Просмотр содержимого документа
«"Приёмы и задания для формирования УУД учащихся 1 класса"»
Тема моего доклада Приёмы и задания, используемые для формирования УУД учащихся 1 класса. Я поделюсь своим опытом работы в данном направлении.
Личностные УУД:
Начну я с личностных УУД с самого первого этапа урока- Мотивация к учебной деятельности. Мы чаще всего начинаем урок, как нам кажется, с самого важного, значимого. Проверка д/з, актуализации знаний. А ведь для каждого человека, и даже для такого маленького как ученик начальной школы, самым значимым является он сам. И ребёнку важно знать, как к нему относится учитель, его одноклассники. Я стараюсь показать своё расположение к детям и вначале урока произношу такую фразу:
1.-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.
Или можно попросить учащихся улыбнуться друг другу, учителю.
2. Ещё у нас есть рюкзачки знаний, которые мы регулярно пополняем. И перед уроком я желаю им, чтобы их рюкзачки стали тяжелее, пополнились новыми знаниями.
3. Можно произнести короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, Математика у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Единственное правило: всё, что мы желаем детям должно звучать искренне. Дети чувствуют фальш в голосе и положительного эффекта не произойдёт.
4. Первоклассникам хочется похвалиться своими успехами в школе перед своими родными. А так как отметки мы пока ещё не ставим, я нашла для себя такой выход: за каждое верно выполненное задание ученик получал какой-то символ, знак. У меня были всевозможные наклейки.
5. На уроках чтения для развития личностных УУД использую следующие приёмы: для выражения своего отношения к прочитанному произведению прошу учащихся закончить фразу:
Яулыбнулся(ась)… Мнесталогрустно… Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации,
я бы действовал (а) так…
Мне этот рассказ напомнил случай из моей жизни…
На уроках учу детей не бояться высказывать своё мнение, хвалю их за любой ответ, лишь бы дети думали на уроке, рассуждали. Стараюсь в доброжелательной форме объяснить, в чём они оказались не правы.
Следующая группа регулятивные УУД.
Регулятивные УУД.
1. Чтобы подвести детей к самостоятельной постановке цели урока, задач учащиеся должны чётко понимать границы: что они будут изучать и для чего. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. Например, на уроке обучения грамоте при изучении новой буквы, дети называют предмет, изображенный на картинке. («Какой новый звук вы услышали?»)-задаю вопрос. («А можем ли мы написать слово с этим звуком?») Приходим к выводу, что из-за того, что мы пока ещё не знаем, какой буквой обозначается данный звук, мы не можем двигаться дальше. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о новом звуке, о букве, которой он обозначается на письме.») Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы читать и писать слова с новой буквой»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Порой одобрение, поддержка одноклассников для ученика бывает мощным стимулом к учёбе.
3. При самооценке работ учащихся применяю метод «лесенка знаний». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить лесенку и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность или правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. По мнению психологов у учащихся младшего школьного возраста самооценка адекватно завышенная. Они себя очень ценят, переоценивают свои знания, работу. И задача учителя показать, что ребёнок ещё не знает, в чём он заблуждается, но действовать так, чтобы не отбить желание оценивать себя.
4. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В виде цветных кружков высказывают мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Цветные кружки дети могут наклеить как на доску, так и нарисовать в тетрадь. Дети ревностно относятся к тому, кто как себя оценивает на уроке и высказывают учителю: «А вот он не работал на уроке, а оценил себя высоко» Предлагаю обратиться к «нарушителю» «Почему ты себя так оценил?» Оказывается, по его мнению, он внимательно слушал объяснение учителя и понял новый материал. Предлагаем ему в следующий раз быть более активным и поднимать руку. Конфликт исчерпан.
Познавательные УУД:
Чтобы дети проявили активность при изучении нового материала, их надо заинтересовать, удивить. На этапе целеполагания использую
1.Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие звери?» я создала следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак зверей (опасный, хищники, имеют большой размер) По мнению детей.
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (мышь, крокодил)
- Как вы думаете, кто из них является зверем? (крокодил)
- Зверем является мышь.
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле?(Зверем оказалось маленькое животное, не хищное) Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком зверей?)
Объясняю отличительные признаки зверей.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
Пример проблемного задания.
При изучении взаимосвязи компонентов сложения, после объяснения темы, пишу первоклассникам(которые ещё с трудом считают в пределах 10) пример: 37+53=90. Далее следует вопрос: Сколько будет, если из 90 вычесть37; из 90-53? Дети смогут ответить на этот вопрос, если только поняли тему «Взаимосвязь компонентов сложения»
2. Для развития познавательных УУД на уроках чтения использую приём прогнозируемого чтения. Это чтение с предугадыванием сюжета. В тексте рассказа выделяется несколько небольших по объему частей. Объявляется наименование рассказа и автор. Предлагается порассуждать: о чем может говориться в рассказе с таким названием. Далее читается 1-ая часть текста. Остановка и предлагается ответить на вопрос: Предположите, как будет развиваться сюжет далее? Потом читается следующая часть текста… и так до конца рассказа. Можно использовать попеременно дикторское чтение, чтение учителем, учениками.
В конце работы учащиеся сравнивают сюжет рассказа со своим предположением. Что вы предполагали и как развивался сюжет на самом деле?
3.Педагогические игры для развития познавательных УУД.
Значение игры на уроках трудно переоценить.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.
Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах) Цель игры: создать условия для закрепления темы «слова-названия предметов, признаков, действий предметов» «На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Один поезд состоит из слов, обозначающих предметы, другой - признаки предметов, третий - действия предметов. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе, определите человека, который будет выражать общее мнение. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Так при изучении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков, детям очень нравилось зажигать в словах фонарики. В слове под буквами, которыми обозначены гласные звуки, загорался красный фонарик, под буквами, которыми обозначен мягкий согласный звук, загорался зелёный фонарик и синий фонарик горел у нас под буквами, которыми обозначен твёрдый согласный звук.
4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; -формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.