Применение исследовательской деятельности для формирования нравственных качеств личности
Применение исследовательской деятельности для формирования нравственных качеств личности
В статье рассматриваются цели и задачи исследовательской деятельности в начальных классах, способы и методы работы. Автор статьи отмечает огромное практическое значение такого рода деятельности. Ведь именно здесь формируются компетенции: быть коммуникативным, уметь принимать правильные решения, отвечать за свои поступки. Особое внимание уделено воспитательному значению собранных материалов. В статье затрагиваются социальные темы, рассматривается возможность социализации людей с ограниченными возможностями. Люди в ответе за то, как проживут свою жизнь, какой след оставят после себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение исследовательской деятельности для формирования нравственных качеств личности»
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Гребцова Н.И.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16
с углубленным изучением отдельных предметов»
Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи исследовательской деятельности в начальных классах, способы и методы работы. Автор статьи отмечает огромное практическое значение такого рода деятельности. Ведь именно здесь формируются компетенции: быть коммуникативным, уметь принимать правильные решения, отвечать за свои поступки. Особое внимание уделено воспитательному значению собранных материалов. В статье затрагиваются социальные темы, рассматривается возможность социализации людей с ограниченными возможностями. Люди в ответе за то, как проживут свою жизнь, какой след оставят после себя.
Ключевые слова. Милосердие, нравственность, замысел, формы исследования, тематические буклеты, презентации, люди с ограниченными возможностями, социальная защита, проект, паралимпийцы, социализация, паралимпийское движение, творческий потенциал.
«Детское величие духа – это та ступенька воспитанности, достигнув которой человек начинает понимать свой долг. Мудрость и искусство воспитания в том, чтобы каждого поднять на эту ступеньку», - говорил Сухомлинский.
Проблема развития интеллектуальных способностей школьников, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, достаточно актуальна сегодня и это объясняется тем, что для успешного развития современного общества необходимы инициативные, деятельные люди. Могучее оружие человека в любых ситуациях – его разум. Разум с ранних лет надо развивать. Поэтому каждое занятие должно быть наполнено таким содержанием, чтобы каждый ученик включался в напряженную мыслительную работу, приобретал глубокие прочные знания, нравственны ориентиры.
Актуальным и важным становится внесение в воспитательный процесс новых форм работы, пронизанных нитями воспитания доброты и нравственности. Это позволяет значительно активизировать деятельность учеников, формировать их внутренний мир. Трудно найти в современном образовательном процессе более удачную форму работы, чем исследовательская деятельность. Важными задачами при выполнении различных видов исследований становятся проблемы развития памяти, воображения, образного мышления, а также способности мыслить творчески". [4] Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Повышение творческой активности учеников в приобретении знаний, развитии общеучебных умений и навыков, усиление самостоятельности в учебной деятельности, формирование дополнительных компетенций младших школьников через усиление поисковой деятельности – основные направления в работе. В ходе исследований школьники учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), выбирать формы исследования. Важно, чтобы ребята учились проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (готовить целевые сообщения, мини-сочинения, тематические буклеты, различные презентации, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации. [1] Организация исследовательской деятельности предполагает создание таких учебных ситуаций, при решении которых ученики овладевают способами решения проблем в процессе познания. С точки зрения учителя исследовательская работа – средство развития, обучения, которое позволяет выработать специфическое умение учиться в современном информационном пространстве. С другой стороны, именно исследовательская деятельность позволила поднять на новую ступень воспитательную работу. Знакомство с историей нашего государства, с насущными проблемами современного мира учат детей быть активными членами нашего общества, понимать, что от них зависит, в каком обществе им придётся жить. [2]
При организации исследовательской деятельности, прежде всего, необходимо решить, зачем мы это делаем, как можно выполнить то или иное исследование, почему эта проблема так важна для нас, для меня лично.
Вместе с учениками класса мы выполняли исследовательскую работу «Учимся жить вместе» о нелёгкой жизни и судьбе детей-инвалидов. Изучив огромное количество литературы, статистические данные, ребята выяснили, что в обществе многие люди испытывают трудности в силу своих ограниченных возможностей. Как родилось слово «инвалид», и какой путь развития прошло? Из Большого энциклопедического словаря мы выяснили. Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (volid – "действенный, полноценный, могущий") и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". [5]
Оказывается, на протяжении истории развития общество меняло свое отношение к людям с ограниченными возможностями от ненависти и агрессии до терпимости и партнёрства. Изучая условия жизни людей с ограниченными возможностями, ребята пришли к выводу:главная проблема инвалидов заключается в их малой связи с миром, ограничении мобильности. Следует отметить наличие бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность к элементарному образованию.
Изучив огромное количество литературы школьники убедились в том, что по официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). Проблема инвалидности весьма масштабна и коснулась нашего города. В Старооскольском городском округе проживает более 250 тыс. населения. Из них в 2011 году на учете в управлении социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа состоит более 24 тысяч инвалидов. Из них: детей-инвалидов – более 600 чел., инвалидов I группы – 1614 чел., инвалидов II группы - 11854 чел., инвалидов III группы – 11180, инвалидов ВОВ – 132 чел. Фактически каждый одиннадцатый человек, проживающий в Старооскольском городском округе, инвалид. [6]
Рис. 1 - Количество инвалидов, проживающих на территории Старооскольского городского округа
В целях формирования условий универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения в развитии, в ходе реализации государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы», осуществляются мероприятия по созданию материально-технической базы для воспитания и обучения детей-инвалидов на базе двух общеобразовательных учреждений: МБОУ «СОШ №14 им. А.М. Мамонова» и МБОУ «СОШ №30» г. Старый Оскол. В процессе анализа документов они отыскали вот какие факты. В Старооскольском городском округе проблема занятости инвалидов стоит очень остро. Ребята составили таблицу, показывающую динамику трудоустройства инвалидов. Она вызывает очень тревожные чувства. За 5 лет трудоустройство инвалидов сократилось более, чем вдвое. Такая форма работы помогает формировать гражданскую позицию подрастающего поколения, учит бережному и милосердному отношению к тем, кто нуждается в помощи.
Необходимым условием исследовательской деятельности являются выводы. Выводы этой работы были достаточно тревожными.
* В каждой четвёртой семье в России есть инвалиды.
* Существует высокий уровень социальной дистанции между здоровыми людьми и всеми категориями инвалидов.
* К сожалению, в жизни люди с ограниченными возможностями сталкиваются с нетерпимостью к себе. Поэтому одной из важнейших проблем современного общества является социализация человека с ограниченными возможностями. По данным ООН каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Одной из важнейших задач является формирование позитивного общественного мнения о людях с ограниченными возможностями. В ходе работы был создан видеофильм «Мы вместе». Пожалуй, самое важное убеждение появилось в сознании моих учеников: отношение к инвалидам в нашем обществе надо менять. Излишне говорить о том, что в ходе работы формировались практические навыки работы с литературой, формировалось умение делать выводы обобщать, анализировать ситуации, искать решения тех или иных возникших проблем.
Продолжением нравственной темы в исследовании стала неожиданное для всех ребят событие. Мы живём в такое время, когда доброта и милосердие становятся довольно нераспространёнными понятиями среди молодого поколения. Общество испытывает дефицит милосердия. Так случилось. Тем более сложный период переживают люди с ограниченными возможностями. «Развитое государство характеризуется уровнем внимания к тем, кто оказался в трудной ситуации и тем, кто ограничен в своих возможностях, а не количеством долларовых миллиардеров. Это не мода, а норма, к которой мы обязаны прийти как можно скорее», - убежден Николай Левичев. Поэтому очень взволновало учеников моего класса решение Международного паралимпийского комитета об отстранении паралимпийцев от участия в Паралимпиаде-2016. Спортсмены готовились к ней, прилагая огромные усилия, посещая тренировки, превозмогая боль и усталость. Эти люди обладают завидной волей и упорством. Трудности не сломили их. Мало того, что они выбрались из сложной жизненной ситуации, спотрсмены добились значительных результатов. Паралимпиада – это не мероприятие для инвалидов и ради инвалидов. Это мероприятие ради всех людей! Ради солидарности тех, кто физически здоров, и тех, чьи возможности ограничены. Это символ того, что инвалидам доступны такие простые человеческие радости, как спорт.
Все сказанное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы исследования. Выполняя практическую работу, мы выяснили, что в Старом Осколе существует бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-оздоровительной напрвленности «Старт». Оно находится в Старооскольском детском доме. Но в городе более 600 детей инвалидов. Для них необходимы ещё помещения для занятий спортом. Помочь в решении этих вопросов могут спортивные залы школ города. С таким предложением пришли юные исследователи к директору школы Полевой Наталии Викторовне. По их мнению, занятия можно проводить после окончания занятий в школах. Именно с таким предложением обратились юные исследователи к депутатам городского собрания горда Старый Оскол.
Уважаемые депутаты!
К вам обращается ученица 3 класса «А» средней школы №16. Мы живём в очень красивом и молодом городе. Нам только 9лет и впереди целая жизнь. На уроках и внеклассных занятиях мы часто говорим о том, как сделать, чтобы в нашем городе было уютно всем: и тем, кто здоров и полон сил, и тем, кто лишён возможности ходить, свободно передвигаться по городу, тем, кто волею судьбы плохо видит или слышит. Нелёгкая у них судьба. Такие люди лишены очень многого. А ведь среди них есть наши сверстники. Что чувствуют эти ребята? Как решают свои проблемы? Нас много: здоровых, сильных. Их мало, детей с ограниченными возможностями. Им нужна наша помощь. Выполняя исследовательскую работу «Без права на победу», мы выяснили, что в городе существует «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-оздоровительной направленности «Старт». Милосердная программа. Но в ходе анализа документов, мы пришли к выводу, что необходимо увеличить количество мест для занятия спортом для детей-инвалидов. С этой целью можно использовать спортивные залы школ города в вечернее время. Для информации населения следует создать Интернет-портал, объединяющий различные серверы.
В ходе выполнения этой исследовательской работы был создан фильм «Дорогою мужества и милосердия». Он рассказывал об истории возникновения и развития этого спортивного движения. Ребят взволновало и удивило, что отцом паралимпийского движения считают немецкого невропатолога Людвига Гутмана. Ведь Вторая Мировая Война оставила на земле тяжёлый след: огромное количество раненых и больных людей, искалеченные судьбы, израненные души. Людей надо было лечить, не только очистить раны, но и вернуть их к полноценной жизни. Юные исследователи убедились, что во все времена на земле в вечной борьбе между добром и злом победу одерживало добро. На этом основаны все христианские заповеди. Создание продуктов деятельности с использованием информационных технологий - необходимое условие современной исследовательской работы.
Убеждена, что такие социально-значимые темы играют огромную роль в формировании нравственных качеств подрастающих мальчишек и девчонок. Если с раннего детства они научатся помогать страждущим, приходить на помощь слабым, обездоленным, то с огромной уверенностью можно утверждать, что из них вырастут настоящие люди.
Хочется помочь каждому обрести в себе силу духа, которая поможет выстоять и не «сломаться» ни при каких жизненных потрясениях, даст мужество правильно использовать свою свободную волю при выборе между добром и злом. Постижение своего внутреннего мира, его природы помогает правильно понимать других людей. Если при этом развивается чуткость, сердечная доброта, то это может явиться гарантией того, что ребенок не вырастет циником и сознательно не будет нести в мир зло, насилие, жесткость.
Литература.
1.Савенков, А.И. «Исследование на дому». Методические рекомендации. //Савенков А.И, «Исследование на дому»,- М., 2002г.
2.Феактистов, В.Ф. «Исследовательская деятельность младших школьников» Рекомендации и пректы. –М., 2010г.
3.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук».//автор составитель Г.И.Осипов, -Волгоград: Учитель,2007г.
4.Якимов,Н.А. «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».//Н.А.Якимов, «Исследовательская деятельность младших школьников, - 2003, №1.
6.Информация Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа о реализации постановления Белгородской области №353 от 23.10.2010 года «О долгосрочной целевой программе Белгородской области «Доступная среда на 2011 -2015 годы» за 2011год