Доклад к родительскому собранию.
«Портфолио-как средство оценивания достижений ребенка»
Цель: познакомить родителей с пособием авторов Андреевой Е.А и Разваляевой Н.В. , со структурой и особенностями его ведения, показать необходимость ведения портфолио для формирования у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности, создания ситуации успеха для каждого ученика
Добрый вечер уважаемые родители, коллеги.
Тема моего сообщения Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений ученика.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных способностей ребенка.
Для оценки индивидуальных способностей, можно использовать различные формы. Одной из которых является ПОРТФОЛИО.
Дети в школе получают образование. Оно включает:
обучение,
воспитание,
развитие
социализацию ребёнка.
Портфолио отражает динамику становления этих элементов. Важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок:
его отношение к обучению,
степень овладения универсальными учебными действиями,
как постепенно меняется и обогащается внутренний мир ребёнка,
как складываются и меняются его отношения с ровесниками и взрослыми.
Таким образом, основной смысл портфолио – «показать все, на что способен ребенок». Результатом создания портфолио является умение ребенка оценивать свои собственные достижения, что позволяет:
• Не бояться собственных ошибок;
• Быть самостоятельным и активным;
• Оценивать свою деятельность.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
своевременно отмечать успехи ученика;
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать дальнейшей успешной социализации школьников.
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
Портфолио первоклассника непременно должно быть красочным и ярким. Хорошо чтобы оно стало предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. Важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен не столько результат, сколько сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.
Таким образом портфолио представляет собой своеобразную коллекцию работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Но, для того чтобы в дальнейшем не получилось" собирание ради самого собирания" стоит определить основные функции портфолио:
Диагностическая функция. Фиксирует изменения, и личностный рост (умственный и физический) за определенный период времени;
Воспитательная функция. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
Функция творческого развития.
Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности.
О том, как реализовывать эти функции, станет видно после знакомства со структурой портфолио, которую я представлю чуть позже.
Выбирая форму портфолио для своего класса, мы остановились на готовом печатном варианте авторов Андреевой Е.А и Разваляевой Н.В., Составленном в соответствии с ФГОС.
Преимущества данного Портфолио как метода оценивания достижений учащихся на мой взгляд в том, что
составлен он в соответствии с новыми приоритетами современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия)
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
разделы Портфолио (Мой портрет, Моя школа, Мой класс, Мои учебные достижения, Мои достижения во внеурочной деятельности, Мои проекты, Пожелания и отзывы) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
и что очень важно учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
Итак, основные Функции портфолио: Раздел 1. Знакомьтесь это Я. К.Д.Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен знать его во всех отношениях.
Здесь осуществляется функция, диагностики и оценки, а точнее самодиагностики и самооценки личности.
Это страницы:
Мой портрет.
Я познаю мир.
Моя семья.
Я о себе.
Предлагаемые для заполнения диагностические материалы:
Воспитательная функция также отражена в этом разделе:
Заполняя страницы:
Мой внутренний мир
Про меня…
Я и мои друзья, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности. Узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.
Раздел 2. Моя школа.
Функции диагностики. Контроля и оценки.
Уже самые первые задания в этом разделе заставляют ребенка задуматься о том, что он умеет, знает и насколько хорошо он владеет знаниями.
Самооценка ребенка осуществляется при помощи условных обозначений:
Красный цвет – усвоил, не испытываю трудностей
Зеленый иногда испытываю трудности.
Синий – надо поработать.
Раздел 3. Мой класс. Диагностика личности.
Воспитательная функция выражается в том, чтобы направить сознание детей на воспитание в себе ученика и человека.
Страницы:
Раздел 4. Мои учебные достижения. Самый большой радел. Здесь имеются оценочные листы по всем учебным предметам включая музыку и физкультуру. Здесь также предоставлены материалы для осуществления школьниками самодиагностики и самооценки своих достижений в учебной деятельности.
Раздел 5. Мои достижения. (В урочной и внеурочной деятельности: спортивные достижения, участие в конкурсах, олимпиадах и т.п). Диагностика успехов.
В Раздел 6. Заносятся данные о всех проектах, осуществленных учеником.
Раздел 7. Пожелания и отзывы.
Заполняют преподаватели школы, родители, одноклассники и друзья.
Воспитательная функция заключается в :
1.Формировании моральной самооценки
2. Развитие толерантности
3. Формирование умения адекватно воспринимать оценку со стороны
Самопознание и самореализация ребёнка возможны при включении их в специально организованную деятельность - ведение портфолио. Портфолио ученика начальной школы - современная эффективная форма оценивания, которая используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка (при безотметочном обучении в 1 классе).
Основная педагогическая идея портфолио предполагает:
• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения конкретного ученика по данной теме, разделу, предмету;
Формируя, таким образом, индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. И как следствие создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение его самооценки и уверенности в собственных возможностях .
Спасибо за внимание.