Перспективный план экологического проекта «Наше дерево»
Проблема: как сохранить деревья, как правильно за ними ухаживать, понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
Цель: вызвать интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
Закрепить представления о:
- жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается, может быть грустным, здоровым, больным…), как единого целостного организма;
- строении; функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол…);
- развитии дерева;
- влиянии света, тепла, воды;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- связи дерева с другими животными;
- роли человека в жизни культурного растения;
- экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
Закрепление правил и навыков экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретённых знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями.
Методические приёмы:
1. Выбор дерева.
2. Присвоение ему имени.
3. Выбор дня рождения.
4. Эмоциональный настрой детей: разговор воспитателя с деревом (как образец); разговор детей с деревом.
5. Фотографирование возле дерева.
6. Оформление альбома «Наше дерево» (запись впечатлений от общения, запись высказываний детей).
7. Элементы психогимнастики (если бы я был деревом. Станем клёнами).
8. Учить видеть «настроение» деревца, от чего оно зависит.
9. Письма дереву (поздравления с праздником, рассказ о событии в группе и т.п.).
10. Письма от дерева.
11. Труд с целью помочь.
12. Игры-изображения.
13. Экотренинг.
14. Экологическая сказка (сочинение истории, постановка мини-спектакля).
15. Придумывание экологических знаков.
16. Прощание с деревом при выпуске в школу, передача его малышам.
Методические приёмы:
1. Наблюдения, циклические наблюдения.
2. Исследовательская деятельность.
3. В альбоме - рисование дерева в разные времена года; составление рассказов, коллекция листьев, плодов.
4. Изготовление панно «Дерево и всё вокруг него» (посезонное заполнение панно в течение года, по мере усвоения детьми определённых знаний).
5. Игры на развитие наблюдательности, познавательных способностей детей. (Кто заметил? Что изменилось?)
6. Викторина «Знатоки растений».
7. Придумывание экологических знаков.
Ход занятия.
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель рассказывает детям сказку. Однажды в давние времена жил-был король. Он был очень знатен и богат. И была у него дочь, которую он любил больше всего на свете. Однажды заболела принцесса, она перестала пить, есть, с каждым днём становилась слабее. Опечалился король, созвал он всех своих придворных врачей и приказал им любым способом вылечить дочь. Как ни старались мудрецы, но у них ничего не получилось, принцесса продолжала болеть. Случайно мимо проезжал странник, заехал во дворец и узнал о королевской беде.
И сказал он королю: «Я смогу вылечить твою дочь. В твоём саду растёт верное лекарство от недуга твоей дочери. Согласно гороскопу друидов, у каждого человека есть своё дерево, так сказать ангел-хранитель. Надо просто постоять под «своим» деревом и многие недуги отступят назад. Дерево твоей дочери - дуб, это дерево обладает исцеляющей силой1 за счёт содержания фитонцидов». Повёл странник принцессу в сад и сказал: «Встань под дуб, обними его, прижавшись всем телом. Босыми ногами постой на земле, и тебе станет легче».
Через несколько дней принцесса ожила, порозовела, у неё появился аппетит, она стала поправляться. А щедрый король в благодарность предложил страннику руку своей дочери. С тех пор они живут в мире и согласии. А под окном растёт могучий дуб, за которым ухаживает принцесса и её родня. Дуб стал другом семьи, они поливают его, окапывают вокруг ствола почву, да так, чтобы не повредить корни.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель. Знаете ли вы, какое дерево по гороскопу друидов у каждого из вас?
Дети. У меня тоже дуб, у меня липа, у меня сирень, у меня берёза.
Воспитатель. У меня кипарис.
Дети. Давайте и мы посадим деревья, которых нет на территории нашего сада и которые бы могли помочь другим людям, если с ними случится беда.
3. Работа над проектом (проходит поэтапно).
Первый этап. Воспитатель направляет на поиск решений.
Дети вместе с воспитателем закрепляют представления о жизни растения как живого существа.
Второй этап. Поиск решений.
Каждый выбирает для себя дерево, которое он будет сажать, присваивает ему имя, выбирает для него день рождения. Воспитатель действует вместе с детьми, эмоционально настраивает детей, разговаривает с деревом. Дети тоже разговаривают со своим деревом, говорят ему ласковые слова, выражают надежду на то, что дерево будет расти.
Третий этап. Работа над проектом (поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схематическое изображение последовательности работы, оформление альбома «Наше дерево»). Оказывают практическую помощь (при необходимости). Дети выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения, делают вывод о завершении работы над схематическим изображением последовательности работы.
Четвёртый этап. Воспитатель принимает участие в защите проекта «Чтобы деревья были большими» (помогает по необходимости). Дети договариваются о защите проекта. Представляют продукт деятельности.
Пятый этап. Выдвигают новую проблему: придумывание экологических знаков. Дети определяют цели нового проекта: создать книгу рассказов «Письма дереву (поздравления с праздником, рассказ о событии в группе)», «Письма от дерева»; изготовление панно «Дерево и всё вокруг него»; постановка мини-спектакля «Наше дерево».