Проектная деятельность в 1 классе по литературному чтению.Раздел: "Устное нродное творчество".Представлена работа по подготовке проекта,виды проектов.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.
Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно прежде всего то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.
Вторым показателем готовности школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоя-тельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Третьим показателем готовности школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Для формирования выделенных показателей на уроках в качестве подготовки к последующей работе по совместному проектированию способствует деловая игра,в ходе которой дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы какое может быть восьмым», «Почему в одну реку нельзя войти дважды?», «Происхождение жизни на Земле: версии и доказательства», «Грибы - особое царство живой природы», «Чудесная кладовая»; спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.
Опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) к долговременных, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс раб
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.
Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно прежде всего то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.
Вторым показателем готовности школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоя-тельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Третьим показателем готовности школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
Для формирования выделенных показателей на уроках в качестве подготовки к последующей работе по совместному проектированию способствует деловая игра,в ходе которой дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы какое может быть восьмым», «Почему в одну реку нельзя войти дважды?», «Происхождение жизни на Земле: версии и доказательства», «Грибы - особое царство живой природы», «Чудесная кладовая»; спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.
Опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) к долговременных, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
оты, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности. CMD+V
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по литературному чтению »
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихсявне уроков».
В.А. Сухомлинский
Тема: Внеурочная проектная деятельность младших школьников.
Автор: Студенникова Лариса Николаевна.
Идея и авторская позиция
Для внеурочной проектной деятельности по литературному чтению мною выбрана программа:
«Устное народное творчество». Программа разработана на основе Примерной авторской программы по литературному чтению
под редакцией В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной
( УМК «Школа России.»)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Противоречие в образовательном пространстве
В основной образовательной программе по литературному чтению не выделены часы на изучение произведений фольклора Орловской области, а прививать любовь к Родине не опираясь на наши истоки , считаю недопустимым. Для разрешения данного противоречия практики направлен проект.
Цели:
Анализировать технологическую составляющую педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.
Изучить документы ФГОС для реализации программы внеурочной проектной деятельности на базе МОУ СОШ № 31
выявление наиболее одарённых учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Задачи:
-Актуализировать знания о технологиях активного обучения.
- Создать банк методических разработок
- Разработать общие правила для педагогов-руководителей проектов.
Задачи для детей:
–воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
–помочь учащимся приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
–развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
–овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
–развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
–пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
Этапы работы над проблемой:
Посещение семинаров организованных Управлением образования по введению ФГОС, курсы в ИУУ, изучение методического сопровождения ФГОС.
Участие в творческой группе по введению ФГОС в МОУ.
Анкетирование родителей будущих первоклассников для выявления социального запроса жителей нашего микрорайона, выбор предмета.
Составление календарно-тематического планирования по внеурочной деятельности.
Реализация проекта.
Создание банка презентаций и материалов по ВД.
Методическое обеспечение
ФГОС и ФГОС Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор.
Интернет-ресурсы
Направление проекта:
проект направлен на реализацию ФГОС;
расширение кругозора учащихся;
установление тесного контакта между семьей и школой;
для привития любви к Родине;
воспитанию традициям и обычаям родной страны.
Актуальность темы:
ФГОС ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая идея
В основу моих педагогических изысканий положено создание системы работы по развитию способностей преемственной исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Материально-технические условия реализации:
Наличие в школе кабинета информатики, интерактивной доски, проектора.
Для реализации этого проекта в учебном кабинете имею личный ноутбук, проектор и экран.
Психологические условия реализации:
Готовность младших школьников к проектно-исследовательской деятельности.
Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.
Прогнозируемый результат
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
повышение уровня мотивации учеников познавательной, эмоциональной и социальной направленности.
Результаты исследования мотивациипо методике Гинзбурга
Реализация проекта:
Подготовка к занятию осуществляется минимум за неделю.
Подбор тем проекта (методическую и творческую)
Выбор стандарта (какие ЗУНы приобретут)
Разработка направляющих вопросов (основополагающих, проблемных и учебных).
Создание плана оценивания (я продумываю критерии и методы оценки).
Планирую деятельность детей на каждом этапе занятия.
Составление плана занятия.
Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся
Цель
Социальный заказ
Участники
Условия
Этапы работы
Начинание
Планирование
Исследование
Защита
Рефлексия
Презентация
Внеурочная деятельность
Урок
Результат
Игра в небылицы (творчество детей):
Листик летел в лес ловить лису.
«Любопытный»
Кто? Когда? Куда?
Зачем? Кого?
Примеры небылиц (творчество детей):
Бегемот бежал к башне брать банку.
Примеры детских работ:
Кошки ползают по дну
Ищет мышка конуру.
Лошадь лазает по ветке
Просит у детей конфетки.
Долговременный проект
Должны соблюдаться все этапы проекта. Проследить их предлагаю на примере детского проекта «Инсценирование сказки».
Конкурс новогодних представлений
Создание электронного банка методических разработок:
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
ПОТЕШКИ
Русскиенародные сказки
Виды сказок
Традиционно сказки подразделяют на три вида:
О животных
Социально - бытовые
Волшебные
Установите соответствие
Вот пошла бабка —
по сусекам поскребла…
Дед плачет, баба плачет…
Ловись, рыбка, и мала
и велика…
Методические рекомендации
Разработала общие правила для педагогов-руководителей проектов.
Формы и методы
Создание проблемной ситуации.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
Необычная форма обучения.
Привлекательная цель.
Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
Приём «Нарисуй, как понял».
Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.
Идея и авторская позиция
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Учебный проект с моей точки зрения
- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нёмвластелинами.»