Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе
Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Рассмотрим приёмы работы с текстом, которые способствуют формированию читательской грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в основной школе»
Колесник Надежда Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
(К. Д. Ушинский).
Существуют следующие читательские умения:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Content
Concept
Game
Test
Exam
Приём«Письмо с пробелами».
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
…или ….
…или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
2 . Приём «Верите ли вы…»
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи?
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного?
Причастия бывают 1 и 2 спряжения?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида?
Причастия могут быть действительными и страдающими?
Действительные причастия могут иметь краткую форму?
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом?
ВЫВОД
3. Приём «Ассоциация»
Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Тема
Ассоциации
Частица как часть речи
служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
4. Приём «Составление кластера»
Тема: «Имя прилагательное».
Класс: 6.
Тема: «Система персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»».
Класс: 5.
4. Приём «Составление кластера»
5. Приём «Реставрация текста»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Тема: «Выразительные средства в ст. А.С. Пушкина «Зимний вечер»».
Класс: 5.
Тема: «Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты».
Класс: 7.
6. Приём «Тонкий и толстый вопрос»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
7. Приём «Комплексный анализ текста»
Повторение в конце года ( 5 класс).
За д..ревней весело играла кошка с к..тятами.
Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть.
М..гучие крылья крепкий клюю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.
Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка.
(По К. Ушинскому)
7. Приём «Комплексный анализ текста»
Повторение в конце года ( 5 класс).
1. Озаглавьте текст _______________________________________________________
2. Тема текста ____________________________________________________________
3. Основная мысль ________________________________________________________
4. Стиль текста ___________________________________________________________
5. Тип текста _____________________________________________________________
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Выпишите из текста по одному слову, в котором:
Все согласные звуки – звонкие: _____________________________________________
Все согласные звуки – глухие: ______________________________________________