Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА.
«Здоровье - это одно из естественных прав человека, независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Федерального Закона «Об образовании в РФ», где говорится, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в начальной школе. Это связано со спецификой уроков , а также с особенностями поведения младших школьников. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования здоровьесберегающих технологий и на уроках мордовского языка.
Проблема моего исследования: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии в начальной школе при обучении эрзянскому языку?
Целью работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
- изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
- проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
- определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку в начальной школе;
- дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальной школе;
Объектом исследования является организация процесса обучения эрзянскому языку в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Предметом исследования в данной работе являются средства и приёмы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку.
Исходя из актуальности поставленной цели, была выдвинута гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.
Для того чтобы правильно организовать процесс обучения в начальной школе, с точки зрения здоровьесбережения, учителю следует учитывать возрастные особенности учащихся при выборе технологий обучения.
По мнению Жана Пиаже существуют следующие этапы развития ребенка на основе изменений в умственном развитии:
- сенсомоторная;
- дооперационная;
- стадия конкретных операций;
- стадия формальных операций.
Для нашего исследования наиболее важными этапами являются первые три, т.к. по мнению многих ученых, приверженцев раннего развития, развивать ребёнка следует начинать как можно раньше, т.к. сензетивный период к овладению языками длится до девяти лет. До девяти лет ребёнок довольно легко овладевает новым языком, но после того как этот период заканчивается, менее гибкими становятся мозговые механизмы и они уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После десятилетнего возраста приходится преодолевать множество препятствий.
Именно поэтому введение эрзянского языка в начальную школу призвано использовать наиболее благоприятный сензетивный период к его овладению в развитии детей. Это позволяет рассчитывать на большую результативность в усвоении языка.
Учителю очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Таким образом, можно выделить основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка »
М. П. Сыркина
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА.
«Здоровье - это одно из естественных прав человека, независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Федерального Закона «Об образовании в РФ», где говорится, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в начальной школе. Это связано со спецификой уроков , а также с особенностями поведения младших школьников. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования здоровьесберегающих технологий и на уроках мордовского языка.
Проблема моего исследования: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии в начальной школе при обучении эрзянскому языку?
Целью работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
- изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
- проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
- определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку в начальной школе;
- дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальной школе;
Объектом исследования является организация процесса обучения эрзянскому языку в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Предметом исследования в данной работе являются средства и приёмы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку.
Исходя из актуальности поставленной цели, была выдвинута гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий при обучении эрзянскому языку позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.
Для того чтобы правильно организовать процесс обучения в начальной школе, с точки зрения здоровьесбережения, учителю следует учитывать возрастные особенности учащихся при выборе технологий обучения.
По мнению Жана Пиаже существуют следующие этапы развития ребенка на основе изменений в умственном развитии:
- сенсомоторная;
- дооперационная;
- стадия конкретных операций;
- стадия формальных операций.
Для нашего исследования наиболее важными этапами являются первые три, т.к. по мнению многих ученых, приверженцев раннего развития, развивать ребёнка следует начинать как можно раньше, т.к. сензетивный период к овладению языками длится до девяти лет. До девяти лет ребёнок довольно легко овладевает новым языком, но после того как этот период заканчивается, менее гибкими становятся мозговые механизмы и они уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После десятилетнего возраста приходится преодолевать множество препятствий.
Именно поэтому введение эрзянского языка в начальную школу призвано использовать наиболее благоприятный сензетивный период к его овладению в развитии детей. Это позволяет рассчитывать на большую результативность в усвоении языка.
Учителю очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Таким образом, можно выделить основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям;
Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся. Выбор технологий обучения главным образом зависит от профессионализма педагога. Учитель мордовского языка, работающий в начальных классах, должен обладать следующими профессиональными умениями:
- умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, способностям и интересам;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать творческие способности учащихся;
- умение консультировать родителей, т.к. именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для обучения мордовскому языку;
- умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе;
- умение создать такие условия, при которых дети овладевают приёмами учебной деятельности и в то же время достигают определённых результатов;
- умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.
Кроме того, учитель мордовского языка, работающий в начальной школе, должен предоставлять ребёнку свободу выбора; демонстрировать со своей стороны энтузиазм; поощрять максимальную вовлеченность учеников в совместную деятельность; одобрять результаты их деятельности; терпимо относиться к возможному беспорядку; уважать потенциальные возможности не очень сильных в интеллектуальном плане детей. Важной задачей педагога является убеждение учеников в том, что он является их единомышленником, а не противником.
Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Учитель должен находить такие методы обучения эрзянскому языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых. Эти проблемы могут помочь решить игры.
Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует качественному усвоению материала и наименьшему утомлению детей.
Также для снятия напряжения во время урока мордовского языка недостаточно проводить разрядку, необходимо, чтобы весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, чтобы для учеников создавалась приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальной школе способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы.
Общие:
1. смена видов деятельности;
2. игровые приемы;
3. разрядки;
4. физкультминутки.
Частные:
При обучении произношению использование:
1. считалок;
2. рифмовок;
3. песен;
4. фонетических игр;
5. фонетической зарядки:
- повторение за учителем;
- повторение в различных формах:
- сидя;
- стоя;
- с поднятием рук вверх;
- с движением;
- звукоподражательные игры;
- физкультминутка с произнесением рифмовок;
- движения при исполнении песен на эрзянском языке и др.
При формировании лексических и грамматических навыков:
1. звуковая наглядность:
- проговаривание;
2. зрительная наглядность:
- рисунки;
- карточки разного цвета;
- цветные мелки;
3. предметная наглядность:
- игрушки;
- пальчиковые куклы;
4. лексические и грамматические игры;
5. кроссворды, загадки, викторины;
Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.
А гимнастика для глаз – снять зрительное утомление, пальчиковая гимнастика, массаж рук готовит к длительному написанию чего-либо.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Основным средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении эрзянского языку младших школьников, является кабинет, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это технологии,позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения, в данном случае, учеников начальных классов с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят все.
Еще Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ», сохранение и укрепление здоровья школьников является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.
Список литературы:
1.Бабанский Ю.К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982 г.
2.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы» «ВАКО» 2004г.
3.Кукушкин В.С. «Теория и методика обучения» Феникс 2005г.
4.Орехова В.А. «Педагогика в вопросах и ответах» КНОРУС 2006г.
5.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» АПК и ПРО,2002г.
6.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» М, Просвещение
7.Соколова О.А. «Здоровьесберегающие образовательные технологии» М, Просвещение
Приложение 1
Каждый участник конференции должен заполнить заявку: как основной автор, так и соавторы.
Заявка на участие в конференции
1.
Сыркина Марина Петровна - основной автор
2.
Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка
При оформлении электронного варианта заявки последнюю следует организовать в отдельном файле, например, Иванов ИИ (заявка) (Ульяновск).doc.
Приложение 2.
Требования к оформлению текста выступления
Объем одного выступления до 5 страниц. Для набора текста выступления следует использовать текстовый редактор Microsoft Word для Windows. Использование графиков, схем, рисунков не допускается. Также не допускается использование таблиц с альбомной ориентацией. Поля – верхнее, нижнее, правое – 2,5 см.; шрифт – Times New Roman; кегль 14; межстрочный интервал – 1,0; выравнивание по ширине; красная строка 1,0. Страницы не проставляются. Концевые сноски не допускаются. Ссылки проставляются по тексту и выносятся в список литературы.