Механизм реализации проекта (план по этапам)………….с.11-13
Теоретические, познавательные и практические
ожидаемые результаты проекта для педагога
и для обучающихся (детей, родителей)……………………..с.13-15
Выводы………………………………………………………………с.15
Используемые материалы…………………………………….…с.15-16
ВСТУПЛЕНИЕ (АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Предлагаем вам проект «Наше здоровье – в наших руках!».
Данный проект разработан с использованием здоровьесберегающих технологий и реализует системно-деятельностный подход в воспитательном процессе. Проект направлен на расширение знаний социально-биологических и психологических основ здорового образа жизни, воспитание осознанного понимания экологической культуры человека и может быть взят за основу для организации внеурочной деятельности класса любой параллели.
Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам, даёт возможность получить знания о правильном питании, соблюдении режима дня младших школьников, о значении физического воспитании и развития, чередовании активности и отдыха.
Совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проект стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность.
Проблема,на решение которой направлен проект.
Наше будущее зависит от сегодняшних детей, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал общества.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.
Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Однозначное и строгое определение целей обучения - почему и для чего?
Отбор и структура содержания - что?
Оптимальная организация учебного процесса - как?
Методы, приемы и средства обучения - с помощью чего?
Реальный уровень квалификации учителя - кто?
Объективные методы оценки результатов обучения - так ли это?
Здоровьесберегающая технология (В.Д. Сонькин) это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Педагогу в организации и проведении урока с позиции здоровьесбережения необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
16) темп и особенности окончания урока.
Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности школы стала работа по формированию у школьников здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируются положительные привычки, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА по здоровьесбережению
«Наше здоровье – в наших руках!»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ (окружающий мир, физическая культура, внеклассная работа, внеурочная деятельность)
АВТОР ПРОЕКТА
учитель начальных классов:
Лагунина Екатерина Семёновна
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Учащиеся начальных классов (6-10 лет) (по параллелям)
Учителя начальной школы, учителя физкультуры
Родители учащихся
Школьный медработник
Представители учреждений дополнительного образования
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь 2016 г.
Предполагаемая дата окончания проекта: май 2017 г.
Продолжительность проекта: учебный год
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА И ЕГО ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
Цель проекта: расширять знания социально-биологических и психологических основ здорового образа жизни, осваиватьправила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, осознавать важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека; развивать навыки бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; содействовать гармоническому, физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формировать умения и навыки саморегуляции средствами физической культуры; устанавливать тесную взаимосвязь родителей и учителей в воспитании здорового образа жизни.
Задачи:
- Познакомить учащихся с деятельностью детских центров дополнительного образования с целью повышения мотивации к занятиям спортом и ведению активного образа жизни.
- Способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье.
- Дать детям начальные знания о строении человеческого тела, функциях основных внутренних органов и систем.
- Вырабатывать у детей устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.
- Формировать первоначальные знания о пользе занятий физической культурой и закаливании. Подкреплять их на практике.
- Воспитывать положительные черты характера, такие как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, взаимовыручка, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели.
- Формировать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности.
- Реализовывать принцип гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.
- Научить ребенка принимать решения в экстремальной ситуации.
- Дать понятие о полезной и здоровой пище.
- Формировать культурно-гигиенические навыки.
- Учить оказывать первую медицинскую помощь, проводить профилактику и лечение без лекарств.
Принципы построения проекта:
Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
Единство физического и психического развития.
Наглядность.
Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. На данном этапе происходит внедрение в деятельность общеобразовательного учреждения всех тех проектов, которые приняты к исполнению.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ПЛАН ПО ЭТАПАМ)
1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с медработником школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта.
3. Родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта.
4. Малый педсовет с учителями, работающими в классе с целью выяснения их заинтересованности в данном проекте.
5.Организовать встречи с представителями внешкольных организаций, способствующих укреплению здоровья.
6. Провести психологическую диагностику самочувствия детей.
Мероприятия:
Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека». Цель: пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня.
«Кто аккуратен, тот людям приятен». Цель: формировать гигиенические навыки.
Час развлечений на прогулке «Зимушка – зима!». Цель: формировать навыки игры на улице.
Беседы:
«Умеем ли мы правильно питаться?». Цель: формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих.
«Как сохранить зрение». Цель: познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний.
Спортивные состязания «Семь С». Цель: развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т. д.
Воспитательный час «Самые полезные продукты». Цель: учить выбирать самые полезные продукты.
Игра – КВН «Здоровяк предупреждает». Цель: формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни.
Выставка рисунков «Здоровым быть модно». Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.
Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья». Цель: привлекать внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Круглый стол «Спасибо, нет!» Цель: учить умению отказываться от предложений приятелей употреблять спиртные напитки, табакокурение и наркотики.
Театрализованное представление «Суд над вредными привычками».
Туристические походы (совместно с родителями).
Цель: воспитание патриотизма и укрепление здоровья.
Обязательные физкультминутки во время уроков.
Контроль
В ходе реализации проекта необходимо осуществлять промежуточный контроль в форме отчётов всех участников проекта, которые показывают уровень подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется учителем, родителями, самими участниками проекта.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ПЕДАГОГА
И ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ)
Ожидаемые результаты:
1.Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
2.Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья.
3. Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
4.Повышение приоритета здорового образа жизни.
5.Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6.Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
7.Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
8.Создание банка данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банка данных психологических характеристик.
9. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать.
10. Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
11. Снижение уровня заболеваемости в классе.
12.Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния кабинетов.
Показатели:
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Информированность по теме проекта.
- Активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам).
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и родителей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов.
Реализация проекта "Наше здоровье – в наших руках!» способствует формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Устойчивость проекта
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен. Данный проект может быть использован или взят за основу классными руководителями любого класса для организации внеурочной деятельности.
ВЫВОДЫ
Мы полагаем, что работа школы по направлению здоровьесбережения «Наше здоровье – в наших руках!» сохранит и укрепит телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся, сформирует понимание того, что здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Полат Е. С. «Обучение в сотрудничестве» («ИЯШ» 2000 № 1)
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. http://pandia.ru/text/78/072/34964.php.