Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации.
Среди четырех основных видов УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные, формируются у школьников в процессе учебной деятельности, в результате взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками и учителем.
На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
Каковы условия, обеспечивающие у младших успешного школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
Первое условие для формирования УУД –педагогическая компетентность учителя
Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта?
Для повышения педагогической компетентности огромное значение имеет:
- Курсовая подготовка
- проведение открытых уроков
- педагогическое просвещение
- участие в работе методических площадок
- привлечение родителей в совместную с детьми деятельность - проведение праздников, организация совместных походов и экскурсий
Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность,
правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:
- Выбор учебно-методического комплекта содержание, которого должно быть доступным, образцовым и современным. Мы работаем по УМК «Школа России». Этот комплект соответствует требованиям внедрения ФГОС.
- Системно-деятельностный подход: обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.
- Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.
Третье условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Способом выполнения данного условия является:
- Организация внеурочной деятельности по следующим направлениям:
- Спортивное направление: подвижные игры на ГПД,
- проведение спортивных соревнований и игр
- школьный кружок «От игры к здоровью»
- тренировки в спортивных секциях Дворца спорта
- посещение бассейна всем классом
- участие во Всероссийских акциях «Лыжня России»
2. Интеллектуальное направление
- Организация проектной деятельности – это условие для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
- Проведение внеклассных мероприятий по предметам, конкурсы чтецов, предметные олимпиады, международные конкурсы «ЭМУ», «Русский медвежонок».
- Курс «Развитие речи. Штриховка»
- Курс «Развитие познавательных способностей» «Умники и умницы»
3. Творческое направление
Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая ее коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.
- Школьный кружок « Хор»
- Дворец культуры «Металлург»
- Центры внешкольной работы: Центр Туризма, Детский биологический центр», «КЮТ (юного техника)
Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика.
С целью оптимизации психологической и физической нагрузки для укрепления здоровья детей я создаю индивидуальный план развития каждого ребенка, который выстраиваю с учетом интересов ребенка и его возможностей.
Карта индивидуального развития
Фёдорова Полина
Класс
Интеллектуальное развитие
Творческое развитие
Спортивное развитие
1 класс
Школьная олимпиада – 2 место
Научно-практическая конференция-2 место.
Городской конкурс «Война 1812 г.»- сертификат участника, по школе-1 место.
«ЭМУ»- 2 место
Школьный Хор.
ДК «Металлург»- танцевальная группа
«Проказники» Выступления.
Смотр строя и песни- 2 командное место.
«Весёлые старты»
2 командное место
Участие в «Лыжне России»
Все достижения ребят в различных областях деятельности накапливаются в портфолио, которое ведется каждым учеником под руководством учителя при помощи родителей с первого года обучения.
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
- Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
- Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
- Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:
- Создать атмосферу успеха
- Помогать ребёнку учиться легко
- Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
- Не скупиться на поощрения и похвалу
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.