kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность классного руководителя в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность классного руководителя  в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников.

      Классный руководитель – человек творческий. Как всякий исследователь он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

     Учителю начальной школы, который одновременно преподаёт и воспитывает, необходимо обладать следующими профессиональными навыками:

  • уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (т.е. быть способным к эмпатии);
  • быть во всём примером и образцом для детей;
  • вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать добро людям, добиваться высоких нравственных целей;
  • учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
  • уметь вселять в ребёнка уверенность, стимулировать к самосовершенствованию;
  • находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  • иметь авторитет среди детей.

Классный руководитель должен формировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  1. Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы и отвечать на них.      (Кто я? Какой я?  Чего я хочу?  Что я могу? Что я для этого умею?  Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?)
  2. Самопризнание себя как личности. Классный руководитель должен помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
  3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Если ребёнок попытается решить проблему сам и убедится в том, что решить её не в состоянии – обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным.  Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.
  4. Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.
  5. Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах, которые предлагает учитель. Надо отметить, что такая жажда деятельности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания учащихся?
  6. Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьёй должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями. Нужно научить прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Учащийся должен также научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, получить двойку, замечание и т.д.
  7. Желание действовать и совершать поступки. Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок, который идёт в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.

     Что же нужно сделать в первую очередь классному руководителю, когда он берёт первый класс?  Важно познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Учителю важно знать, какое мнение о ребёнке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чём сумел проявить себя уже в детском саду.

     Учитель может предложить воспитателям детского сада ответить на вопросы анкеты:

  • Какие традиции вы формировали в коллективе?
  • Какие ритуалы были в группе традиционными?
  • На какие особенности общения необходимо обратить внимание?
  • Какие события вызывали радость коллектива?
  • Какие события в детском коллективе вызывали огорчение?
  • Какое участие в жизни детей принимали родители?
  • Кто из них был наиболее активен?
  • Кто из родителей не участвовал в жизни коллектива?
  • Насколько талантливы дети группы? Кто из них наиболее талантлив?
  • Кто из ребят переживает неблагоприятную семейную ситуацию?
  • Кого из ребят группы можно считать на данный момент проблемным и почему?

Можно провести собеседование с будущими первоклассниками (май - июнь).  Собеседование – это первый кирпич в здании под названием «сотрудничество» - учителя и ученика, родителей и педагога, родителей и ребёнка.

       Во время собеседования родители не должны стоять под дверью, а присутствовать и участвовать в собеседовании. Во-первых, это снимает тревожность ребёнка, во-вторых, позволяет родителям увидеть возможности своего ребёнка, его умения и те трудности, с которыми он встречается в ходе собеседования и которые сможет преодолеть лишь с помощью близких людей. Положительные результаты собеседования заключаются в том, что семья ребёнка должна получить рекомендации, которые помогут ему преодолеть трудности адаптации к школьной жизни, создадут благоприятную атмосферу восприятия школы и учителя.

     В собеседовании можно использовать такие вопросы:

  • Какие слова говорят люди друг другу по утрам?
  • Какие слова говорят люди друг другу перед сном?
  • Какими ласковыми словами тебя называют дома?
  • Есть ли у тебя любимые игрушки? Расскажи о них.
  • Чем ты любишь заниматься дома, когда приходишь из детского сада?
  • Как ты помогаешь дома маме или папе?
  • Какие праздники в твоём доме у тебя самые любимые?
  • Чем тебе нравится твой дом, твоя квартира?
  • Бывают ли такие минуты в жизни, когда ты огорчаешься?
  • Что ты ждёшь от встречи со школой и учителем?

        Готовясь к собеседованию, нужно подготовить небольшую анкету для родителей будущих первоклассников.  Начать её можно так:

        Уважаемые мамы и папы!                                                                                                                                                                    В жизни вашей семьи наступил торжественный момент – ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад – честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребёнка.

  1. Какие проблемы возникали у Вас в связи с воспитанием ребёнка?
  2. Бывают ли у Вас разногласия в семье, связанные с воспитанием ребёнка?
  3. Имеет ли ребёнок свой угол в квартире?
  4. Как оборудован его уголок?
  5. Какие игрушки он предпочитает?
  6. Может ли Ваш ребёнок длительное время играть один?
  7. Участвуете ли Вы в его играх?
  8. Ваш ребёнок любит неожиданные подарки или ожидаемые?
  9. Как Вы поощряете своего ребёнка?
  10. За что Вы поощряете своего ребёнка?
  11. Наказываете ли Вы своего ребёнка?
  12. За что и как Вы наказываете своего ребёнка?
  13. Какие праздники в Вашей семье считаются традиционными?
  14. Какие моменты праздника больше всего нравятся ребёнку?
  15. Учите ли Вы его готовить сюрпризы и праздники для семьи?
  16. Трудолюбив ли Ваш ребёнок?
  17. Какие постоянные обязанности и поручения он имеет  в семье?
  18. Есть ли у Вашего ребёнка друзья?
  19. Имеют ли возможность друзья Вашего ребёнка бывать у Вас в доме?
  20. Какие положительные качества характера своего ребёнка Вы можете назвать?
  21. Какие отрицательные моменты его развития Вы хотели бы преодолеть?
  22. Каким Вы видите своего ребёнка через год обучения в школе?
  23. Каким Вы видите своё участие в жизни классного коллектива Вашего ребёнка?
  24. Чего Вы хотели бы избежать в воспитании своего ребёнка?
  25. Какие пожелания есть у Вас к будущему классному руководителю?

        Как пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Единство цели», «Я обязан изучить ребёнка всесторонне, т.е. изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

                     «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах»,- говорит Ш.А. Амонашвили.

                      В работе со своим классом я провожу классные часы на такие темы, как :

  • «Сердце матери»
  • «Мудрость отца»
  • «Наши братья и сёстры»
  • «Мудрая старость»
  • «Опора семьи»
  • «Дружная семья»
  • «Моя будущая семья»
  • «Урок толерантности или  учимся сочувствовать»
  • «Все мы разные» и др.

Дети любят писать сочинения на такие темы, как:

  • «Моя мама в детстве»
  • «Мой папа в детстве»
  • «Мой выходной день»
  • «Какой я?»
  • «Если бы я был волшебником»
  • «Кем я хочу быть» и др.

Мои ученики очень любят поездки, экскурсии, праздники с родителями, чаепития. На праздниках дети демонстрируют свои таланты, очень любят инсценировки сказок, школьных анекдотов. Родители не отстают от своих чад. Мамы показывают своё рукоделие, а папы делятся с мальчишками секретами силы и мужества. Такие встречи сближают детей, родителей и учителей. Мы видим друг друга в неформальной обстановке, узнаём друг друга ещё лучше.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность классного руководителя в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников.»

Деятельность классного руководителя в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Классный руководитель – человек творческий. Как всякий исследователь он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Учителю начальной школы, который одновременно преподаёт и воспитывает, необходимо обладать следующими профессиональными навыками:

  • уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (т.е. быть способным к эмпатии);

  • быть во всём примером и образцом для детей;

  • вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать добро людям, добиваться высоких нравственных целей;

  • учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

  • уметь вселять в ребёнка уверенность, стимулировать к самосовершенствованию;

  • находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

  • иметь авторитет среди детей.



Классный руководитель должен формировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  1. Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы и отвечать на них. (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?)

  2. Самопризнание себя как личности. Классный руководитель должен помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

  3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Если ребёнок попытается решить проблему сам и убедится в том, что решить её не в состоянии – обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.

  4. Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.

  5. Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах, которые предлагает учитель. Надо отметить, что такая жажда деятельности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания учащихся?

  6. Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьёй должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями. Нужно научить прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Учащийся должен также научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, получить двойку, замечание и т.д.

  7. Желание действовать и совершать поступки. Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок, который идёт в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.



Что же нужно сделать в первую очередь классному руководителю, когда он берёт первый класс? Важно познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Учителю важно знать, какое мнение о ребёнке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чём сумел проявить себя уже в детском саду.

Учитель может предложить воспитателям детского сада ответить на вопросы анкеты:

  • Какие традиции вы формировали в коллективе?

  • Какие ритуалы были в группе традиционными?

  • На какие особенности общения необходимо обратить внимание?

  • Какие события вызывали радость коллектива?

  • Какие события в детском коллективе вызывали огорчение?

  • Какое участие в жизни детей принимали родители?

  • Кто из них был наиболее активен?

  • Кто из родителей не участвовал в жизни коллектива?

  • Насколько талантливы дети группы? Кто из них наиболее талантлив?

  • Кто из ребят переживает неблагоприятную семейную ситуацию?

  • Кого из ребят группы можно считать на данный момент проблемным и почему?



Можно провести собеседование с будущими первоклассниками (май - июнь). Собеседование – это первый кирпич в здании под названием «сотрудничество» - учителя и ученика, родителей и педагога, родителей и ребёнка.

Во время собеседования родители не должны стоять под дверью, а присутствовать и участвовать в собеседовании. Во-первых, это снимает тревожность ребёнка, во-вторых, позволяет родителям увидеть возможности своего ребёнка, его умения и те трудности, с которыми он встречается в ходе собеседования и которые сможет преодолеть лишь с помощью близких людей. Положительные результаты собеседования заключаются в том, что семья ребёнка должна получить рекомендации, которые помогут ему преодолеть трудности адаптации к школьной жизни, создадут благоприятную атмосферу восприятия школы и учителя.

В собеседовании можно использовать такие вопросы:

  • Какие слова говорят люди друг другу по утрам?

  • Какие слова говорят люди друг другу перед сном?

  • Какими ласковыми словами тебя называют дома?

  • Есть ли у тебя любимые игрушки? Расскажи о них.

  • Чем ты любишь заниматься дома, когда приходишь из детского сада?

  • Как ты помогаешь дома маме или папе?

  • Какие праздники в твоём доме у тебя самые любимые?

  • Чем тебе нравится твой дом, твоя квартира?

  • Бывают ли такие минуты в жизни, когда ты огорчаешься?

  • Что ты ждёшь от встречи со школой и учителем?



Готовясь к собеседованию, нужно подготовить небольшую анкету для родителей будущих первоклассников. Начать её можно так:

Уважаемые мамы и папы! В жизни вашей семьи наступил торжественный момент – ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад – честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребёнка.

  1. Какие проблемы возникали у Вас в связи с воспитанием ребёнка?

  2. Бывают ли у Вас разногласия в семье, связанные с воспитанием ребёнка?

  3. Имеет ли ребёнок свой угол в квартире?

  4. Как оборудован его уголок?

  5. Какие игрушки он предпочитает?

  6. Может ли Ваш ребёнок длительное время играть один?

  7. Участвуете ли Вы в его играх?

  8. Ваш ребёнок любит неожиданные подарки или ожидаемые?

  9. Как Вы поощряете своего ребёнка?

  10. За что Вы поощряете своего ребёнка?

  11. Наказываете ли Вы своего ребёнка?

  12. За что и как Вы наказываете своего ребёнка?

  13. Какие праздники в Вашей семье считаются традиционными?

  14. Какие моменты праздника больше всего нравятся ребёнку?

  15. Учите ли Вы его готовить сюрпризы и праздники для семьи?

  16. Трудолюбив ли Ваш ребёнок?

  17. Какие постоянные обязанности и поручения он имеет в семье?

  18. Есть ли у Вашего ребёнка друзья?

  19. Имеют ли возможность друзья Вашего ребёнка бывать у Вас в доме?

  20. Какие положительные качества характера своего ребёнка Вы можете назвать?

  21. Какие отрицательные моменты его развития Вы хотели бы преодолеть?

  22. Каким Вы видите своего ребёнка через год обучения в школе?

  23. Каким Вы видите своё участие в жизни классного коллектива Вашего ребёнка?

  24. Чего Вы хотели бы избежать в воспитании своего ребёнка?

  25. Какие пожелания есть у Вас к будущему классному руководителю?

Спасибо!



Как пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Единство цели», «Я обязан изучить ребёнка всесторонне, т.е. изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах»,- говорит Ш.А. Амонашвили.

В работе со своим классом я провожу классные часы на такие темы, как :

  • «Сердце матери»

  • «Мудрость отца»

  • «Наши братья и сёстры»

  • «Мудрая старость»

  • «Опора семьи»

  • «Дружная семья»

  • «Моя будущая семья»

  • «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

  • «Все мы разные» и др.



Дети любят писать сочинения на такие темы, как:

  • «Моя мама в детстве»

  • «Мой папа в детстве»

  • «Мой выходной день»

  • «Какой я?»

  • «Если бы я был волшебником»

  • «Кем я хочу быть» и др.



Мои ученики очень любят поездки, экскурсии, праздники с родителями, чаепития. На праздниках дети демонстрируют свои таланты, очень любят инсценировки сказок, школьных анекдотов. Родители не отстают от своих чад. Мамы показывают своё рукоделие, а папы делятся с мальчишками секретами силы и мужества. Такие встречи сближают детей, родителей и учителей. Мы видим друг друга в неформальной обстановке, узнаём друг друга ещё лучше.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мымрина Ольга Владимировна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251775

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства