В работе круглого стола принимают участие учащиеся 7 класса.
Цель – познакомить учащихся с научным наследием выдающихся лингвистов, занимавшихся проблемами изучения русского и мордовских языков; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В работе круглого стола принимают участие учащиеся 7 класса.
Цель – познакомить учащихся с научным наследием выдающихся лингвистов, занимавшихся проблемами изучения русского и мордовских языков; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, созданные при помощи мультимедиа технологий, портреты выдающихся лингвистов, лингвистические словари.
Ход мероприятия
Мероприятие проводится в творческой непринужденной обстановке. Столы составлены в форме полукруга.
Учитель: Наше сегодняшнее заседание круглого стола «Выдающиеся лингвисты России» посвящено людям, которые отдали всю свою жизнь проблемам изучения языка. Они очень любили свою Родину, родной язык, национальную культуру. В свой труд они вложили много душевной теплоты, искренности, терпения. Даже спустя много лет их имена не забыты. Работая с книгами этих ученых, со словарями, мы начинаем понимать, насколько был велик их труд.
Мы очень мало знаем о великих лингвистах прошлого. Иногда на уроках русского языка вам приходилось слышать: «Ломоносов – создатель первой русской грамматики», « Пушкин – основоположник русского литературного языка» . Но мало кто из вас знает о том, что «Шахматов исследовал историю русского языка», а «Щерба установил орфоэпические нормы». Сегодня прозвучат ваши сообщения, посвященные жизни и научному наследию В.И. Даля, А.М. Пешковского, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова, Н.М. Шанского и др. Кроме того вы познакомитесь с научным наследием выдающихся ученых Мордовии, которые изучали особенности эрзянского и мокшанского языков. Среди них: М.Е. Евсевьев, Д.В. Цыганкин и др. У таких людей очень сложная и интересная судьба. Мало кто знает, что эти люди прошли долгий и тернистый путь, прежде чем стать общепризнанными специалистами в области языкознания.
Что ж давайте познакомимся с содержанием подготовленных вами сообщений. А начнём, пожалуй, с сообщения об одном из корифеев русской лингвистики – В.И.Дале.
Сообщение - В.И.Даль
-Благодаря чему пришла к Далю литературная известность? (выпустил первые «Русские сказки»)
Словарь Даля занимает среди всех книг одно из почётнейших мест, т.к. Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составлял его один, без помощников.53 года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. А ведь он не был филологом-профессионалом. Но им владела безраздельная и благородная любовь к живому родному слову. Ну а если перевести Словарь В. И. Даля в цифры, получится: 4 тома 660 страниц 200 000 слов 30 000 поговорок, пословиц и загадок
И все это «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Сообщение - А.А.Шахматов
Один из тех, кто занимался историей русского языка. В сообщении прозвучал такой термин как диалектология – раздел языкознания. Изучающий диалекты. Диалекты - местная разновидность языка ( слова, свойственные той или иной местности)
Выступление – А.М.Пешковский
Учёный, который занимался синтаксисом русского языка
Сообщение – А.А.Реформатский
Один из представителей Московской фонологической школы, занимающейся звуковой стороной языка. Именно Реформатский ввёл во всеобщее употребление термин «транскрипция»-знаки, при помощи которых передаётся произношение.
Сообщение – В.В.Виноградов
Виноградов изучал не только языковое творчество известных писателей 19 века, но помимо этого явился инициатором создания «Словаря А.П.Пушкина». При его же участии был создан «Толковый словарь русского языка»
А сейчас мы с вами послушаем сообщение ещё об одном из создателей толкового словаря – С.И.Ожегове
Во время выполнения домашней работы, думаю, что некоторые из вас всё-таки заглядывают в «Толковый словарь» Ожегова. В нём вы можете найти значение и правильное написание огромного количества слов и примеров словоупотребления. Когда видишь том этого словаря, кажется, что не хватит времени, чтобы прочитать его целиком и не понимаешь, как человек мог собрать столько материала и создать обширный и вместе с тем лаконичный словарь.
Сообщение – Н.М.Шанский
Н.М.Шанского можно назвать нашим современником. Ведь именно он является научным редактором наших учебников русского языка.
Вспоминая сегодня имена выдающихся учёных – русистов, нельзя обойти стороной и лингвистов нашей Республики Мордовия. Они тоже внесли огромный вклад в российскую науку.
Одно из таких имён М.Е.Евсевьев известно далеко за пределами РМ.
Сообщение о М.Е.Евсевьеве
М.Е.Евсевьев не только автор первых букварей для мокши и эрьзи, но и создатель «Основ мордовской грамматики»
Сообщение Д.В.Цыганкин
Кстати, Д.В.Цыганкин, умнейший и талантливейший человек, ныне здравствующий придерживается жизненного девиза: «Дорогу осилит идущий». Вся жизнь ученого, профессора кафедры мордовских языков филологического факультета Мордовского государственного университета, была связана с наукой.
Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами ещё раз убедились в том, что филология как наука сближает человечество – современное нам и прошлое. Думаю, что каждый из вас узнал что-то новое не только о русском языке, но, безусловно, о людях, посвятивших свою жизнь служению науке. Возможно впоследствии кто-то из вас найдёт применение тем знаниям, которые вы получили сегодня на нашем заседании. А ещё я буду очень рада, если вдруг кто-нибудь из вас захочет посвятить свою дальнейшую жизнь изучению такой трудной, но ужасно интересной науки – филологии. И спустя несколько лет мы будем читать ваши имена наряду с именами выдающихся учёных- русистов. Успехов вам!