«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе»
«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе»
Краткая справка об образовательном учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 70 «Светлячок» открыт в 1982 году.
Наименование Учреждения при создании: Ясли - сад № 70.
Местонахождение при создании: город Белгород, проспект Ватутина, дом 21.
МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность ДОУ:
Закон «Об образовании»;
Устав МБДОУ;
Локальные акты МБДОУ и др.
Миссией МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» является – создание условий для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста и их родителей в качественном образовании.
Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: Основными задачами Учреждения являются:
− охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
− обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
− осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
− воспитание, с учетом возрастных категорий, у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
− взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития дошкольников;
− оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» определяется образовательной программой.
Режим работы Учреждения устанавливается исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования Учреждения.
Учреждение функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели с выходными днями (суббота, воскресенье, государственные праздничные дни).
Длительность работы– 12 часов.
Режим работы Учреждения – с 7.00 до 19.00 часов.
В дошкольном учреждении действует 12 групп.
Организована группа кратковременного пребывания «Развитие», а так же группа кратковременного пребывания детей по адаптации к условиям детского сада, не охваченных дошкольным образованием.
Для обеспечения полноценного образовательного процесса в детском саду сформирован квалифицированный коллектив педагогов.
В ДОУ 28 педагогов: из них 18 воспитателя, заведующий, старший воспитатель, 2 – музыкальных руководителя,1- хореограф, 1-руководитель изодеятельности, 2 - инструктора по физкультуре и плаванию, 1-логопед, 1-педагог-психолог, 1-преподаватель английского языка, 1-ПДО (КИК), 1-ПДО(эколог).
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок»
Пояснительная записка
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антунан де Сент Экзюпери
На современном этапе развития общества не только сохраняется, но и с каждым годом возрастает тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты. Кризисная ситуация в обществе привели к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном изменило природное, социальное и культурное окружение. В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почвы и гибели лесов; вследствие сброса технологических отходов изменился состав флоры и фауны и т.д. Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в неё, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Как отмечают ученые (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский и др.), выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Именно поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования и на основе этого формирование экологически ориентированной личности является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни и первой «ступенью» в этой системе является дошкольное детство. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено следующими особенностями возраста:
-психологической включенностью в мир природы;
-восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов;
-стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоением им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
Во-вторых, анализ психолого-педагогических исследований (З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.) убеждают в том, что успешность обучения в школе во многом определяются не запасом представлений, приобретенных ребенком в дошкольные годы, а уровнем развития умственных способностей, психических процессов, мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера.
С позиции нашей темы, для нас имеет значение личностно ориентированный подход в процессе деятельности ребенка в природе, основанный на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка. Личностно ориентированный подход основывается на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути. Относительно организации образовательного процесса, личностно ориентированный подход предполагает центрированность на ребенке, на его личности (интересах, способностях, возможностях, тенденциях развития), основанная на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка, признание ребенка основной ценностью образовательного процесса, понимание и принятие ребенка как полноправного партнера.
Все это подразумевает субъектную позицию по отношению к собственной жизни. Субъектная позиция рассматривается в педагогической науке, как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Она предполагает заявку на ценность быть самим собой, хозяином и распорядителем собственной деятельности (А.Г. Гогоберидзе).
Эмоционально-положительное, комфортное состояние ребенок испытывает тогда, когда ощущает себя субъектом познания, когда приобретает знания и умения, нужные ему лично, обеспечивающие освоение личностью значимых видов деятельности, позволяющих чувствовать себя взрослеющим. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания к мотивации деятельности, нахождении путей и способов её осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получать результаты.
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам.
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведется активный поиск технологий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольника. Выделяют ряд принципиальных положений, которые должны лечь в основу обучения, среди них:
-обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения проблемных задач;
-ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентирования в заданиях;
-в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с окружающим.
Познавательно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, является наиболее результативной в формировании субъектной позиции дошкольников. Она дает возможность ребенку экспериментировать в природе, анализировать полученные знания, создавать проекты, развивает активность и творческие способности.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречия между:
-социальным заказом общества на реализацию системой дошкольного образования его экологической направленности, ориентированной на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традиционным пониманием роли и значения экологической составляющей дошкольного образования, направленной на ознакомление детей с природой в условиях современного социума;
-необходимостью формирования субъектной позиции дошкольников и недостаточным использованием в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности, стимулирующей ее формирование.
Цель: выявить и апробировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Объект – процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Предмет – научно-методическое обеспечение формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Гипотеза: процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет результативным при реализации следующих условий:
-будет разработана и апробирована модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе, имеющая структурное построение и задается интеграцией экоцентрического (общенаучный уровень), аксиологического (конкретно-научный уровень) и парсипативного (методико-технологический уровень) подходов, а её спецификой является разработка основных методических этапов, обеспечивающих формирование у ребенка субъектной позиции к изучению природных объектов и явлений;
-модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе может быть представлена различными стратегиями, уровнями реализации, что позволит определить содержательное (программно-методическое) и организационное (формы, методы, средства) обеспечения успешности формирования субъектной позиции дошкольников;
-формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе будет осуществляться с учетом индивидуализации педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его интересов и потребностей, а также алгоритмизации действий ребенка.
Задачи:
1. Уточнить сущность, структуру, содержание и условия формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
2. Осуществить теоретическое моделирование процесса формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
3. Определить критерии оценки уровня сформированности субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
4. Разработать методические рекомендации по формированию субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Теоретическая база представлена:
-теоретическим обоснованием проблемы экологизации образования в работах Э.В. Гирусова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной и др.;
-исследованиями основ экологического образования дошкольников, которым посвящены, в частности, работы П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и др.;
-психологической теорией деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн и др.);
-исследованиями проблем субъекта и субъектности в исследованиях отечественных философов, педагогов и психологов (А.К. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлински, А.Г. Гогоберидзэ, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Славская, В.И. Слобожчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.);
-теорией развивающего обучения (В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Э. Торндайк, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин и др.);
-работами, посвященными исследованию возможностей познавательно-исследовательской деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, И.М. Короткова, И.Э. Куликовская, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.И. Савенков, Е.О. Смирнова и др.).
Методы:
1) теоретические – анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических документов;
2) эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технология реализации воспитательной системы ДОУ………………. …стр. 5
Цель. Задачи………………………………………………………………… стр. 6
Основные идеи……………………………………………………………….стр. 6
Принципы…………………………………………………………………….стр. 7
Направления деятельности ……………………………………………...….стр. 7
Основные виды совместной деятельности детей и взрослых………….....стр. 7
Взаимодействие участников воспитательного процесса……………….....стр. 7
Особенности управления воспитательной системой……………………...стр. 9
Основные способы достижения целей воспитательной системы………...стр. 9
Управление образовательным учреждением как воспитательной
системой………………………………………………………………….…стр. 12
Планирование процесса воспитания……………………………………...стр. 12
Организация работы педагогических кадров…………………………….стр. 13
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов……....стр. 14
Контроль процесса воспитания……………………………………………стр. 14
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной
системы……………………………………………………………………...стр. 15
Литература…………………………………………………………………..стр. 17
Краткая справка об образовательном учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 70 «Светлячок» открыт в 1982 году.
Наименование Учреждения при создании: Ясли - сад № 70.
Местонахождение при создании: город Белгород, проспект Ватутина, дом 21.
МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность ДОУ:
Закон «Об образовании»;
Устав МБДОУ;
Локальные акты МБДОУ и др.
Миссией МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» является – создание условий для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста и их родителей в качественном образовании.
Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: Основными задачами Учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
воспитание, с учетом возрастных категорий, у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития дошкольников;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок» определяется образовательной программой.
Режим работы Учреждения устанавливается исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования Учреждения.
Учреждение функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели с выходными днями (суббота, воскресенье, государственные праздничные дни).
Длительность работы– 12 часов.
Режим работы Учреждения – с 7.00 до 19.00 часов.
В дошкольном учреждении действует 12 групп.
Организована группа кратковременного пребывания «Развитие», а так же группа кратковременного пребывания детей по адаптации к условиям детского сада, не охваченных дошкольным образованием.
Для обеспечения полноценного образовательного процесса в детском саду сформирован квалифицированный коллектив педагогов.
В ДОУ 28 педагогов: из них 18 воспитателя, заведующий, старший воспитатель, 2 – музыкальных руководителя,1- хореограф, 1-руководитель изодеятельности, 2 - инструктора по физкультуре и плаванию, 1-логопед, 1-педагог-психолог, 1-преподаватель английского языка, 1-ПДО (КИК), 1-ПДО(эколог).
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок»
Пояснительная записка
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антунан де Сент Экзюпери
На современном этапе развития общества не только сохраняется, но и с каждым годом возрастает тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты. Кризисная ситуация в обществе привели к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном изменило природное, социальное и культурное окружение. В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почвы и гибели лесов; вследствие сброса технологических отходов изменился состав флоры и фауны и т.д. Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в неё, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Как отмечают ученые (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский и др.), выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Именно поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования и на основе этого формирование экологически ориентированной личности является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни и первой «ступенью» в этой системе является дошкольное детство. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено следующими особенностями возраста:
-психологической включенностью в мир природы;
-восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов;
-стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоением им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
Во-вторых, анализ психолого-педагогических исследований (З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.) убеждают в том, что успешность обучения в школе во многом определяются не запасом представлений, приобретенных ребенком в дошкольные годы, а уровнем развития умственных способностей, психических процессов, мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера.
С позиции нашей темы, для нас имеет значение личностно ориентированный подход в процессе деятельности ребенка в природе, основанный на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка. Личностно ориентированный подход основывается на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути. Относительно организации образовательного процесса, личностно ориентированный подход предполагает центрированность на ребенке, на его личности (интересах, способностях, возможностях, тенденциях развития), основанная на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка, признание ребенка основной ценностью образовательного процесса, понимание и принятие ребенка как полноправного партнера.
Все это подразумевает субъектную позицию по отношению к собственной жизни. Субъектная позиция рассматривается в педагогической науке, как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Она предполагает заявку на ценность быть самим собой, хозяином и распорядителем собственной деятельности (А.Г. Гогоберидзе).
Эмоционально-положительное, комфортное состояние ребенок испытывает тогда, когда ощущает себя субъектом познания, когда приобретает знания и умения, нужные ему лично, обеспечивающие освоение личностью значимых видов деятельности, позволяющих чувствовать себя взрослеющим. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания к мотивации деятельности, нахождении путей и способов её осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получать результаты.
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам.
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведется активный поиск технологий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольника. Выделяют ряд принципиальных положений, которые должны лечь в основу обучения, среди них:
-обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения проблемных задач;
-ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентирования в заданиях;
-в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с окружающим.
Познавательно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, является наиболее результативной в формировании субъектной позиции дошкольников. Она дает возможность ребенку экспериментировать в природе, анализировать полученные знания, создавать проекты, развивает активность и творческие способности.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречия между:
-социальным заказом общества на реализацию системой дошкольного образования его экологической направленности, ориентированной на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традиционным пониманием роли и значения экологической составляющей дошкольного образования, направленной на ознакомление детей с природой в условиях современного социума;
-необходимостью формирования субъектной позиции дошкольников и недостаточным использованием в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности, стимулирующей ее формирование.
Цель: выявить и апробировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Объект – процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Предмет – научно-методическое обеспечение формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Гипотеза: процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет результативным при реализации следующих условий:
-будет разработана и апробирована модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе, имеющая структурное построение и задается интеграцией экоцентрического (общенаучный уровень), аксиологического (конкретно-научный уровень) и парсипативного (методико-технологический уровень) подходов, а её спецификой является разработка основных методических этапов, обеспечивающих формирование у ребенка субъектной позиции к изучению природных объектов и явлений;
-модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе может быть представлена различными стратегиями, уровнями реализации, что позволит определить содержательное (программно-методическое) и организационное (формы, методы, средства) обеспечения успешности формирования субъектной позиции дошкольников;
-формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе будет осуществляться с учетом индивидуализации педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его интересов и потребностей, а также алгоритмизации действий ребенка.
Задачи:
1. Уточнить сущность, структуру, содержание и условия формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
2. Осуществить теоретическое моделирование процесса формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
3. Определить критерии оценки уровня сформированности субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
4. Разработать методические рекомендации по формированию субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Теоретическая база представлена:
-теоретическим обоснованием проблемы экологизации образования в работах Э.В. Гирусова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной и др.;
-исследованиями основ экологического образования дошкольников, которым посвящены, в частности, работы П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и др.;
-психологической теорией деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн и др.);
-исследованиями проблем субъекта и субъектности в исследованиях отечественных философов, педагогов и психологов (А.К. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлински, А.Г. Гогоберидзэ, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Славская, В.И. Слобожчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.);
-теорией развивающего обучения (В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Э. Торндайк, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин и др.);
-работами, посвященными исследованию возможностей познавательно-исследовательской деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, И.М. Короткова, И.Э. Куликовская, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.И. Савенков, Е.О. Смирнова и др.).
Методы:
1) теоретические– анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических документов;
2) эмпирические– наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Основные этапы:
1 этап (2013-2014 гг.)
-определение теоретических основ работы, выявление существенных характеристик субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-построение и обоснование теоретической модели формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-подготовка и проведение комплекса диагностических мероприятий по оценке уровня сформированности субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-подготовка и проведение комплекса диагностических мероприятий по оценке уровня готовности педагогов ДОУ к формированию субъектной позиции дошкольников в разных видах деятельности;
-проведение научно-методического семинара для педагогов «Особенности субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе»;
-подготовка отчета по результатам первого этапа.
2 этап (2014-2015 гг.)
-внедрение, анализ и оценка эффективности разработанной модели формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-апробация и оценка эффективности педагогических условий формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-мониторинг сформированности субъектной позиции дошкольников, психологической готовности к обучению в школе;
-проведение научно-методического семинара для педагогов «Формирование субъектной позиции дошкольников в различных видах детской деятельности»;
-подготовка публикаций и отчета по результатам второго этапа исследования;
3 этап (2015-2016 гг.)
-завершение экспериментальной деятельности по разработке и апробации педагогических условий формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-систематизация и представление результатов экспериментальной деятельности в научных изданиях, уточнение теоретических и методических аспектов исследования;
-подготовка методических рекомендаций по формированию субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-оформление отчетов по результатам.
Концептуальные подходы воспитательной системы:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления образовательной программы и комплекса методик;
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду экологического пространства. «Экологические пространства» - это предметно развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
В условиях нашего ДОУ организованы следующие «экологические пространства»:
Кабинет эколога «Экологическая гостиная»
Центр воды и песка
Экспериментальная комната «Маленькие волшебники»
Экологический музей «Чудеса матушки Природы»
Групповые уголки природы
Зимний сад
Экологическая тропинка
Метеоплощадка, солнечные часы
Мини контактный зоопарк
Площадка детского творчества и экспериментирования «внутренний дворик»
Технология реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города.
Основные идеи
Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.
Идея сотрудничества. Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социальными партнерами ДОУ. Принципы:
1. Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
2.Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, учреждений дополнительного образования детей.
Принципинтеграции. В настоящее время данный принцип активно реализуется в нашем дошкольном учреждении. это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка. Важность этого принципа обусловлено несколькими причинами: во-первых, интегративным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
Принцип регионализации в связи возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.
Основные виды совместной деятельности детей и взрослых
Игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игровые тренинги и др.)
Комплексные НОД экологической направленности
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
Природоохранные акции
Познавательно - исследовательская (проектная) деятельность
Опытно – экспериментальная деятельность
Экскурсионная деятельность
Организация досуга
Взаимодействие участников воспитательного процесса
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:
·пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
·проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.
В работе с родителями используем такую форму наглядной агитации – как листовку, в которой лаконично описаны правила поведения в природе. Для эффективности данной формы организуется конкурс листовок на тему «Берегите природу», «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой» где участниками конкурса являются и дети и родители.
·еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.
·для проявления интереса у родителей к информации, размещаем странички о дне, проведенном ребенком в детском саду. В них рассказываем о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе.
Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Птичья столовая», «Первоцветы». Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Взаимодействие с социальным окружением
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Основные социальные институты, взаимодействующие с МБДОУ: Белгородский зоопарк, станция юных натуралистов.
В ДОУ составлен «социальный портрет» ближайшего окружения, куда, кроме вышеперечисленных социальных институтов, входит описание близ лежащих объектов: магазины, почта, перечень названий улиц и т. д.
Разработан план взаимодействия ДОУ с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности.
Особенности управления воспитательной системой
Важной особенностью управления воспитательной системой ДОУ является личностно-ориентированная направленность: анализ и планирование работы с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса; мониторинг социальной компетентности выпускников ДОУ.
Направления деятельности
Для реализации поставленных задач были разработаны основные направления деятельности со всеми участниками воспитательной системы:
Формы работы
Ожидаемый результат
Работа с родителями
- Презентация ДОУ;
- Школы для родителей;
- Информационные буклеты;
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы, зимнем саду.
- Организация Дней открытых дверей;
- Совместная НОД;
-Совместное проведение досуга;
- Театрализованные экологические представления для детей с участием родителей;
- Организация экологических акций;
- Составление семейных альбомов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
- Организация совместных походов и экскурсий за пределы ДОУ;
- Родительские собрания;
- Родительские гостиные-встречи родителей с гостями ДОУ;
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. .
- Создать совместно с родителями рекламные листовки по теме «Помогите птицам перезимовать», «Елочка – живи!», «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!»
- Система совместных конкурсов поделок и рисунков. (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек…)
- «Экологический десант» совместно с родителями провести субботник по уборке и озеленению территории детского сада
- Активизация интереса родителей к сотрудничеству с ДОУ;
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
-Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.
Раскрыть возрастные особенности
восприятия детьми объектов природы
- Повышение уровня экологической культуры.
Повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена мнениями, семейным опытом.
Заинтересованность родителей и выполнение домашних заданий вместе с детьми
Работа с воспитанниками
экологические экскурсии;
уроки доброты;
экологический кружок «Юный эколог»
экологические конкурсы;
КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
трудовой десант;
зеленый патруль;
клуб исследователей природы;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
ведение «Панорамы добрых дел»;
ведение фенологических календарей природы;
коллекционирование;
экологические выставки и экспозиции;
экологические музеи;
день (неделя) экологического творчества;
экологические праздники и фестивали;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
экологические сказки;
экологические тренинги;
инсценировки, театрализации и т. д.
Месячник «Земля – наш дом», посвященный Всемирному Дню Земли.
Цель: Дать детям как можно больше знаний о планете Земля, подвести к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.
В течении года: экскурсии в Белгородский зоопарк, краеведческий музей, экскурсии к дубу(Дубовое)
«День птиц», «День рождения Бианки», «День Земли», «День Дерева», «День воды», «День здоровья» и мероприятия, посвященные Всемирному дню окружающей среды.
1.акция «Живи, ёлка!»
2. акция «Птичья столовая»
Цель: Формирование положительного отношения к птицам родного края, как части живого организма, требующим внимания, заботы и охраны.
3. акция «Берегите первоцветы»
4. акция «Берегите воду»
Акция «Красота вокруг нас»
Трудовой десант по благоустройству территории ДОУ: очистка и озеленение территории, уход за зелеными насаждениями, оформление клумб и групповых участков, скашивании травы.
Проект «Лаборатория неживой природы» (младший дошкольный возраст)
Вода
Воздух
Вес
Температура (теплота)
Песок
Глина
Свет
Проект «Маленькие огородники»
(средняя группа)
«Путешествие внутрь грядки»
«Знакомься– огурец»
«В гостях у синьора Помидора»
«Как угодить перцу»
Проект «Защитники природы» (
старший возраст)
Подпроекты:
«Зеленый патруль»
«Природоохранные акции»
«Клумбы для бабочек
Работа с педагогами
- Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка;
- Дискуссионные клубы, гостиные, семинары-практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний по экологическому воспитанию.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами экологического воспитания дошкольников, установления доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Управление образовательным учреждением как
воспитательной системой
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:
В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на Педагогических советах, заседаниях родительского комитета.
В форме административного управления управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.
Управление воспитательной системой строится на следующих принципах:
принцип гуманизации;
принцип природосообразности;
принцип индивидуализации;
принцип субъектности;
принцип выбора;
принцип доверия и поддержки;
принцип системности;
принцип коллегиальности;
принцип самоактуализации;
принцип открытости и гласности.
Для себя мы выбрали следующие способы и средства управления воспитательной системой ДОУ:
гуманизация и социализация отношений;
включение детей, педагогов, родителей в совместную деятельность
сохранение традиций и введение инноваций;
создание объединений по интересам (клубов, кружков);
самоактуализация в деятельности;
моделирование социальных ситуаций.
Управление процессом воспитания строится следующим образом:
Административная работа:
повышение квалификации педагогов;
знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том числе по страницам периодической печати;
Планирование:
разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
подбор форм и методов работы.
Контроль и коррекция:
педагогические наблюдения, анкетирование;
посещение и анализ НОД;
анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты и др. формы);
корректировка планов и программ.
Создание условий для развития воспитанников:
доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
создание определенной развивающей среды;
создание системы дополнительного образования и воспитания;
создание материально-технической базы;
тесная связь семьи и ДОУ.
Управление воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.
Планирование процесса воспитания
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ № 70 осуществляется в трех формах, взаимно дополняющих друг друга:
а) в годовом плане работы ДОУ;
в) в календарном плане работы воспитателя.
Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для детского сада в целом и для каждой возрастной группы детей, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация воспитателей, особенности контингента детей.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
Организация работы педагогических кадров
Педагоги ДОУ уделяют большое внимание совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми. Росту профессионального мастерства воспитателей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над методическими темами.
Педагогический совет– высшая форма коллективной методической работы.
Цель педсоветов - вырабатывать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов коллектива ДОУ по повышению качества образования через создание целостной системы формирования ключевых компетентностей дошкольников.
Введение в штат ДОУ ПДО эколога позволило расширить воспитательные возможности образовательного учреждения: семинары-практикумы, тренинги, консультации для педагогов и родителей.
Сущность целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче - формированию всесторонне развитого человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:
каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом НОД;
осуществляется единство воспитания и образования.
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, знакомство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).
Руководитель ДОУ также выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:
Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
Стимулирование обратной связи;
Обеспечение гибкости управленческих решений;
Учет пожеланий педагогов;
Справедливая оценка достижений;
Привлечение к работе в составе творческой группы;
Вовлечение в общественную деятельность;
Перевод на самоконтроль;
Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов;
Контроль процесса воспитания
Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического.
Оперативный - направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на определение причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.
Тематический - направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон педагогического процесса, изучить его, объективно оценить.
Составные части внутрисадового контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов воспитательно-образовательного процесса.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
1. Образ ДОУ в сознании педагогов, воспитанников, родителей.
2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в детском саду.
4. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
5. Проверка временем (традиции, коллективные привычки).
6. Авторитет учреждения (отношение к ДОУ работников органов управления образованием, родителей, воспитанников).
Для исследования результативности воспитательной системы ДОУ № 70 используется совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Критерии эффективности
Показатели
Методики изучения
Технологическая компетентность
Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
Умение планировать этапы своей деятельности.
Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Умение организовать рабочее место.
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Информационная компетентность
Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение и т. д).
Умение делать выводы из полученной информации.
Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
Умение задавать вопросы на интересующую тему.
Умение получать информацию, используя некоторые источники.
Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Социально-коммуникативная компетенция
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
Умение получать необходимую информацию в общении.
Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение спокойно отстаивать своё мнение.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать).
Умение уважительно относиться к окружающим людям.
Умение принимать и оказывать помощь.
Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Ожидаемые результаты:
-создание модели формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе;
-совершенствование качества образовательного процесса и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;
-разработка системы мониторинга формирования субъектной позиции дошкольников;
-включение родителей в решении задач формирования субъектности дошкольников;
-достижение оптимального уровня сформированности субъектной позиции у дошкольников;
-подготовка и выпуск учебно-методического пособия «Формирования субъектной позиции дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности в природе»;
-разработка регионального компонента основной общеобразовательной программы (образовательная область «Познание»).
Модель формирования субъектной позиции дошкольников включает в себя ценностно-мотивационный компонент, процессуально-содержательный компонент, рефлексивно-оценочный компонент.
1. Ценностно-мотивационный компонент:
-принимает и ставит самостоятельно познавательные задачи;
-выдвигает предположения о причинах и результатах;
-замечает и осознает противоречия.
2. Процессуально-содержательный компонент:
-использует исследовательскую деятельность;
-использует наблюдение и самонаблюдение как способ познания;
-использует сенсорные и интеллектуальные способы познания;
-планирует ход поисковой деятельности;
-ориентируется в моделях, схемах;
-планирует деятельность и понятно рассказывает об этапах работы;
-самостоятельно пользуется различными источниками приобретения знаний;
-использует различные способы проверки предположений;
-самостоятельно находит способы оценки при решении познавательных задач;
-контролирует свои действия и действия сверстников;
-использует рассуждения и речь-доказательство;
-проявляет индивидуальный стиль деятельности;
-демонстрирует эмоциональное отношение к результатам познавательно-исследовательской деятельности.
Ресурсное сопровождение программы:
В МБДОУ ЦРР-д/с № 70 имеется необходимый задел для реализации данной программы:
-предметно-развивающая среда, способствующая эффективному формированию субъектной позиции у детей дошкольного возраста;
-квалифицированный кадровый состав педагогов -активное участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня (Таблица 1)
Таблица 1
Участие в профессиональных конкурсах педагогических работников МБДОУ ЦРР-д/с № 70
Название конкурса
Категория работников (должность)
Уровень
Результативность (место, Ф.И.О. педагога)
Всероссийский конкурс «Призвание-воспитатель»
Воспитатель
Воспитатель
Всероссийский
Серебряная медаль
Мельникова Н.С.
Гревцева Е.И.
Всероссийский конкурс «Призвание-воспитатель»
Заведующий
Старший воспитатель Воспитатели
Всероссийский
Лауреаты
Шаповалова С.Н.
Подбельцева Т.М.,
Волошенко И.А.,
Шевцова Е.И.
Всероссийский конкурс детского рисунка «В гостях у сказки»
Воспитатель
ПДО
Всероссийский
Участники
Митичкина Е.Я.
Калугина Е.В.
Международный конкурс педагогического мастерства «К вершинам профессионального успеха»
«Мастер дошкольного воспитания»
Старший воспитатель
Воспитатели
Международный
Участники
Подбельцева Т.М.
Волошенко И.А.
Митичкина Е.Я.
Ангельцова Е.В.
Городской конкурс выставка цветов, посвященная к дню города
педагоги ДПО
Муниципальный
1 место Калугина Е.В., Тюрк А.В.
Городской смотр - конкурс на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений
коллектив
Муниципальный
1 место
коллектив
Городской конкурс на создание лучшего видового оазиса
Старший воспитатель, педагог ДПО
Муниципальный
Призеры
Подбельцева Т.М.
Тюрк А.В.
Городской конкурс «Лучшие муниципальные проекты города Белгорода» в номинации «Лучший проект в сфере образования» с проектом «Экологизация образовательного пространства ДОУ».
Заведующий
Коллектив
Муниципальный
1 место
Коллектив
Заведующий Шаповалова С.Н.
-публикации педагогического коллектива в сборниках конференций различного уровня, средствах массовой информации, выступление на конференциях и семинарах (Таблица 2-3).
Таблица 2
Представление материалов деятельности МБДОУ ЦРР-д/с №70 или отдельных педагогов в конференциях, семинарах и т.д.
№ п\п
Название мероприятия
Категория работников (должность)
Уровень
Информация об участнике (Ф.И.О., название сообщения, доклада и др.)
1
Выступление для делегации из Германии г. Бремена
Заведующий
международный
Шаповалова С.Н.
Выступление для делегации из Германии г. Бремена
Представление опыта работы по проблеме «Детское экспериментирование в условиях обогащенной экологической среды».
2
Выступление для делегации из Германии г. Бремена
Старший воспитатель
международный
Подбельцева Т.М.
Выступление для делегации из Германии г. Бремена
«Воспитание экологической культуры в условиях модернизации российского образования».
3
БелЭКСПОЦЕНТР
Городское совещание руководителей образовательных учреждений с приглашением начальников управлений культуры, спорта и молодежной политики по вопросу «Организация работы по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений. Технология изготовления ландшафтных малых архитектурных форм»
Заведующий
Региональный
Шаповалова С.Н.
Выступление «Экологизация образовательного учреждения»
4
Мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации
Воспитатель
Региональный
Шевцова Е.И.
Мастер-класс
«Экологический паспорт ДОУ»
5
Областной семинар-практикум
«Пути реализации системы экологической работы в детском саду»
Воспитатель
Региональный
Шевцова Е.И.
Выступление
«Экологическая предметно-развивающая среда ДОУ»
6
Областной семинар-практикум
«Пути реализации системы экологической работы в детском саду»
Воспитатель
Региональный
Волошенко И.А.
Выступление
«Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений»
7
Мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации
Воспитатель
Региональный
Волошенко И.А.
Мастер-класс
«Экологический паспорт ДОУ»
8
Семинар воспитателей подготовительных к школе групп
«Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ в деятельности воспитателя при организации образовательного процесса в под.группе»
ПДО
Муниципальный
Калугина Е.В.
Тюрк А.В.
Показ интегрированного занятия в подг.группе «Тайны подводного мира»
9
Совещание руководителей ДОУ в УО
Заведующий
Муниципальный
Шаповалова С.Н.
Выступление
«Экологизация образовательного пространства ДОУ»
Таблица 3
Освещение деятельности МБДОУ ЦРР-д/с № 70 в средствах массовой информации.
№ п\п
Статья
Уровень
Автор
(Ф.И.О., должность)
Издание
«Экологическое воспитание дошкольников»
Муниципальный
Старший воспитатель Подбельцева Т.М
Сайт Управления образования администрации г. Белгорода
2
«Отмечаем день Земли»
Муниципальный
Старший воспитатель Подбельцева Т.М
Сайт Управления образования администрации г. Белгорода
3
Авторский сборник из опыта работы ДОУ Методические рекомендации по теме: «Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста средствами хореографии» Белгород: ИПК НИУ «БелГУ».
ДОУ 70, 2, 1, 88
ИПК НИУ «БелГУ», Белгород, 2012
4
Статья «Подходы к решению проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста».
всероссийский
Старший воспитатель
Подбельцева Т.М.
Центр гражданско-правового образования «Восхождение». Сборник
5
Всероссийская заочная научно- практическая конференция «Проблемы и перспективы развития современного образования». Статья «Экологическое образование в ДОУ».
всероссийский
Воспитатель Мельникова Н.С.
Сборник «Всероссийская заочная научно- практическая конференция»
Статья «Эмоционально -нравственное отношение у детей дошкольного возраста к природе средствами хореографических этюдов»
всероссийский
Музыкальные руководители
Нагорная Н.А., Кокоткова Т.Е.
сборник конференции педагогов «Педагогический поиск»
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 229 с.
2. Ахлезер А.С. Проблема субъектности: человек-субъект//Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С. 3-15.
3. Галкина Л.Н. Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития//Начальная школа плюс: до и после. – 2009. - № 12.
5. Зебзеева В.А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста//Начальная школа плюс: до и после. – 2011. - № 7.
6. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
7. Комарова И.А., Спирин С.В. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста//Вектор науки ТГА. – 2010. - № 2 (2). – С. 60-63.
8. Пермякова Н.Е. Инновационная модель методики осуществления экологического воспитания дошкольников//Педагогические науки. – 2006. - № 3 (19). – С. 110-111.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 576 с.
10. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики//Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 8-17.
11. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2008.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.