kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование национального самосознания учащихся в процессе изучения мордовского языка в русскоязычной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема, которая стоит в центре сегоднешнего обсуждения, действительно актуальна и важна.Воспитание национального самосознания всегда было  одним из важных направлений с обучающимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование национального самосознания учащихся в процессе изучения мордовского языка в русскоязычной школе.»

В.В. Базаева, учитель мокшанского языка

МБОУ «Кадошкинская СОШ » Кадошкинского

муниципального района.







Формирование национального самосознания учащихся в процессе изучения мордовского языка в русскоязычной школе.

Проблема, которая стоит в центре сегодняшнего обсуждения, действительно актуальна и важна. Необходимо воспитывать с раннего возраста уважение к трудовым традициям предков, их мудрости, культуре, обрядам и обычаям. Поэтому воспитание национального самосознания всегда было одним из важных направлений в работе с учащимися. Если ребята не знают историю своего народа, своей малой Родины, своих предков,то нельзя воспитывать патриота, человека высокой культуры и духовности. Изучение мордовского языка в русскоязычной школе это ни что иное, как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Сегодня важно в каждом регионе создать все необходимые условия для развития национальной культуры, изучение родного языка. Все это начинать надо с самого раннего возраста, с детского сада, с младшего школьного возраста, чтобы дети узнали через рассказ, сказку, историю, традиции, обычаи своего народа. Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Известный академик Г. Н. Волков отмечал: « Без исторической памяти. Нет традиций; без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания. А без воспитания нет личности».
Мне, как учителю мордовского языка, очень хочется передать своим детям и ученикам любовь, уважение, бережное отношение к родному мордовскому языку, к малой Родине, чтобы дети чувствовали себя по-настоящему счастливыми на мордовской земле. Поэтому я на своих уроках стремлюсь создать благоприятную среду для обучения и воспитания, которая побуждала бы интерес к мордовской культуре, языку.
Мы живем в совершенно другом мире! Это мир глобализации и информатизации. В современных условиях многие национальные традиции, которые веками собирались по крупицам, утрачены. Выросли новые поколения, воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. Согласитесь, именно в такой момент большое значение имеет отношение самого человека к родной культуре, к своему родному языку. По национальности я мордовка и горжусь этим. Горжусь, что родилась на мордовской земле и своими корнями навсегда связана с историей этого края.
За годы работы учителем мордовского языка в школе, пришла к выводу, что возрождать национальную культуру нужно не только среди моих воспитанников, но и их родителей. В большинстве своем - это современные молодые люди. Зная мордовский язык, они стараются не общаться друг с другом на мордовском языке, вижу, что некоторые стесняются, когда я разговариваю с ними на мордовском языке. Убеждаю родителей, что знание мордовского языка помогает лучше изучить русский язык.
Моя задача привить любовь к родному языку не только детей. Но и у их родителей. Поэтому я обращаюсь за помощью к людям пожилого возраста - любимым бабушкам и дедушкам.  

Эффективным средством обучения языку является игра. Именно игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения, помогают добиться сделать урок интересным, увлекательным. Каждому ученику в течение урока предоставляется возможность, выступить в какой-либо роли, в зависимости от тематики и содержания занятий. В младших классах это могут быть роли из сказок, различные народные игры, подобранные по ситуации. В условиях игры учащиеся упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют психологическую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала и, что немало важно, средством приобщения к национальной культуре.
На протяжении нескольких лет в нашей школе ведется учебно-исследовательская работа, где дети являются активными участниками и ведут исследования в разных областях. Моя ученица, выступая с работой «История мордовской свадьбы», была направлена в г. Саранск для участия в научно-практической конференции. В своей работе она говорила о том, что каждый человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков; изучила материалы, фотоснимки, хранящиеся в семье и передающиеся из поколения в поколение; показала связь поколений. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая. Национальные традиции, менталитет, царящий в семейных отношениях, стереотипах поведения от взрослых передается ребенку.
Для повышения интереса у обучаемых к мордовской национальной культуре, искусству организовала детский ансамбль «Ляйня», который выступает настолько успешно, что стал участником конкурса « Шумбрат, Мордовия», Московского Международного форума «Одарённые дети» и были награждены дипломами.
Развитие русско-мордовского двуязычия, несомненно, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к языку и культуре местного населения окажет положительное воздействие на дальнейшее сохранение и развитие эрзянского и мокшанского языков.
Научить второму языку можно лишь тогда, когда обучение происходит не по принуждению, а по желанию. Главная задача привить интерес к национальному «самоценному» слову. Здесь решающую роль играют не столько передовые технологии и методики, сколько личность самого учителя, влюбленного в родное слово, владеющего искусством открывать тайны родного языка.





1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Базаева Валентина Владимировна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486864


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства