Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит:«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема изучения мордовского языка"»
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». И вот поэтому работаю над проблемой: «Активизация познавательной деятельности на уроках родного (мокша) языка».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддерживания интереса к обучению.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.
Основной целью обучения мокшанскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать мокшанский язык как средство общения в диалоге культур.
Новизна заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.
Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.
Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.
По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.
В течение всего времени преподавания мокшанского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Мокша», «Якстерь Тяштеня».
Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Это уроки по теме "Школаса", "Моя семья", "Класса", «Сексе» и другие. Внеклассные мероприятия "Все мы Россия".
Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к мокшанскому языку. Изучение культуры своего народа. Привить любовь к своей малой Родине . Хотелось бы чтобы они дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.
Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
На мой взгляд,обучение любому предмету в школе, в том числе и мокшанскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:
Информационно-коммуникационные технологии;
Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах);
Модульное обучение.
Игровые технологии
Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение двух лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества у учащихся.
Внедрение ИКТ на уроках мокшанского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.
Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.
На уроках мокшанского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:
- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мокшанского языка ;
- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
В период с 2013 по 2014 год качественный показатель обучения находится в пределах 83-96%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний мокшанского языка.
Посещаю уроки коллег по району, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.
На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы.
.
Народы мордовского края – мокшане, эрзяне, русские и другие – издавна славились многовековой историей. Большими усилиями они создавали и оставили нам, своим потомкам, в наследство материальную и духовную культуру.
Как и сейчас, в старину люди жили не только городах, но и в селах. Село – это собрание нескольких крестьянских домов, вокруг которых нет стены или ограды, а его жители занимаются сельским хозяйством или ремеслом. Деревней (от слова «драть» - рассчитать землю от леса, распахивать целину) считалось не большое поселение, где жили землепашцы, рыболовы, бортники. Большое, заселенное крестьянами место, в котором была церковь, имело статус село. Оно было центром для ближайших деревень. Так обычно размещалась лавка (магазин), проводились ярмарки, жили мастеровые люди.
На территории Мордовии много сел, и у каждого есть своя история. Одни из них прославились тем, что когда-то, здесь проходили важные исторические события. Другие являются родиной знаменитых людей. Третьи стали известны благодаря труду их жителей.
«Изучая предков, узнаём самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями,
не знающими, как и зачем пришли мы в мир,
как и для чего мы живём, как и к чему мы
должны стремиться.»
В. О. Ключевский
Народ только тогда жив, когда жива его история. Культура только тогда жива, когда она плодоносна, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.
Знание истории своего народа, обогащает нас пониманием того, во имя чего мы живём.