«Применение элементов технологии проектной деятельности в начальной школе»
«Применение элементов технологии проектной деятельности в начальной школе»
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого промежутка времени.
Проект - буквально брошенный вперёд, то есть прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности и т.п. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: «замысел - реализация - рефлексия»
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности (выполняется на материале одного предмета) или межпредметный (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и клубах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение элементов технологии проектной деятельности в начальной школе» »
«Применение элементов технологии проектной деятельности в начальной школе»
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь (китайская пословица)
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого промежутка времени.
Проект - буквально брошенный вперёд, то есть прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности и т.п. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: «замысел - реализация - рефлексия»
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности (выполняется на материале одного предмета) или межпредметный (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и клубах.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала, и текущим, когда на самообразование и пр.
Не случайно в последние годы все большую популярность в современном образовании приобретает метод проектов, который переживает в наши дни как бы второе рождение. Этот метод позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность учащимся получить первоначальные навыки группового взаимодействия.
Сущность проектной методики состоит в организации исследовательской деятельности учеников, что позволяет педагогу учить детей учиться самостоятельно. При этом кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Практика показывает, что участие в планировании и реализации учебного проекта приносит большое удовлетворение ученикам младших классов, вызывая у них стойкий интерес к коллективному творчеству и к конкретным учебным дисциплинам. Проектная деятельность готовит обучающихся к весьма серьезному учебному труду в основной школе. Дети получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы). Младшие школьники овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Использование проектно-исследовательского метода, при всех его достоинствах, процесс достаточно трудоемкий и непростой. Поэтому используют проектную методику в своей работе, в первую очередь, наиболее инициативные учителя, которые стремятся к собственному профессиональному росту и внедрению в практику наиболее эффективных способов организации образовательного процесса. Наибольший интерес у учащихся вызывают проекты, в которых предусмотрено использование современной компьютерной техники. Разумеется, все это требует
от учителя повышения собственной информационной культуры, получения знаний и умений по использованию электронных информационных ресурсов.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебнопознавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта).
Цель проектной деятельности: Добиться понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Необязательно, чтобы учителя были специалистами во всех областях знаний, т.к. можно консультироваться у специалистов;
Необходимо информировать родителей о целях и задачах проекта;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Записи в дневнике ведутся свободно, аккуратность ведения записей и их стиль не оцениваются. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Задачи проекта:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Основные требования к учебному проекту:
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Форма подачи информации предполагает (хотя бы условно) её возможное дальнейшее тиражирование. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудио-видеоматериалов, компьютерной программы, оригинал- макета спецвыпуска журнала, стенгазета и т.д.
В каждом случае составляется календарный план работы, определяются необходимые источники информации (литература, Интернет, прямое интервьюирование, консультации, видеосъёмки и т.д.) и технические средства для выполнения итоговой работы.
Проектная деятельность учащихся нацелена на получение субъективно нового продукта. При этом алгоритм проектной деятельности принципиально сохраняется в действиях ученика. Кроме цели преследуемой учащимся, важна дидактическая цель учителя, касающаяся образовательных результатов ученика, на которого воздействует педагог, а не реальности и информации о ней. на которые воздействует ученик. Алгоритм достижения дидактических целей выражаются в наборе методов и приемов, обеспечивающих и сопровождающих проектную деятельность учащегося.
Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем. учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного
"Проектная технология": "В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей" [6].
Виды презентаций проекта:
Демонстрация эл\продукта, видеофильма;
Деловая игра;
Инсценировка события;
Театрализация;
Научная конференция;
Доклад;
Реклама, спектакль;
Пресс-конференция;
Путешествие, экскурсии.
Оценка проделанной работы и анализ возможности её продолжения.
Нужно помнить, что метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Проектная деятельность дает возможность формировать на их основе учебнопознавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для своего ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное. Т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности. Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию.
С точки зрения учащегося проектная технология - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
Учащимся очень нравится заниматься проектной деятельностью потому, что:
каждый может проявить себя как, творческая личность,
каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,
добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,
развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии.
воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.
Главные условия работы над проектом:
профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности;- обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цели, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность), способность, систематически выполнять спланированную работу;
стремление учащихся в работе над проектом, определённый уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
доступность для учащихся информации о ходе проекта.
В начальной школе проектная деятельность ведётся как игровая деятельность. Организация данной технологии позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и ответственно докончить начатое дело. Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет оказывает влияние на познавательную сферу.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АТЛАС, КАРТА
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
ВИДЕОФИЛЬМ
ВЫСТАВКА
ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ
ЗАКОНОПРОЕКТ
ИГРА
КОСТЮМ
МОДЕЛЬ
ПРАЗДНИК
ПРОГНОЗ
СПРАВОЧНИК
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ЭКСКУРСИЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ДИАЛОГ ПЕРСОНАЖЕЙ
ИГРА С ЗАЛОМ
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ФАКТОВ, СОБЫТИЙ, ДОКУМЕНТОВ
ИНСЦЕНИРОВКА
НАУЧНАЯ КОНФРЕНЦИЯ
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
ОТЧЕТ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
ПУТЕШЕСТВИЕ
РЕКЛАМА
РОЛЕВАЯ ИГРА
СПЕКТАКЛЬ
СОРЕВНОВАНИЕ
ТЕЛЕПЕРЕДАЧА
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Критерии оценивания
проектной деятельности:
Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность;
Качество изделия, его оригинальность;
Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
Качество и полнота в оформлении записей.
Критерии оценивания
защиты проектов:
Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность;
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
Ответы на вопросы: полнота и аргументированность;
Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.