Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников.
Подготовила Баланева Ирина Борисовна,
руководитель МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 14»
Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. По мнению академика М.М. Поташника качество образования есть соотношение цели и результата, при том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ученика), а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом.
Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов?
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Внимание на слайд.
Портфолио – это:
• способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения;
• коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
• систематический и специально организованный сбор работ, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико - ориентированного подхода в образовании.
Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, которые вы можете увидеть на слайде.
• поощрять активность и самостоятельность;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Выделяют следующие функции портфолио: Они фиксируют…, поддерживают…, поощряют… и показывают…
• диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный промежуток времени);
• целеполагания (поддерживает учебные цели);
• мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка);
• содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика);
• развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году);
• рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений).
Благодаря своим особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие
• дифференцированные оценки, которые покажут уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;
• интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
• продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в школу до её окончания;
• результаты, достигаемые в ходе школьной и внешкольной деятельности .
Итак, что такое портфолио? Уважаемые коллеги, давайте попробуем ответить на этот вопрос. Совершенно верно. Не читать. Будет на слайде.
Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей;
Создание портфолио – совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя.
Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени обучения.
Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио именно в начальной школе, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения.
Использование технологии портфолио в начальной школе также обусловлено особенностями развития младших школьников, которые не вполне осознают значение отметки, полученной за выполнение какой-либо деятельности, и воспринимают её как оценку его личности в целом, что во многом определяет систему социальных отношений в семье и школе.
Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи:
• своевременно отмечать успехи ученика;
• диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;
• поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;
• формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности;
• способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.
Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической работы учителя и становится дополнительной нагрузкой для педагога.
Однако это необходимо, так как работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
Именно технология “Портфолио” обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Спасибо за внимание!