kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др.  как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Рассмотрим приёмы работы с текстом, которые способствуют формированию читательской грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе»

Колесник Надежда Дмитриевна учитель русского языка и литературы

Колесник Надежда Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

«Читать – это ещё ничего не значит:  что  читать и  как  понимать читаемое – вот в чём главное дело». (К. Д. Ушинский). Существуют следующие читательские умения:

«Читать – это ещё ничего не значит:  что  читать и  как  понимать читаемое – вот в чём главное дело».

(К. Д. Ушинский).

Существуют следующие читательские умения:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Content Concept Game Test Exam

Content

Concept

Game

Test

Exam

Приём   «Письмо с пробелами»
  • Приём   «Письмо с пробелами» .

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

  или ….

  или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .

2 . Приём «Верите ли вы…»   Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс): Причастие - это самостоятельная часть речи? Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного? Причастия бывают 1 и 2 спряжения? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида? Причастия могут быть действительными и страдающими? Действительные причастия могут иметь краткую форму? Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом?

2 . Приём «Верите ли вы…»  

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

  • Причастие - это самостоятельная часть речи?
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного?
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения?
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида?
  • Причастия могут быть действительными и страдающими?
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму?
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом?

ВЫВОД 3. Приём «Ассоциация» Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс). Тема Ассоциации Частица как часть речи служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов. Частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

ВЫВОД

3. Приём «Ассоциация»

Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Тема

Ассоциации

Частица как часть речи

служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

4. Приём «Составление кластера» Тема: «Имя прилагательное». Класс: 6.

4. Приём «Составление кластера»

Тема: «Имя прилагательное».

Класс: 6.

Тема: «Система персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»». Класс: 5. 4. Приём «Составление кластера»

Тема: «Система персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»».

Класс: 5.

4. Приём «Составление кластера»

5. Приём «Реставрация текста »  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно, Сквозь________ _______желтела, И ты __________сидела- А нынче погляди в окно: __________небесами _________коврами, Блестя на солнце, снег лежит.  Тема: «Выразительные средства в ст. А.С. Пушкина «Зимний вечер»». Класс: 5.

5. Приём «Реставрация текста »

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На_________небе мгла носилась;

Луна, как________пятно,

Сквозь________ _______желтела,

И ты __________сидела-

А нынче погляди в окно:

__________небесами

_________коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Тема: «Выразительные средства в ст. А.С. Пушкина «Зимний вечер»».

Класс: 5.

Тема: «Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты». Класс: 7. 6. Приём «Тонкий и толстый вопрос »    «Тонкие» вопросы   «Толстые» вопросы

Тема: «Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты».

Класс: 7.

6. Приём «Тонкий и толстый вопрос »

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

  • Что обозначает причастие?
  • Что обозначает деепричастие?
  • Как отличить причастие от деепричастия?
  • Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
  • Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
  • Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?
  • В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
  • Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
  • Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
7. Приём «Комплексный анализ текста » Повторение в конце года ( 5 класс). За д..ревней весело играла кошка с к..тятами. Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть. М..гучие крылья крепкий клюю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка.  (По К. Ушинскому)

7. Приём «Комплексный анализ текста »

Повторение в конце года ( 5 класс).

За д..ревней весело играла кошка с к..тятами.

Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть.

М..гучие крылья крепкий клюю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка.

(По К. Ушинскому)

7. Приём «Комплексный анализ текста » Повторение в конце года ( 5 класс). 1. Озаглавьте текст _______________________________________________________ 2. Тема текста ____________________________________________________________ 3. Основная мысль ________________________________________________________ 4. Стиль текста ___________________________________________________________ 5. Тип текста _____________________________________________________________ 6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Выпишите из текста по одному слову, в котором: Все согласные звуки – звонкие: _____________________________________________ Все согласные звуки – глухие: ______________________________________________ 8. Подберите проверочные слова к следующим: Опас..ность- ____________________________________________________________ Схв..тить- ______________________________________________________________ Пов..лить- ______________________________________________________________ Пот..рять ______________________________________________________________ Вц..пилась-_ _____________________________________________________________ Ко..ти- _ __ ______________________________________________________________ 9. В предложениях предпоследнего абзаца подчеркните однородные члены.

7. Приём «Комплексный анализ текста »

Повторение в конце года ( 5 класс).

1. Озаглавьте текст _______________________________________________________

2. Тема текста ____________________________________________________________

3. Основная мысль ________________________________________________________

4. Стиль текста ___________________________________________________________

5. Тип текста _____________________________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Выпишите из текста по одному слову, в котором:

Все согласные звуки – звонкие: _____________________________________________

Все согласные звуки – глухие: ______________________________________________

8. Подберите проверочные слова к следующим:

Опас..ность- ____________________________________________________________

Схв..тить- ______________________________________________________________

Пов..лить- ______________________________________________________________

Пот..рять ______________________________________________________________

Вц..пилась-_ _____________________________________________________________

Ко..ти- _ __ ______________________________________________________________

9. В предложениях предпоследнего абзаца подчеркните однородные члены.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Колесник Надежда Дмитриевна

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства