конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Старый гриб"
Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Старый гриб"
Пояснительная записка
Данный урок литературного чтения, проводимый в 4 «А» классе Бисеновой Г.Б., учителем начальных классов по теме М. М. Пришвин «Старый гриб» закрыл цикл произведений, объединенных в главу под общим названием «Родная природа».
Основные учебные цели:
познакомиться с основной идеей литературного произведения,
научиться самостоятельно работать с текстом,
использовать в своей речи литературные термины,
анализировать,высказывать свое мнение,
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В 4 «А» классе 20 учащихся. Из них 11 девочек и 9 мальчиков. Все учащиеся с высоким уровнем техники чтения. Выше нормы читают 12 человек, с нормой справляются 6 человек. Учащиеся 4 «А» класса чувствуют себя на уроках уверенно, готовы отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение.
Урок литературного чтения по данной теме занимает важное место в системе уроков по данному разделу, т.к рассматриваются вопросы нравственности, отношения человека к природе. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения, мышления, В ходе урока формировались умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, рассуждать.
Данный урок относится к урокам комбинированного типа.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.
В течении урока проводилась фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа. Ученикам представилась возможность использовать свой личный опыт и знания. На всех этапах урока предусматривалась обратная связь: учитель - ученик.Ученик – активный участник сюжетной линии урока литературного чтения. Приемы обратной связи разнообразны и динамичны. При выполнении творческих работ на этапе закрепления, учащиеся прекрасно демонстрировали свои знания в написании эссе «Почему М. Пришвин любит и ценит лес», в рисовании понравившегося эпизода, в составлении правил разумного поведения в лесу.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности отмечу предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя, использование зрительной гимнастики. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление учащихся. На уроке присутствует исследование, что позволяет развивать у учащихся познавательную активность, учить их мыслить, делать самостоятельные умозаключения.
Для активизации умственной деятельности и развития универсальных учебных действий на уроке использованы элементы развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке использовалась таблица ЗХУ, прием активного чтения «Инсерт»,чтение с пометками,дневник двойной записи.
На данном уроке использовались методы частично-поискового характера, словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы.Учащиеся оценивали сами себя по выработанным критериям. Также использовалась интерактивная доска, ноутбуки для индивидуальной работы учащихся, аудиозапись со звуками леса и пением птиц.
Использовались такие приемы: работа с книгой, слушание, пересказ, наблюдение, прием словесного описания, анализ эпизода, различные виды чтения, как синхронное чтение, выборочное, поисковое, комментированное, бинарное чтение.
Урок включил в себя проектную методику,опирающуюся на исследовательскую деятельность, позволившую включить учащихся в реальное обсуждение проблем экологии в родном селе.
Итогом коллективного творчества учащихся сталиэкологические правила поведения для детей. Учащиеся провели самоанализ, используя метод«Шести шляп». Класс разделен был на группы, каждая из которых дает оценку уроку, исходя из своего цвета. Красная шляпа. Каковы эмоции от урока? Желтая шляпа. Каковы преимущества и положительные моменты. Зеленая шляпа. Различные идеи и предложения. Белая шляпа. Какой мы теперь обладаем информацией? Синяя шляпа. Организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Черная шляпа. Оценка. Суждение. Используемые методические приемы организации учебного сотрудничества обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования учебных действий учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Старый гриб" »
Тема : М. Пришвин « Старый гриб» Цели: Познакомиться с основной идеей литературного произведения, научиться самостоятельно работать с текстом, анализировать, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к природе. Тип урока : комбинированный Оборудование : слайд-презентации . Знать : основную идею произведения. Уметь : использовать в своей речи литературные термины, работать с текстом, анализировать текст, высказывать свое мнение.
Ход урока
1 Организационный момент . Психологический настрой . Пусть этот день несет нам радость общения . Наполнит сердце благородными чувствами . 2Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы попытаемся открыть тайну природы, научимся видеть удивительное в незаметном. Мы сегодня не просто читаем рассказ М. Пришвина « Старый гриб» , а анализируем, рассуждаем . т. е. занимаемся исследовательской деятельностью. Какие цели поставим на уроке? Знать : . Уметь: Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова писателя, обращенные к вам , хозяевам земли. « Мы хозяева нашей природы , она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять- их надо открывать и показывать». Как вы понимаете эти слова ? ( По мнению автора природа и есть та кладовая , которая хранит сокровища жизни, то, что необходимо человеку для жизни.) 3 Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, индивидуально работают по карточкам 3 ученика ) Что вы знаете о творчестве писателя ? В чем особенность его поэзии ? Почему писатель любит родную природу? Что вы узнали из 1 части ? Кто главный герой ? (автор) . Где и кем работал его друг ? Почему мальчишка назвал его старым грибом ? 4 Подготовка учащихся к усвоению материала М Пришвин понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка . Когда мы проникаем в смысл прочитанного произведения , то чувствуем бережное, ласковое , одухотворенное отношение к природе. Сейчас вы постараетесь выразительно прочитать , чтобы мы почувствовали особенное отношение к природе. Словарная работа : паркий , шмякнуть, брусничник. 5 Изучение нового материала. Работа над произведением. (2,3 часть) Чтение 2 части . Виды чтения : поисковое, выборочное, комментированное Литературно-методический анализ текста. О каком грибе рассказал и описал автор ? Найдите и выразительно прочитайте описание сыроежки. В каких отрывках мы видим , что автор очень хорошо понимает природу, что она ему близка? (Разговор птичек, приметы, грибы.) Как относится к птичкам , к грибам ? ( с уважением ) .Кого подразумевает автор под старым грибом ? ( старых людей ). Почему Пришвин назвал рассказ « Старый гриб» ? ( Он сравнил жизнь и дела своего друга , который отдал свои знания и труд молодому поколению , а старый гриб , как растение , является продолжателем размножения молодых грибов .) Какую роль сыграла сыроежка в лесу? ( Старая сыроежка выполняла функцию маленького водоема для лесных жителей…) Как вы думаете , почему писатель сравнивает эпизод в лесу с историей давнего знакомого? (Чтобы мы задумались о молодости и старости , о преимуществах каждого возраста , о полезном и бесполезном существовании ,о бережном отношении к кому бы то ни было природе или человеку .) Найдите, прочитайте и прокомментируйте о разном отношении людей к природе. Комментированное чтение отрывка . ( Конечно , можно бы очень просто сделать , как делают все , кто не понимает лесной жизни …) Все ли люди бережно относятся к природе ? Ведь люди имеют разный подход к природе . Есть люди , которые приходят в лес только ,чтобы себе взять чего – нибудь , есть люди ,которые приходят в лес с думой о будущем . В данном отрывке писатель выразил основную идею рассказа - это забота о будущих поколениях , желание сохранить для них родную природу. М. Пришвин призывает молодое поколение стать активными защитниками природы , будущими хозяевами родной природы. Рассказ « Старый гриб» не только открывает нам тайну природы , но и заставляет задуматься над этой проблемой . Чтение 3части (синхронное) Чему хотел научить нас автор ? ( Беречь и охранять лес и тех, кто в нем живет.) Какие правила должен соблюдать человек? Какова основная мысль рассказа ? Учитель : Думая о себе , о своем благополучии ,старайся думать и понимать от кого ты пошел, кто тебе это дал , кому ты обязан своей жизнью и всем , что имеешь . 5 Проверка понимания содержания прочитанного рассказа. Перескажите самый интересный , на ваш взгляд , эпизод рассказа. Творческая работа учащихся (задание для групповой работы.) 1 группа - в роли писателей ( эссе) 2 группа- в роли художников (рисунок к понравившемуся эпизоду.) 3 группа – в роли экологов (составить правила разумного поведения в лесу.)
Какие качества в человеке воспитывает этот рассказ ? ( доброту , умения сопереживать , сочувствовать окружающему миру, любовь к природе ) Рассказ написан , каким языком ? (понятным , простым .) А читать было интересно ? (потому что очень выразительный язык .) Какие выразительные средства языка использовал автор? Найдите и прочитайте метафоры, которые использовал автор? Кого и с чем сравнивает автор? Что олицетворяет? Презентация творческих работ. 6 Закрепление знаний по содержанию рассказа. Это задание вам поможет выполнить тест ,который мы будем проводить на тематическом учете знаний.
Блиц - опрос ( тест на проверку полученных знаний ) 1) Я прочитал…. 2 По жанру , какое это произведение ? 3)Какими выразительными средствами языка пользовался автор ? 4) О каком грибе рассказал и описал автор ? 5 )Кого подразумевает автор под старым грибом ? 6) Какую проблему затронул автор в рассказе ? Взаимопроверка . Оценивание.
7 Итог урока
Что хотел сказать автор своим произведением ? ( Он говорит читателю , что нужно относиться к природе с любовью. Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животных . Человек – могущественный хозяин на Земле. Он может все. Природа беззащитна перед ним . Какова основная идея произведения? (Люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.) Что знаем? Что умеем? Рефлексия . Оцените свою активность на уроке … 8 Домашнее задание .
ГУ « Карабалыкская средняя школа №1 им. М. Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»