Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мастерилка."»
Программа кружковой работы "Мастерилка"
Пояснительная записка.
Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке малыша к школе необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приемами работы с бумагой.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Исходя из этого, была определена цель программы.
Новизна программы Задача кружка - помочь ребенку развивать мелкую моторику и координацию рук. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, , выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации,уметь различать различные виды природного материала и работу с бумагой.Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В современных условиях проблема работы с бумагой , с природным материалом которая способствует развитию логического мышления подрастающего поколения чрезвычайно важна. Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по работе с различными видами материалов.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-занятия в свободное время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, педагоги);
-детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-12 лет
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1 год обучения.
Формы занятий.
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты Одно из главных условий успеха обучения, воспитания детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество часов в неделю 1 часа, итого 33 часа в год.
Цель:создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки школьника.
Задачи:
Формировать умение, навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.
Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
расширить словарный запас.
Формировать интерес к результату и чувство гордости за него.
Развивать художественный вкус, образное восприятие, усидчивость, аккуратность.
Предполагаемый результат 1 года обучения:
наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем;
умение рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листе для выполнения работы;
умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации;
умение выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого;
желание заниматься аппликацией в свободное время.
Методы обучения:
Индивидуальный.
Групповой.
Практический.
Наглядный.
Формы обучения:
игры, загадки, беседы;
практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Рабочие материалы:
ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;
цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Форма подведения итогов по окончании раздела: итоговые работы по разделам программы, рефлексия по окончании каждого занятия.
Ключевые слова:
аппликация;
оригами;
симметрия;
диагональ;
сгиб;
угол;
овал;
прямоугольник.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Работа с природным материалом
4
Работа с бумагой
4
Театр из конусов
4
Работа с фольгой, фантиками
4
Работа с ракушками, песком
5
Работа с соленым тестом
3
Работа с цветными нитками
3
Работа со скорлупами
3
Работа с гофрированной бумагой
3
Всего
33
Тематическое планирование кружкового объединения "Мастерилка"
№ п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Цели
Оборудование и материалы
1.
Работа с природным материалом
1. Научить детей делать поделки из разных
природных материалов.
2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.
1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.