РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ПО МУЗЫКЕ 8-9 КЛАСС 17. ЧАСОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ПО МУЗЫКЕ 8-9 КЛАСС 17. ЧАСОВ
Содержание тем учебного курса за 8 класс
Раздел 1 Что значит современность в музыке?(9)
Что значит современность в музыке?
Автобиографическая соната Л. Бетховена.
Современна ли музыка И.С.Баха?
Музыка в драматических спектаклях.
Р.К.Щедрин, А.Хачатурян
по творчеству
М.П. Мусоргского. Диалог культур. Русская, мордовская, татарская народная музыка. творчестве
С.С Прокофьева. Новые краски музыки 20 века.
Раздел 2 музыка легкая и серьезная (8). Авторская песня. Р.Хасанов.Мюзикл. Периоды развития.
От оперы к рок-опере.. История эстрады и ее основные жанры. Авторская песня. В.Высоцкий. Р.Бадамшин. Музыкальный язык джаза. Король джаза-
Л. Армстронг. Творчество джазового ансамбля «Дустар».
Содержание тем учебного курса за 9 класс.
Раздел 1.Музыка легкая и серьезная(4). Авторская песня. Б.Окуджава, Ю.Визбор. От оперы к оперетте. Фрагменты оперетт в исполнении Р.Гареева. .
Раздел 2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки(13).
Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история. Классические образцы французской песенной эстрады. Мюзикл. Природы развития. Д.Хасаншин «Жених из Парижа». Творчество С.Низамутдинова. Оперы, симфонические произведения, песни. Органная музыка в исполнении В.Муртазина. Человек и народ – герои М.П.Мусоргского. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав.
Содержание уроков в 8,9 классах направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
· по предмету «Музыка» - «.Музыка легкая и серьезная »; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2010 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8.9 классах обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
· творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
· многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема третьей четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Целью уроков музыки в 8,9 классах является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки.
Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ПО МУЗЫКЕ 8-9 КЛАСС 17. ЧАСОВ »
Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музыке ориентирована на учащихся 8 и 9 классов и реализуется на основе следующих документов.
Нормативные документы и программы: «Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). .
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008г.);
Утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006г. №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; .
Основной общеобразовательной программы МОБУ Верхнесуянская ООШ.
Учебный план МОБУ Верхнесуянская ООШ на 2015-2016 учебный год.
.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» - программы «Музыка» для 1-8 классов общеобразовательных учреждений РФ. Москва, Просвещение, 2008г. и программы «Музыка» для 1-8 классов общеобразовательных учреждений РБ Ямалетдиновой Н.Г., Хусаиновой Р.Х., Уфа-2006г. Программа рассчитана на 17 часов в 8 классе и 17 часов в 9 классе..
Учебник:
В связи с отсутствием учебников будут частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов («Музыка» 8класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература : сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, а также учебно-методическая хрестоматия Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова «Музыка», разработанная для обеспечения реализации регионального компонента содержания музыкального образования учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений республики Башкортостан. В репертуар учащихся можно включать башкирские, татарские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни, доступные для восприятия и интонирования.
Для слушания используются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Башкортостана.
Содержание регионального компонента может быть реализовано:
-на одном уроке музыки каждой четверти;
-на части каждого урока музыки;
Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения:
Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего
народа и других народов мира.
Цели программы:
Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира
Основные задачи:
Приобретение знаний о музыке,
Освоение компетенции.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Межпредметные и межкурсовые связи:
Темы по литературе: М.Ю.Лермонтов «Маскарад»,
А.Вознесенский «Юнона и «Авось»,
П.Мериме «Кармен», А.С.Пушкин «Борис Годунов», У.Шекспир «Ромео и Джульетта».
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение, работа по карточке.
Место курса «Музыка» в учебном плане школы:
На изучение учебного курса музыки в 8, 9 классах отводится 34 часов в год.
Курс рассчитан в 8 классе - 17 часов, в 9 классе – 17 часов.
Теоретической основой данной программы являются:
Методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры;
В 8, 9 классах продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о вечном?» и др.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены
на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительскойдеятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовая работа, рефераты о творчестве композиторов. Тестовые задания проводятся в конце каждой четверти учебного года, на уроке.
Содержание тем учебного курса за 8 класс
Раздел 1 Что значит современность в музыке?(9)
Что значит современность в музыке?
Автобиографическая соната Л. Бетховена.
Современна ли музыка И.С.Баха?
Музыка в драматических спектаклях.
Р.К.Щедрин, А.Хачатурян
по творчеству
М.П. Мусоргского. Диалог культур. Русская , мордовская, татарская народная музыка. творчестве
С.С Прокофьева. Новые краски музыки 20 века.
Раздел 2 музыка легкая и серьезная (8). Авторская песня. Р.Хасанов .Мюзикл. Периоды развития.
От оперы к рок-опере. . История эстрады и ее основные жанры. Авторская песня. В.Высоцкий. Р.Бадамшин. Музыкальный язык джаза. Король джаза-
Л. Армстронг. Творчество джазового ансамбля «Дустар».
Содержание тем учебного курса за 9 класс.
Раздел 1.Музыка легкая и серьезная(4). Авторская песня. Б.Окуджава, Ю.Визбор. От оперы к оперетте. Фрагменты оперетт в исполнении Р.Гареева. .
Раздел 2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки(13).
Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история. Классические образцы французской песенной эстрады. Мюзикл. Природы развития. Д.Хасаншин «Жених из Парижа». Творчество С.Низамутдинова. Оперы, симфонические произведения, песни. Органная музыка в исполнении В.Муртазина. Человек и народ – герои М.П.Мусоргского. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав.
Содержание уроков в 8,9 классах направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
по предмету «Музыка» - «.Музыка легкая и серьезная »; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2010 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8.9 классах обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема третьей четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Целью уроков музыки в 8,9 классах является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки.
Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся 8, 9 классов:
Знать:
знать имена выдающихся композиторов и исполнителей Республики Башкортостан
узнавать и исполнять их произведения
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
знать направления современной музыки
знать имена выдающихся русских, башкирских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Р.Хасанова, Р.Газизова, С. Низамутдинова и др.).
Ожидаемые результаты
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Тематическое планирование в 8 классе.
№
Тема раздела
Часы
1
Раздел 1 Что значит современность в музыке?
9
2
Раздел 2 музыка легкая и серьезная
8
всего
17
Тематическое планирование в 9 классе.
№
Тема раздела
Часы
1
Раздел 1.Музыка легкая и серьезная
4
2
Раздел 2. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки
13
всего
17
Учебно-методическая и материально-техническая обеспечение
Для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»
СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.