1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.
2. Постановка цели урока.
- При встрече люди обычно говорят друг другу хорошее, доброе слово «здравствуйте», желая друг другу здоровья.
… Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Вот так же, как и судьба бабочки была в руках человека, так и наше здоровье в наших руках. Сегодня на уроке мы поговорим о самом главном в жизни – о здоровье, поразмышляем о том, как нужно заботиться о своем здоровье, поразмышляем о том, какие факторы влияют на него.
3. Работа над темой.
Что такое здоровье?
- По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Какой он – здоровый человек?
- Главные правила здорового человека — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом.
(Дети инсценируют ситуацию.)
МАМА:- Наташенька, вставай!
НАТАША:- Сейчас!
МАМА:- Уж день, взгляни в окно!
Ведь ты задерживаешь нас,
Ведь ты не спишь давно.
НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,
еще одну минуточку.
МАМА: -Наташа, сядь к столу.
НАТАША:- Сейчас!
МАМА: -Ну сколько можно ждать?
Твой чай уже в четвертый раз
Пришлось подогревать.
НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,
еще одну минуточку.
МАМА:- Наташа, спать пора!
НАТАША:- Сейчас!
МАМА:- Сколько раз просить?
Ведь завтра утром снова не сможешь глаз открыть.
НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку, еще одну минуточку.
- Подскажите, какое правило не соблюдает девочка?
– Какие пункты нужно включать в режим дня?
1.Подъём.
2.Зарядка, умывание, уборка постели.
3.Завтрак
4.Дорога в школу
5.Занятия в школе
6.Прогулка на свежем воздухе
7.Обед, отдых, помощь по дому
8.Посещение кружков, секций
9.Свободное время
10.Ужин
11.Личная гигиена. Подготовка ко сну.
(Пункты перепутаны, дети расставляют правильно.)
- Большое влияние на здоровье человека оказывает полноценное питание. Оно должно быть правильным, т. е разнообразным, регулярным. От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм лучше сопротивляется различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму все необходимое для происходящего в нем усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.
Перед вами карточки с продуктами питания, нам надо распределить их в 2 колонки – вредные и полезные.
4. Выполнение проекта. Составление коллективной памятки «Золотые правила питания».
- Теперь каждый из вас подумает и назовет правила питания. А потом мы вместе выделим главные.
· Главное – не переедайте.
· Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
· Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
· Перед приемом пищи сделайте 5-6 упражнений дыхательных, мысленно поблагодарив всех, кто принимал участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Творческое задание (групповая работа).
-А сейчас, ребята я предлагаю вам выполнить творческое задание. Надо из слов составить пословицу, при этом надо изменить окончание в словах или переставить их.
Кто много ходит, тот долго живёт.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Правильно, ребята, с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребёнок не мене 1,5 часов в день должен заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Для поддержания своего здоровья необходимо каждый день делать утреннюю зарядку, а после школы ходить на какую-нибудь спортивную секцию. Вы должны помнить: «Движение – это жизнь».
Физминутка.
-Наша природа очень богата и щедра своими дарами: ягодами, грибами, лекарственными
растениями, которые также важны для человека. Давайте вспомним некоторые из них.
- Содержащаяся в апельсинах салициловая кислота позволяет с успехом использовать эти фрукты как жаропонижающее средство. Кроме витаминов А, В1, В2, РР, а также магния, фосфора, натрия, калия, кальция и железа, в апельсинах много витамина С – 80 мг в одном плоде.
- В народной медицине отвар из цветков бузины принимают при болезнях почек, ревматизме, подагре и воспалениях суставов другого происхождения. Больные суставы рекомендуют еще обкладывать облитой кипятком смесью цветков бузины и ромашки, взятых поровну (мягчительный сбор). Припарки делают также при невралгиях, миозитах.
- Употребление винограда весьма полезно при ларингитах, фарингитах, трахеитах, бронхитах, бронхиальной астме, плевритах (сухих и выпотных).
- Вишня улучшает аппетит и является ценным диетическим продуктом.
- Настои плодов и листьев применяют в медицине и как слабое мочегонное средство, при камнях в печени и почках, при авитаминозах, и простуде.
- В настоящее время в народной медицине принимают отвары или варенье из инжира как потогонное и жаропонижающее средство.
- Плоды малины употребляют в народной медицине для улучшения пищеварения, при цинге, малокровии, желудочных болях.
- Каждый человек способен привыкать к каким – либо действиям, ощущениям. Кто – то привыкает рано ложится спать, кто – то поздно.
- Что появляется у человека?
- Привычки могут помочь беречь здоровье, а есть привычки, которые вредят здоровью.
Как вы думаете те привычки, которые помогают беречь здоровье как называются? А остальные? Давайте вместе попробуем разобраться – какие привычки полезные, а какие – вредные?
* курение
*потребления алкоголя
*наркотики
*утренняя зарядка
*рано ложиться спать
*поздно ложиться спать
*грызть ногти
*чистить зубы перед сном
*прогуливаться перед сном
*всегда перед едой мыть руки
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, спасибо вам за работу, все молодцы! Надеюсь, что урок здоровья не прошёл даром, и вы многое почерпнули из него.
Помните: здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Ведь «Здоров будешь – всё добудешь!» Берегите своё здоровье!
- И в завершении урока - перед каждым из вас лежит чистый лист бумаги, обведите на нем левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая–то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой палец – красным – для меня тема была интересной и важной.
Указательный – жёлтым – узнал много нового.
Средний – зелёным – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.
Безымянный – синим – мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.
Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.