kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о важности применения проектных работ на уроках литературного чтения в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературного чтения»

Проектная деятельность на уроках литературного чтения


В условиях стремительных и бурных изменений, безудержного развития инновационных технологий современное общество нуждается в активной и творческой личности, способной адекватно ориентироваться в информационном пространстве, нестандартно решать сложные проблемы, быть нужным для общества.

  ФГОС вносит изменения в направления обучения в сторону практики, возлагает ответственность на учеников, которые, свободно выражая свою позицию на уроке, решая познавательные задачи, сотрудничая с одноклассниками в команде, заботятся результат в процессе обучения личностно-ориентированной системы.

 Проектная технология все больше распространяется в системе образования разных стран мира.  Причины этого

- необходимость не столько передавать ученикам объем определенных знаний, сколько научить их приобретать знания самостоятельно, применять их для решения новых познавательных и практических задач;

-актуальность развития у учащихся коммуникативных навыков, умений работать в разных группах, выполнять социальные роли, решать конфликтные ситуации;

 - необходимость умение общаться, принимать разные взгляды на одну проблему, толерантность к различными культурами;

  -значимость для деятельности человека применять исследовательские методы: подбирать необходимую информацию, анализировать ее с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и т.д.

   Проектная технология - это практика личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной деятельности ученика на основе его свободного выбора и с учетом его интересов.  В сознании ученика это выглядит - Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю, и где я могу эти знания применить.  Для педагога - это стремление найти разумный баланс между теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками.

В переводе с латыни термин «проект» (рrоjесtио) означает «брошенный вперед», то есть проект является прототипом какой-либо деятельности.  В современном понимании - это намерение, идея, что будут осуществлены в будущем при определенных условиях.  Проект как учебный метод является прекрасным дидактическим средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных черт личности.

Теоретической основой метода проектов является деятельность ученика, направленная на формирование его мышления, на основе собственного опыта.

  Суть технологии заключалась в том, что в связи с изучением отдельных тем учебных курсов ученики намечают проекты определенных работ, при выполнении которых применяются ранее полученные ими знания.  Проект или задача сначала обсуждались учителем вместе с детьми относительно его целесообразности.

 Учебный проект - самостоятельная завершена творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя.  Это совокупность заданий для учащихся, проблемы, нужно решить, поиск способов их решения, организация форм взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, а также анализ полученного результата.  Его результат - это индивидуальный опыт проектной деятельности ученика. 

 Разработка учебного проекта, как и любая новая форма работы, вызывает у учеников некоторое недоумение и любопытство.  Любопытство является начальной стадией познавательной направленности личности ученика.  На основе любопытства возникает любознательность - стремление ребенка проникнуть за пределы увиденного.  В отличие от любопытства, любознательность связана с содержанием проектной деятельности и выражается в стремлении познать объект своего внимания.

     Проектная технология непосредственно влияет на развитие ученика, ориентируется на него.  Она дает возможность учителю тесно влиять на внешние мотивы (любознательность, стремление быть взрослым, активное восприятие нового) и на внутренние мотивы (чувство долга, желание учиться, любовь к книге, стремление к самообразованию, стремление к успеху и т.д.) школьника, позволяет  совместить ценностно-содержательные основы культуры и процесс деятельностной социализации ученика.  Именно поэтому в наше время данная технология стала чрезвычайно актуальной .

  Метод проектов имеет огромную ценность, ведь благодаря его реализации ученики:

 - учатся хорошо выполнять работу, испытывая при этом радость и

 гордость за результаты;

 - становятся оптимистами;

 - учатся мыслить, их мысли основаны на фактах, а не на

 предположениях;

 - учатся учиться, знают, где и как нужно находить материал, как

 толковать факты, как их обосновывать;

 - приобретают навыки работы в команде;

 - учатся ставить цель, считаться с мнением товарищей

 - учатся эффективно работать, планировать свою работу на каждом

 этапе, знают, где найти средства для достижения цели и как их

 ввести;

 - заинтересовываются самостоятельной работой;

 - учатся рассчитывать свои силы в процессе учебных занятий. 

Во время работы по проектной технологии возможно и возникновение некоторых проблемных вопросов.  При подготовке и проведении урока важно владеть искусством коммуникаций, не давить на детей своим авторитетом, не навязывать своего мнения, дать возможность детям самим почувствовать желание исследовать и изучить определенный вопрос; уметь устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;  контролировать правильные отношения учащихся при работе в группе;   психологически и эмоционально настраивать рабочую группу на положительное решение проблемы.

  Чтение как вид речевой деятельности - сложный процесс опосредованного - через письменный текст - общение, состоящий в декодировании графических знаков в устную речь и понимании содержания прочитанного.  Именно на уроках литературного чтения учащиеся погружаются в волшебный мир родного языка.

 Чтение - это особое средство художественно-эстетического познания мира младшими школьниками.  Урокам литературного чтения в начальных классах принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании личности младшего школьника.  Работа над художественными произведениями разных жанров обогащает учащихся знаниями, которые пробуждают их чувства, вызывают у них желание стать лучше, помогает осознать человеческие добродетели.

 В системе уроков литературного чтения важное место занимают уроки, на которых младшие школьники анализируют содержание художественных произведений.

 На уроках литературного чтения учитель учит учеников чувствовать силу слова, все его смысловые оттенки, потому что именно словам писатели передают силу чувств, переживаний героев и их мысли.  Слово несет информацию, его содержание вызывает определенные образы в воображении ученика, создает соответствующее эмоциональное состояние, на основе которого у ребенка складывается впечатление от прочитанного произведения.

   Работа над художественными произведениями помогает расширить жизненный опыт младших школьников, овладеть главные нравственные законы человечества.  Она научит не бояться любых испытаний, не изменять, не отступать, не делать подлости, быть щедрым, милосердным, трудолюбивым и доброжелательным.

  Я считаю, что во время работы над художественным произведением, можно эффективно использовать проектную технологию.  Организация проектной деятельности в начальной школе на уроках литературного чтения, в связи с анализом содержания художественного произведения, имеет свои особенности и специфику: нужно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. 

  Успешная организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения обусловлена:

 - наличием проблемы, которая актуальна для учащихся;

 - эмоциональной окрашенности художественных произведений

 - созданием ситуации успеха (заинтересованности, удивления, желание

 исследовать поставленный вопрос)

 - творчеством и активностью учащихся;

 - практическим значением результата совместной работы

  -широким использованием на уроках парной или групповой форм организации учебной деятельности учащихся;

 - взаимодействия учителя и учащихся;

 -стимулирование учеников к выдвижению альтернативных предположений и догадок;

  -созданием для учеников условий применения новых знаний и представлений в осмысления и анализа содержания художественных произведений;

 - необходимостью подведения итогов проектной деятельности.

  При планировании содержания и хода учебного проекта на

 уроках литературного чтения выделяют четыре этапа. 

 1. Формирование основной проблемы и дидактической цели (перед изучением произведения).

 2. Выбор учителем и учениками темы и вида проекта. 

Планирование проектной деятельности предусматривает:

 1. Выбор учащимися темы групповых (индивидуальных) проектов.

 2. Обдумывание путей решения проблемы.

 3. Формирование групп для анализа содержания литературного произведения, проведения

 словарной работы, характеристики поступков персонажей, выполнение творческих заданий, является подготовкой к сдаче проектов.

 4. Определение формы презентации результатов проектной деятельности. 

Реализация проекта предусматривает:

 1. Составление парой, группой или индивидуально плана работы над проектом.

 2. Изучение источников информации, способов ее сбора и анализа.

 3. Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта.

 4. Анализ проделанной работы.

  Подведение итогов проектной деятельности - это:

 1. Подготовка и презентация.

 2. Оценка и анализ успехов, неудач.

 3. Выводы.

 В подведении итогов и оценке ученики должны проанализировать, что

изменилось в результате выполнения проекта в их взглядах на себя, одноклассников, в оценке конкретных фактов, событий в жизни, что улучшили, что нового узнали, когда по-особому переживали какие-то чувства.

Итак, как показывает школьная практика, обучение учащихся по проектной технологии дает возможность по-новому проводить уроки в начальной школе. На уроках литературного чтения в начальной школе проектная технология предоставляет учителю безграничные возможности для выполнения учебных задач и развития творческих способностей учащихся. Технология помогает решить ряд важных вопросов: как повысить читательскую активность учащихся, каким образом превратить процесс чтения по необходимости в частицу досуга.

Наблюдения и результаты подтвердили, что уровень понимания учащимися содержания художественных произведений значительно возрастает при использовании различных видов учебных проектов и активизируется познавательная деятельность.


Литература


1) Голованова Е.А. «Проектная деятельность: первые шаги учёных». Журнал «Завуч начальной школы» №1. 2011;

2) Круглова О.С. «Технология проектного обучения;

3) Фомина И.В. «Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности

младших школьников»

4) Щербакова С.Г. «Организация проектной деятельности в начальной школе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Автор: Аблякимова Ирина Владимировна

Дата: 06.11.2021

Номер свидетельства: 590568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(84) "urochnaia-i-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "147103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419327267"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проектная деятельность по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(54) "proiektnaia-dieiatiel-nost-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "241282"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445204428"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок литературного чтения в 4 класса "Знакомьтесь, Иван Андреевич Крылов!""
    ["seo_title"] => string(78) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassa_znakom_ties_ivan_andrieievich_krylov"
    ["file_id"] => string(6) "411742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493196473"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Старый гриб" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-prishvin-staryi-ghrib"
    ["file_id"] => string(6) "153518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421038141"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проектная деятельность на уроках литературного чтения в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(75) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "179783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства