Сжатый воздух – история велосипеда
2-3 класс
2-й тематический блок «Исследование нагретого воздуха»
Занятие 1. Что происходит со сжатым нагретым воздухом?
Занятие 2. Тёплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом
Занятие 3. Нагретый воздух поднимается и приводит в движение предметы
Занятие 4. Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен
Занятие 5. Способы борьбы с пожаром (Кл.час)
3-4 класс
3-й тематический блок «Давление воздуха и вакуум»
Занятие 1. Имеет ли воздух массу?
Занятие 2. Воздушный океан
Занятие 3. Мы изучаем «ничто»
Занятие 4. Открытие вакуума Отто фон Герике – магдебургские полушария
Занятие 5. Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах
Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды»
Комплект позволяет исследовать вопросы, связанные с добычей и очисткой грунтовых вод; обнаружить, что гравийно-песчаный фильтр удерживает твердые частицы, содержащиеся в воде, но пропускает соли, нефть и примеси моющих веществ; обсудить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и путями их решения.
Разделы курса:
• какой тип почвы пропускает, а какой удерживает воду;
• как загрязнение воды влияет на рост растений;
• каковы стадии механической очистки сточных вод;
• принципы работы сообщающихся сосудов и их практическое применение.
Программа ПервоЛого
Программа ПервоЛого разработана специально для младших школьников. Ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты,
мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - те-
мы. Это могут быть и очень простые проекты, состоящие из картинки и текста
или звука, и весьма сложные - включающие в себя различные запрограммиро-
ванные объекты, роль которых исполняет, традиционная для Лого черепашка.
Осваивая программу ПервоЛого, дети приобретают навыки работы на
компьютере, учатся работать с различными видами информации и постигают
основы проектно-творческой деятельности. Использование компьютера в соот-
ветствии с принципами умственного развития детей позволяет сделать его цен-
ным компонентом развивающей модели обучения.
Среда создает благоприятные условия для самостоятельной творческой
деятельности детей. Кроме решения задач формирования общеучебных навы-
ков и приѐмов мыслительной деятельности, среда Перволого помогает решать
задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Это формиро-
вание у детей основ информационной культуры и формирование алгоритмиче-
ского стиля мышления. Программа позволяет осуществить проектный подход к
занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисципли-
ны: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Разделы:
- рисуем картинки
-создаём мультфильмы
- управляем черепашками
Содержание раздела «ПервоЛого»
1-2 класс
Введение. С чего начать. Меню.
Альбом ПервоЛого
Рисовалки
Черепашки
Команды управления черепашкой
Учим черепашку
3-4 класс
Тексты
Оглавление альбома
Как вставить в альбом готовый звуковой файл или видео
Записываем звук и мелодию
Копируем видео
Печать
Программа «Лего- конструирование»
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
ЛабДиск ГЛОМИР
Школьные мобильные лаборатории это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественнонаучного практикума идемонстрационного эксперимента в школе. Лаборатории легко переносить из кабинета вкабинет, с этажа на этаж. Комплекты предназначены как длягрупповой работы (от одной до 15 рабочих групп), так и для выполнения демонстрационных экспериментов. Не требуют специальных лабораторных помещений, эксперименты могут выполняться в обычных классных комнатах.
В мобильной естественнонаучной лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором данных даже младшие школьники могутбыстро провести эксперимент и получить реальный результат. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. Дружественный интерфейс регистратора на основе пиктограмм, с отдельными кнопками для каждого встроенного датчика, понятен самому неопытному начинающему исследователю. Компьютерная программа даёт готовый материал для анализа – таблицу или график, получить который самостоятельно они смогут только с большим трудом и с помощью взрослого, а информация, полученная с экрана компьютера, сама инициирует обсуждение и анализ результатов.
Разделы:
Окружающая среда
Погода
Растения
Человек
Движение
Электричество
Химия
Цифровоймикроскоп -это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, который снабжен преобразователемвизуальной информации в цифровую. Изображения микрообъекта и микропроцесса,передаются в компьютер в реальном времени. Можносохранять изображение, в том числе в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране распечатать,включить в презентацию. Работать можно как при установке на стойку основание, так и с рук.