Актуальность применения логических приёмов мышления для формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ Специфические особенности обучающихся с ОВЗ, такие, как малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают способности понимать авторский замысел, мотивы поведения персонажа, морально-этическую сторону произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя приводит к фрагментарному восприятию текста. Из общей массы читательских умений можно выделить несколько ключевых умений, которыми обязательно должен овладеть обучающийся с ОВЗ, для успешного обучения в основной школе: умение анализировать текст с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять общую картину произведения, в том числе самостоятельно достраивать его, восполнять недостающие компоненты; сравнивать, классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и их обосновывать. Перечисленные ключевые умения являются приёмами логического мышления, которые также с успехом могут быть использованы в работе по формированию читательской грамотности обучающихся с ОВЗ. | Логические приёмы мышления, используемые для формирования читательской грамотности |
Анализ – это расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. 1. К какой сказке относятся данные кадры? К какой части сказки «Красная Шапочка» относится данный кроссенс? 2. Проследи, как менялось поведение волчонка в доме человека. Вставь пропущенные слова, которые помогают это понять (рассказ Е. Чарушина «Волчонок») Забарахтался, вылез, ____________________, испугался, полез в мешок обратно, ____________________под кресло и стал___________________, вылез, ______________________походил, понюхал, а потом _____________ и ___________________, вылез, подполз к двери и _______________________ | Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. 1. Обведи предмет мебели, который стоял в комнате человека (рассказ Е. Чарушина «Волчонок») |
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Раскрась того медвежонка, который, по-твоему, похож на медвежонка из рассказа «Как медвежонок сам себя напугал» | Классификация-выделение общих и отличительных признаков. 1. Закрась красным цветом слова, которые относятся к действиям человека, синим цветом слова, которые относятся к действиям кота, зелёным цветом – к действиям пса (рассказ Е. Чарушина «Волчонок») фыркает | пыжится | зубы скалит | залаял | закричал громко: Ха! | прыгнул на стол | сидит-дымит | уснул | зажмурился | блюдце свалил | как зашипит | вниз посматривает | на кровать сел | закричал | ушёл | лакать | молока налил | замахал руками | 2. Найди названия животных, которые обитали на птичьем дворе (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок») |