Цель:
(Слайд 1) продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
Урок рождается непросто:
(Слайд 2)
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
- Презентация педагогического опыта мастера
(Слайд 3)
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
(Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности, активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
(Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6)
недостаточность сформированности УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7) Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8)
Уровень сформированности УУД младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня сформированности УУД.
(Слайд 9) Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников
(Слайд 10) прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
(Слайд 11) Ученики являются победителями и призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».
Успешность обучения во многом зависит от организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.
(Слайд 12) Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:
I. Мотивация
II. Исследование
III. Обмен информацией
IV. Организация информации
V. Связывание информации
VI. Подведение итогов, рефлексия
и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.
VII. Постановка новых вопросов
VIII. Применение
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в подборе соответствующего определенной проблеме материала.
(Слайд 13)
Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.
2. Представление системы уроков
(Слайд 14)
Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях, через исследовательские ситуации.
(Слайд 15)
При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.
(Слайд 16)
Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.
(Слайд 17)
Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.
(Слайд 18)
В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация выводов и достижений.
3 . Имитационная игра
(Слайд 19)
Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.
«В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?» (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)
- А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)
- Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)
- Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.
Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод, чем же они полезны для человека.
Первой группе предстоит выбрать овощи и фрукты из предложенных картинок.
Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой разложит муляжи овощей и фруктов.
Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.
На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы: обмен, организация и связывание информации.
Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)
На данных этапах формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.
На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)
Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.
Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )
Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)
Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!
На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.
4. Моделирование
Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках - исследованиях.
Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.
Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.
5. Рефлексия
Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»
(Слайд 20)
При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»
Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….
Просмотр содержимого документа
«мастер класс Осмалова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4
п. Чернянка Белгородской области»
Мастер – класс
по теме:
Проведен учителем
начальных классов
Осмаловой И.В.
Чернянка 2014
Цель: (Слайд 1)
продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
Урок рождается непросто:
(Слайд 2)
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Презентация педагогического опыта мастера
(Слайд 3)
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
(Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности, активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
(Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6)
недостаточность сформированности УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7) Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8)
Уровень сформированности УУД младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня сформированности УУД.
(Слайд 9) Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников
(Слайд 10) прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
(Слайд 11) Ученики являются победителями и призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».
Успешность обучения во многом зависит от организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.
(Слайд 12) Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:
Мотивация
II. Исследование
III. Обмен информацией
IV. Организация информации
V. Связывание информации
VI. Подведение итогов, рефлексия
и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.
VII. Постановка новых вопросов
VIII. Применение
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в подборе соответствующего определенной проблеме материала.
(Слайд 13)
Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.
2. Представление системы уроков
(Слайд 14)
Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях, через исследовательские ситуации.
(Слайд 15)
При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.
(Слайд 16)
Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.
(Слайд 17)
Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.
(Слайд 18)
В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация выводов и достижений.
3 . Имитационная игра
(Слайд 19)
Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.
«В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?» (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)
- А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)
- Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)
- Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.
Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод, чем же они полезны для человека.
Первой группе предстоит выбрать овощи и фрукты из предложенных картинок.
Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой разложит муляжи овощей и фруктов.
Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.
На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы: обмен, организация и связывание информации.
Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)
На данных этапах формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.
На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)
Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.
Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )
Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)
Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!
На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.
4. Моделирование
Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках - исследованиях.
Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.
Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.
5. Рефлексия
Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»
(Слайд 20)
При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»
Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….
Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс_Осмалова ИВ»
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Осмалова Ирина Васильевна
учитель начальных классов
Исследовательская деятельность
Актуальность
Добывать
Собирать информацию
Делать выводы
знания
Выдвигать гипотезу
10/8/16 11:20:05 AM
Результаты диагностики
Поиск технологий и методов работы
Исследовательская деятельность - эффективное средство формирования УУД
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
3
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Результативность
Результативность
Результативность
Результативность
Показатели уровня сформированности метапредметных результатов
Высокий уровень
1класс
17%
2класс
Средний уровень
Низкий уровень
47%
22% (+5%)
3класс
36%
30% (+8%)
Динамика
47%
48% (+1%)
+ 13%
30% (-6%)
22% (-8%)
+1%
-14%
Результативность
Уровни сформированности УУД
Основные этапы исследования
Мотивация
Постановка новых вопросов
Подведение итогов,
рефлексия
Применение
Связывание информации
Исследование
Обмен информацией
Организация информации
Формы обучения
индивидуальная
групповая
парная
Методы
поисковый
частично-поисковый
метод проектов
исследовательских ситуаций
приемы
Проблемные вопросы
Прием «ключевых слов»
Проблемные ситуации
Загадки-интерпретации
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Мотивация
Подведение итогов,
Постановка новых вопросов
рефлексия
Исследование
Связывание информации
Применение
Обмен информацией
Организация информации
Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….