kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

(Слайд 1) продемонстрировать  методику  организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов

Урок рождается непросто:

(Слайд 2)

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

  1. Презентация педагогического опыта мастера

(Слайд 3)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые  знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

         (Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности,  активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

         (Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6) 

недостаточность  сформированности  УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7)  Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8) 

Уровень сформированности УУД  младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня  сформированности УУД. 

(Слайд 9)  Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников

(Слайд 10)  прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

(Слайд 11)  Ученики являются победителями и  призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».

 Успешность обучения во многом зависит от  организации учебно - познавательной дея­тельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и уче­ников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.

(Слайд 12)  Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:

I.                  Мотивация

II.      Исследование

III.    Обмен информацией

IV.    Организация информации

V.      Связывание информации

VI.    Подведение итогов, рефлексия

и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.

VII.   Постановка новых вопросов

VIII. Применение

Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в  подборе соответствующего определенной проблеме материала.

 (Слайд 13) 

Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.

2.  Представление системы уроков

(Слайд 14)

Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях,  через исследовательские ситуации.

(Слайд 15)

При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.  

(Слайд 16) 

Методы:  поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

(Слайд 17)

Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.

(Слайд 18)  

В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация  выводов и достижений.

3 . Имитационная игра

(Слайд 19)  

Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок  окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.

«В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?»  (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)

- А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)

- Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)

- Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»

Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.

Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод,  чем же  они полезны для человека.

Первой группе предстоит  выбрать  овощи и фрукты из предложенных картинок.

Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой  разложит муляжи овощей и фруктов.

Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.

На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы:  обмен,  организация  и связывание информации.

Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)

На данных  этапах  формируются регулятивные,   коммуникативные, познавательные  и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.

На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним  информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)

Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.

Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )

Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)

Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!

На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.

4. Моделирование

Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить   темы исследования и приемы, которые вы бы использовали  на своих уроках - исследованиях.  

Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.

 Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.

5. Рефлексия

     Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и  для вас я предлагаю всего один вопрос:  «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»

(Слайд 20)  

При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников  ……………….., потому что …………….

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер класс Осмалова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

п. Чернянка Белгородской области»






Мастер – класс


по теме:

















Проведен учителем

начальных классов

Осмаловой И.В.






Чернянка 2014


Цель: (Слайд 1)

продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов

Урок рождается непросто:

(Слайд 2)

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…


Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

  1. Презентация педагогического опыта мастера

(Слайд 3)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

(Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности, активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

(Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6)

недостаточность сформированности УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7) Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8)

Уровень сформированности УУД младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня сформированности УУД.

(Слайд 9) Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников



(Слайд 10) прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

(Слайд 11) Ученики являются победителями и призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».

Успешность обучения во многом зависит от организации учебно - познавательной дея­тельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и уче­ников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.

(Слайд 12) Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:

  1. Мотивация

II. Исследование

III. Обмен информацией

IV. Организация информации

V. Связывание информации

VI. Подведение итогов, рефлексия

и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.

VII. Постановка новых вопросов

VIII. Применение

Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в подборе соответствующего определенной проблеме материала.

(Слайд 13)

Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.

2. Представление системы уроков

(Слайд 14)

Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях, через исследовательские ситуации.

(Слайд 15)

При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.

(Слайд 16)

Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

(Слайд 17)

Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.

(Слайд 18)

В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация выводов и достижений.

3 . Имитационная игра

(Слайд 19)

Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.

«В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?» (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)

- А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)

- Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)

- Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»


Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.


Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод, чем же они полезны для человека.

Первой группе предстоит выбрать овощи и фрукты из предложенных картинок.

Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой разложит муляжи овощей и фруктов.

Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.


На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы: обмен, организация и связывание информации.


Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)


На данных этапах формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.


На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)

Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.


Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )

Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)

Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!


На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.

4. Моделирование

Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках - исследованиях.

Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.

Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.


5. Рефлексия

Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»

(Слайд 20)

При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….






Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс_Осмалова ИВ»

Организация исследовательской деятельности младших школьников Осмалова Ирина Васильевна учитель начальных классов

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Осмалова Ирина Васильевна

учитель начальных классов

Исследовательская деятельность Актуальность Добывать Собирать информацию Делать выводы знания Выдвигать гипотезу

Исследовательская деятельность

Актуальность

Добывать

Собирать информацию

Делать выводы

знания

Выдвигать гипотезу

10/8/16  11:20:05 AM Результаты диагностики Поиск технологий и методов работы Исследовательская деятельность - эффективное средство формирования УУД © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. 3 Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности.  КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

10/8/16 11:20:05 AM

Результаты диагностики

Поиск технологий и методов работы

Исследовательская деятельность - эффективное средство формирования УУД

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

3

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Результативность

Результативность

Результативность

Результативность

Результативность

Результативность

Результативность  Показатели уровня сформированности метапредметных результатов   Высокий уровень 1класс 17% 2класс Средний уровень Низкий уровень 47% 22% (+5%) 3класс 36% 30% (+8%) Динамика 47% 48% (+1%) + 13% 30% (-6%) 22% (-8%) +1% -14%

Результативность

Показатели уровня сформированности метапредметных результатов

 

Высокий уровень

1класс

17%

2класс

Средний уровень

Низкий уровень

47%

22% (+5%)

3класс

36%

30% (+8%)

Динамика

47%

48% (+1%)

+ 13%

30% (-6%)

22% (-8%)

+1%

-14%

Результативность  Уровни сформированности УУД

Результативность

Уровни сформированности УУД

Основные этапы исследования Мотивация  Постановка новых вопросов Подведение итогов, рефлексия  Применение  Связывание информации  Исследование  Обмен информацией  Организация информации

Основные этапы исследования

Мотивация

Постановка новых вопросов

Подведение итогов,

рефлексия

Применение

Связывание информации

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Формы  обучения индивидуальная групповая парная

Формы обучения

индивидуальная

групповая

парная

Методы поисковый частично-поисковый метод проектов исследовательских ситуаций

Методы

поисковый

частично-поисковый

метод проектов

исследовательских ситуаций

приемы Проблемные вопросы Прием «ключевых слов» Проблемные ситуации Загадки-интерпретации

приемы

Проблемные вопросы

Прием «ключевых слов»

Проблемные ситуации

Загадки-интерпретации

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Мотивация  Подведение итогов, Постановка новых вопросов рефлексия  Исследование  Связывание информации  Применение  Обмен информацией  Организация информации

Мотивация

Подведение итогов,

Постановка новых вопросов

рефлексия

Исследование

Связывание информации

Применение

Обмен информацией

Организация информации

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….  

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

Автор: Осмалова Ирина Васильевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства