Просмотр содержимого документа
«Проблемные вопросы адаптации первоклассников»
Проблемные вопросы адаптации первоклассников
в начальной школе.
Котельникова Валентина Алексеевна
Отличник народного образования Украины
Учитель начальных классов муниципального учреждения «Школа № 78 города Донецка»
стаж работы 53 года
В статье раскрыты отдельные проблемные вопросы, связанные с адаптацией первоклассников в начальной школе, и пути решения этих вопросов учителями начальных классов совместно с родителями детей.
Адаптацию школьников ученые определяют не только как процесс приспособления к успешному функционированию в определенной среде, но и как способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
У детей 6-7 лет, как и у взрослых, происходит реакция на состояние неопределенности: нарушается биологическое и психологическое равновесие в организме, снижается сопротивляемость организма к стрессам, растет напряженность. Появляется тревожность, ребенок капризничает, могут проявиться какие-либо трудности характера, такие как упрямство, невнимательность, замкнутость.
Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни.
Организуя обучение первоклассников, необходимо учитывать особенности развития детей в возрасте 6 - 7 лет.
Поскольку поведение учащихся зависит от эмоций, дисциплину, особенно на первых уроках, необходимо поддерживать через эмоциональную заинтересованность детей: искренней улыбкой, мимикой, жестами, шутками, периодически отвлекая и переключая внимание детей. Используя в общении доверчивый и мягкий тон, невербальное общение успокаивает детей. Считается недопустимым авторитарный стиль общения с учениками, к каждому ребенку, независимо от его успехов, необходимо относиться доброжелательно и позитивно.
Вот особенности, которые следует учитывать, осуществляя психологическую адаптацию ребенка к школе.
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: дошкольник превращается в ученика. Появляются новые и сложные обязанности: приходить вовремя в школу, работать 35 минут подряд, быть внимательным на уроках. Ребенок знакомится с социумом, и учитель как его представитель задает требования и нормы, ориентирует школьника, как вести себя в той или иной ситуации.
Во-вторых, у ребенка происходит смена основной деятельности. Дошкольник играет, а у школьника начинается учебная деятельность. Основное психологическое отличие игровой от учебной деятельности заключается в том, что игровая свободна, а учебная - построена на определенных усилиях.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации к школе является социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность дальнейшего обучения.
Успешность процесса адаптации определяет еще и то, насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию среди сверстников. Активный и инициативный первоклассник становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый - превращается в аутсайдера, учится неохотно либо неудовлетворительно.
В-четвертых, одна из острых проблем - запрет двигательной активности инициативных учеников, и, наоборот, активизация вялых и пассивных.
На помощь приходит статья Александра Кочерги, кандидата психологических наук, доцента «Барьеры адаптации. Мифы, которые ломают крылья будущего первоклассника». Начало обучения будет успешным, если воспитатели детского сада, учителя младших классов, родители приложат совместные усилия.
В обществе много лет существует ряд предубеждений мифологического плана по подготовке дошкольников к школе. Они настолько мощно влияют на родителей и часть педагогов, преждевременно разрушая основные принципы комфортного существования детей, связанные с принудительным ограничением детской непосредственности, игровой свободы. Поэтому педагоги и родители должны вдумчиво, взвешенно, умеренно осмысливать все «за» и «против» в контексте обеспечения равновесия в психофизическом здоровье ребенка.
Рассмотрим эти предубеждения:
Предубеждение 1. Дошкольникам, которые готовятся идти в школу, предлагают скорее отказаться от игр и забыть об игрушках. Считают, что игры не дают дошкольнику возможности стать настоящим учеником, поскольку возвращают его к желанию играть, а не учиться. И родители напоминают детям, что скорее надо становиться взрослыми.
Попытка с помощью «насильственных действий» принудительно ограничить игровую деятельность дошкольников является опасным посягательством на их естественные возможности. Вытесняя игру, родители и учителя занимаются проектированием «граблей», способных остановить социализацию ребенка, деформировать его чувства, воображение, мышление. Детская игра помогает сделать комфортными и понятными взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром. Детям необходимо играть, потому что игра занимает важное место в становлении гармоничного развития старшего дошкольника, как особенное зеркало общества: проигрывание различных ролей в определенных сюжетах, правилах, репликах; попытки юного организма дошкольника узнать окружающий мир; наиболее доступная деятельность дошкольника, своеобразный способ адаптации полученных впечатлений мышления, чувств и воображения; процесс где действия не настоящие, где можно делать все, что заблагорассудится, обязательно все получится (отсутствуют строгие правила, доставляет удовольствие, дисциплинирует); самосовершенствование, работа над собой (управление своим энерго потенциалом); распределением усилий, психомоторикой, двигательной активностью, мышлением, чувством, воображением.
Мир игры является важным адаптационным средством приобретения ребенком физического, познавательного, социального опыта.
Игра - важный инструмент познания окружающего природного и социального мира. В игре ребенок приобретает первые моделируемые навыки взрослых по взаимодействию с окружающим миром. Поэтому необходимо включать игру в учебный процесс, так как она имеет особое значение для формирования у ребенка желания учиться.
Предубеждение 2. Основная подготовка к школе - это обязательное умение дошкольника читать. Дошкольникам часто предлагают модель не просто сознательного, а опытного читателя. Стремление родителей научить ребенка читать до школы вызывает у ребенка внутреннее сопротивление и даже к самому чтению. Такие дети учатся читать без звукового анализа, без понимания лексического значения слов, без развития фонематического слуха. В дальнейшем это вызывает определенные трудности, и в до букварный период необходимо уделять внимание упражнениям на выделение звука в слове, образованию слияний разных видов.
В первые годы жизни ребенок является пассивным читателем, он слушает, что ему читают. Все языковое окружение, в котором живет ребенок, прямо или косвенно влияет на формирование его будущих читательских вкусов. Важно знать, что сознательный читатель вырастает именно из внимательного, вдумчивого, чувственного слушателя. Слушания - важный этап в становлении читательских умений. Обязательно надо спрашивать ребенка о содержании прослушанного и обсуждать его вместе с ним. Родителям следует много и систематически читать детям, вызвать желание подражать родителям. На первых порах процесс чтения - это совместное переживание, осмысление, представления, а уже потом индивидуальное уединение. Поэтому, читая произведения на разную тематику (времена года, о животных, различные сказки) всегда необходимо задавать вопрос: кто герой произведения? каким вы его представляете? каких птиц вспоминает автор? кто понравился в сказке?
Предубеждение 3. Перед школой дети уже должны уметь писать.
«Учить маленьких детей писать - значит обременять их ум и другие органы, использовать их глаза и руки не по назначению»- писал Махатма Ганди в 1927 году.
Характеризуя будущий процесс школьного обучения, его можно определить, как обучение ребенка умению читать и писать. Именно они составляют «фундамент» в освоении знаний человеком.
Если учитывать личные особенности в становлении этих важных умений, можно достичь положительного результата в их восприятии ребенком. Для этого нужно учителям и родителям осознавать «логику» их становления. Поэтому необходимо понимать, какое именно умение у ребенка появляется первым - чтение или письмо? Ответ на этот вопрос должен помочь учителям осознать естественную логику психофизиологического становления умений ребенка.
Детям ближе изображения, а не письмо, как в школе. Изобразительная деятельность ребенка - это временный проект постепенного, а иногда и «взрывного» рождения письменных навыков, будущий прообраз ее умений писать от руки. Этот процесс требует понимания и постоянного внимания со стороны взрослых. То есть его необходимо поощрять и поддерживать. Работа должна быть без спешки, без ограничений психомоторной активности ребенка.
Многие родители не знают, что это мифы. Заставляют своих детей исписывать летом перед школой целые тетради «прописей», не обращая внимания на правильность посадки, удержание ручки и т.п. Откуда они могут знать об уровне развития мелких мышц ребенка, о том, что письмо - это многомерный пространственный процесс, который заставляет работать отдельные участки мозга. И теперь задача учителя состоит в переучивании ребенка, учитывая правильную посадку во время письма, одновременно развивая мелкую моторику руки. Необходимо для каждого урока продумывать пальчиковые игры, упражнения. Делать детям массаж кистей и пальцев рук. Родителям в свободное время побуждать детей к лепке из пластилина, складывать пазлы и мозаики, вырезать ножницами фигуры из бумаги и тому подобное.
Предубеждение 4. Двигательная активность дошкольника должно всячески сдерживаться для достижения успеха в обучении (ограничивать подпрыгивание, неусидчивость, беготню, время прогулок на улице) в начальной школе.
Но, учитывая особенности ребенка 6 - 7 лет, его потребность в движении необходимо работать над развитием психомоторики детей. С этой целью на уроках применяются физкультминутки, динамические паузы, которые обеспечивают скорость, точность их выполнения, поддерживают двигательную активность детей, способствует биологическому созреванию структур головного мозга ребенка.
Александр Кочерга указывал, что отсутствие и ограниченность движения дошкольника является моральным преступлением для физического и психического здоровья дошкольника и не может компенсироваться никакими интеллектуальными достижениями, поскольку это путь к нарушению психофизического здоровья.
Список литературы:
Прокопенко И. «Первые дни в школе» Методические рекомендации. 2013г.
Колесова Г. Диагностика адаптации первоклассников. - Психолог. июнь 2010
Кочерга А. «Барьеры адаптации. Мифы, которые ломают крылья будущего первоклассника» Начальное образование 2017
Модестова П. «Скоро в школу» Начальное образование 2014