kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение приемов здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Актуальность данной работы обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Новизна работы состоит в комбинации элементов известных педагогических технологий. Данная работа имеет полностью практическую направленность. Применяемые мною приемы здоровьесберегающих технологий может взять на заметку любой учитель, а не только учитель начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение приемов здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Из опыта работы. Смирнова Татьяна Александровна

Применение методов и приемов здоровьесберегающих технологий

в начальной школе.

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья среди других направлений работы школы.

С какими трудностями сталкивается ребенок:

-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);

-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;

-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);

-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).

В состав упражнений для физкульминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети. Ведется журнал, где на каждом уроке учитель ставит оценку за проведение физкультминутки учащимся. Это вызывает дополнительный интерес и дух соревнования у ребят.

3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие (приложение 2);

- урок-викторина.

Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Я работаю в малокомплектной школе, в старших классах отсутствуют параллели, в начальных классах первый и третий классы объединены в класс-комплект. С одной стороны – это хорошо, мне известны условия жизни каждого ребенка. При наличии пришкольного участка созданы благоприятные условия для трудового и экологического воспитания. В классах фактически индивидуальное обучение, но с другой стороны это замкнутый коллектив, где существует дефицит общения учащихся. При том, что обучение практически индивидуальное, ученики быстро устают. Они отключаются от учебной работы. Насыщенно взаимодействие ученика и учителя: я часто спрашиваю, а ученик часто отвечает. Получается, что я контролирую почти каждое действие ученика. Я слишком опекаю каждого учащегося, и это приводит к эмоциональной нагрузке учащихся. В классе двенадцать человек, и каждый из них за день может получиться 4-5 оценок.

Все вышесказанное приводит, я думаю, к сильному переутомлению учащихся. Поэтому хочу рассказать, как я применяю некоторые приемы здоровьесберегающей технологии. Что главное – здоровье или обучение? Здесь актуальны слова А. Шопенгауэра: «Здоровый нищий счастливее больного короля». Из методики В.Ф. Базарного, я взяла идею экологического букваря. На обратной стороне обоев, размером с 1х2 метра я изобразила сельский пейзаж: река, деревья, за рекой – село. Такая картина меняется с новым временем года, т.е осенью это осенний пейзаж, зимой – зимний и т.д. Такую картину я использую для индивидуальных заданий. Перед началом урока, на него крепится задание по степени сложности. Осенью – это листья разного цвета. Зимой – снежинки разного размера и т.д. Оно расположено на противоположной от доски стене. Ученику требуется подойти и выбрать задание. Прежде всего, такая картина красива, и успокаивает ребенка, а с другой стороны – это возможность смены динамических поз.

Справа и слева на стенах от детей я развешиваю маленькие карточки, размером до 3 см. Сначала это были буквы и цифры, геометрические фигуры. Сейчас это различные предметы (я их вырезаю из тетради с логопедическими заданиями, она осталась от занятий с младшей дочерью). Дети встают и выполняют ряд заданий. Ищут отгадку, находят предмет, в котором есть нужный звук, решают математические примеры. Стараясь не сходить со своего места, дети активно переводят взгляд на материал, максимально удаленный от их глаз. Такие предметы можно вешать на шторки, располагать на шкафах, да и везде.

Для снятия усталости, я использую игру – веселые человечки. На карточках схематично изображены человечки, которые выполняют разные гимнастические упражнения. Размер карточки до 2 см. Ученики сначала рассматривают человечка, потом повторяют его движения.

Аналогичная работа с мимическими упражнениями. На карточках изображены лица клоунов с разными выражениями. Дети их копируют.

Офтальмотренажер «Пирамидки». Его я использую не как бумажный вариант, а как слайд презентации. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, зеленых и т.д.; сколько всего колпачков. Можно менять варианты заданий и использовать пирамидки довольно часто.

Мозг ребенка настроен на многоцветье, поэтому я использую на уроках цветовые круги. На классную доску я помещаю цветовой круг диаметром 30 см. Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:

а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);

б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).

Желтый круг уменьшает чувство страха во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг – активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зеленый круг – для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг – цвет творчества, пробуждает фантазию. Порой дети забывают какой урок следующий, а увидят, что на доске появляется, например, оранжевый круг и вспоминают, что сейчас технология.

Каждый ребенок, который пришел в первый класс имел свои физические возможности. Во втором классе, после медицинского обследования в классе появились дети с избыточным весом, с плохой осанкой, поэтому некоторые физкультминутки проводятся в виде дифференцированных упражнений. Ученик достает памятку и в течении двух минут выполняет комплекс упражнений согласно памятке по тому или иному заболеванию. Пример: упражнения для осанки

  1. и.п. основная стойка. Фиксируется положение головы, плеч, спины.

  2. Спокойная ходьба с «правильной» осанкой.

  3. Ходьба с поднятыми руками.

  4. Ходьба на носках.

  5. Спокойный бег на носках.

(все движения выполняются по 30 секунд).

В силу своих возможностей учащиеся с разной скоростью выполняют то или иное упражнение из учебника, поэтому кто первым справился с заданием, выполняет «контроль здоровья»: дети тянутся, вытягивая руки и ноги, расслабляя шею и спину, при этом они могут встать и выполнить эти движения стоя. Ученику уже не требуется информировать меня о том, что он справился с заданием. Это упражнение на расслабление мышц тела информирует меня о том, что можно преступать к следующему заданию учебника.

Во время одного из семинаров в школе г. Куровское я разговорилась с учительницей, которая первый год работала в этой школе (хотя ее педагогический стаж был более 10 лет). Она жаловалась: «Дети на уроке меня не слышат! Я им объясняю, а некоторые смотрят, как будто на меня, но меня не видят.» Тогда я заметила, что у меня в классе тоже есть такой мальчик, который постоянно смотрит не на доску, а в окно. Я изучила литературу и узнала, что у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо, это получается, что дети учатся одним глазом и слышат одним ухом, другой лишь помогает первому. Я провела исследование на определение ведущего глаза и ведущего уха у детей. Я взяла лист бумаги А4. В середине вырезала дырочку диаметром 2 см. Ученик на вытянутых руках держит этот лист и через него смотрит мне в переносицу на расстоянии двух-трех метров. Каким глазом смотрит на меня ребенок: правым или левым (Пг. или Лг.)? Я определила ведущий глаз. Что мне это дало? Я поменяла места посадки детей за партами. Все правоглазые дети сели за парты у окна или на место первого варианта в среднем ряду, а левоглазые – в среднем ряду и у стены.

Человек слышит тоже одним ухом. Второе ухо определяет дальность и направленность слухового восприятия. Я определила ведущее ухо. Принесла из дома погремушку и предложила каждому: «Послушай, как она звенит». Каждый бессознательно поднес игрушку к ведущему уху: правому или левому (Пу. или Лу.). Выявление ведущего глаза и ведущего уха дает возможность понять природу каждого ребенка. Приведу пример: мальчики Пг Лу (у меня один такой ребенок) – очень высокий уровень памяти, внимания, очень легко учится. Мальчики Лг, Лу учатся тяжелее всех – это самые уязвимые дети. Левое ухо очень чутко воспринимает шум, громкий голос учителя. Из-за шума ребенок может начать нервничать.

Больше всего мои дети любят ароматерапию. У нас в классе заведено один день в неделю проводить «день апельсина» или «день мандарина» (в зависимости от сезона). Перед началом уроков фрукты чистятся и делятся на дольки. Аромат просто замечателен. После урока фрукты делятся поровну между учениками. Учителя, проходя мимо моего класса, уже знают: в моем классе сегодня «день мандарина».

Многое из вышесказанного приемлемо для любой школы. Здоровье должно быть не только у учеников, но и у учителей. Я всегда пытаюсь научить детей воспринимать свое здоровье и свою жизнь, как великий дар.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение приемов здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Автор: Смирнова Татьяна Александровна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Применение информационно - коммуникационных,   здоровьесберегающих технологий на уроках   в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(122) "primienieniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427553558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства