"Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития"
"Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития"
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития"»
Портфолиоученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития.
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различныз областях школьной жизни и внешкольной жизни;
► Развитие познавательных интересов учащихся и формироваание готовности к самостоятельному познанию;
► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Функции портфолио:
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
- Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.
- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо ребенка. Для начала приобретается в канцелярском магазине самая красивая папка, с большим количеством пустых файлов (не менее 90 листов), желательно чтобы ее выбрал сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной.
Портфолио обучающихся может состоять из 6 разделов:
1 раздел: «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе ( красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится, вкладываются всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года, «Мое имя, характер» ребенок дает расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал, «Моя рука в первом классе» обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый и т.д.),«Мой знак зодиака» рисует или находит информацию о своем знаке зодиака и описывает его, «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются, «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн, «Мои педагоги» - предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель, «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей, «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания 2, 3 и 4 классов, «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее.
2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.
3 раздел: «Мои проекты», вкладываются наиболее интересные проекты выполненные обучающимся за год по предметам.
4 раздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также красивыми рисунками, докладами, собираются из таблицы, графики, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, листы сформированности УУД, учебных достижений и общеучебных достижений.
5 раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.
6 раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников.
Также можно включить в портфолио такие разделы:
Раздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.
Раздел «Моя общественная работа» включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).
Раздел "Коллектор” содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса:
- содействие развитию каждого ребенка;
- организация эффективного функционирования классного коллектива;
- формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения,повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.
Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.
Принципы формирования Портфолио
1. Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.
2. Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.
3. Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.
4. Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.
5. Исключить формальный подход к портфолио - "соревнование за количество".
6.Собираем не только документы "с печатями".
7. Акцент на содержании, а не на форме.
Успешное продолжение этой работы зависит от грамотного поведения всех, кто принимает участие в формировании Портфолио.
Дети учатся замечать собственные успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.
Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.
Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.
Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.
Требования к результатам освоения ООП начальной школы соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС. Предметом оценки образовательной деятельности учащихся в начальной школе являются ожидаемые результаты, которые обусловлены целями программы и составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные результаты. Особенности этих трех групп результатов находят отражение в разных способах оценивания: для оценки результатов учебной деятельности (предметных и метапредметных результатов) в 1 классе используется безотметочное оценивание. На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают фишки разного цвета( красного, синего, зеленого). Эти фишки заносятся в «Дневник моих успехов» соответственно расписания. Ежемесячно подводится итог набранных фишек, который фиксируется в конце дневника. Затем в соответствии с этими данными выстраивается «диаграмма моих успехов», и для портфолио «Траектория успеха». По результатам каждой четверти на страницы дневника заходят различные персонажи и обобщают работу ученика в этой четверти. НА классных родительских собраниях совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений. В ходе анализа определяли: на каких уроках в большей степени активен, какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика), какова работоспособность в отдельные недели и месяцы. В 1 классе в процесс оценивания включается:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
- ребенок (работает с «Дневником моих успехов» и видит свои результаты)
- родители (знакомятся с результатами учебной деятельности)
Ф.И.
1 класс
2 класс
3 класс
Регулятивные УУД:
1.Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи
3.Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения
4.Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
5.Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
6.Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
7.Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8.Умение осознавать способы действий приведших к успеху или неупеху.
Познавательные УДД:
9.Умение осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
10.Умение осуществлять синтез.
11.Умение осуществлять сравнение.
12.Умение осуществлять классификацию.
13.Умение осуществлять обобщение.
14. Умение устанавливать аналогии
15. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
16. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
17. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
18. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
19. Умение давать определения понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов.
20. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов.
21. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
22. Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
23. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
24. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
25. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УДД:
26. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
27. Умение формулировать точку зрения.
28. Умение аргументировать свою точку зрения.
29. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
30. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
31. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной.
32. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
33. Умение адекватно оценить поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи.
34. Умение адекватно оценить собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.