Вашему сыну или дочери исполнилось 6 лет. Семи лет по закону о всеобщем образовании ребенок поступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от детского сада к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к школе»
6
Обучение и творчество на уроках технологии
Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали жизнь школы необычайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание школьных предметов.
Предмет трудового обучения (или технология) также не избежал интенсивного новаторского воздействия. Трудовое обучение младших школьников является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству.
Трудовое обучение как раз основывается на предметной деятельности школьника, оказывая на него ни с чем не сравнимое развивающее воздействие. И основной путь этого развития идет через овладение конкретными приемами практической работы.
Ребенок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Он видит эти предметы и осязает их, получает определенные понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, легкость или тяжесть, холод или тепло, сухость или влажность, упругость, ломкость, мягкость, вязкость, сыпучесть и прочее. Для развития младшего школьника это очень важно.
Все эти ощущения помогают понять окружающий предметный мир, войти в него. Дальше ребенок приучается видеть связь между определенными предметными действиями и их результатами, пытается прогнозировать эти результаты.
В связи с этим у ребенка появляется необходимость планировать свои действия. И чем более серьезные требования он предъявляет к тому предмету, конструкции, которые должны получиться, тем больше усилий приходится прилагать к четкому «построению» своих действий, их анализу, контролю, своевременной корректировке. Так происходит не просто отработка тех или иных практических приемов работы, но именно развитие личности, в первую очередь, ее интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Причем школьник наглядно видит зависимость результатов деятельности, ее успешность или ошибочность от предпринятых им действий.
Вообще практическая предметная деятельность в развитии личности – один из важных факторов развития мышления.
Через ручную умелость ребенок приобщается к информационному полю, которое находится вокруг него, и это развивает его творческое, интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень внимательного, «заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми он будет работать. Именно тщательность обработки материала, грамотность приемов работы, аккуратность и точность являются основными средствами развития ребенка на уроках технологии.
В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимают технические моделирование и конструирование, которые призваны расширять знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в народном хозяйстве. Делая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.
Работа с бумагой – наиболее доступное дело в отличие от других видов изодеятельности. Небольшой перечень простых инструментов, наличие бумаги – все это не составит больших трудностей в организации занятий конструированием.
Мы знаем, что из бумаги можно делать не только кульки, коробочки, но довольно сложные и оригинальные композиции. Умение творить из бумаги позволит быстро и без больших затрат материалов и времени оформить любой школьный и домашний праздник. Но дети не всегда это умеют делать. А сколько возможностей в подготовке к проведению новогоднего бала! Елочные игрушки, элементы оформления интерьеров, костюмы, маски – все это можно выполнить из бумаги. [Демонстрация образцов из ж. «Конструирование из бумаги» Б.Г. Гагарли. Очень ценным в работе учителя является учебник «Уроки творчества» Н.А. Цирулик] Для детей изобразительная деятельность не просто забава, но еще и труд. Труд особенный – художественный. Как и всякий творческий труд, он требует от ребенка увлеченности, упорства, умения сосредоточить все силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается мера организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, стремление к совершенству собственных действий и их результату. Именно на это рассчитаны учебные комплекты для начальной школы. «Я все умею делать сам» АСТ-пресс школа Татьяны Геронимус. Уроки труда (несколько фигур, изделий продемонстрировать).
Возможность изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Приобретенные знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настольные панно, декорации для настольного театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, подарки младшим детям, родителям и другим.
В последнее время школьники знакомятся с новым видом работы с бумагой – оригами. Оригами – значит сложенная бумага. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Раньше оригами занимались только японцы. В наше время оригами начинают увлекаться дети и взрослые, живущие в Европе и Америке. Они не только учатся складывать известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникают клубы и кружки любителей складывать из бумаги. Появляются книжки и журналы, посвященные оригами. /Демонстрация книги Сергея Афонькина, Елены Афонькиной «Уроки оригами в школе и дома»/. Эта книга очень понравится детям и окажет большую помощь. Любой человек может сделать чудо своими руками – превратить обычный бумажный лист в забавную фигурку. К тому же занятия оригами развивают пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность. Именно поэтому во многих школах оригами изучают как самостоятельный предмет.
Всем известно, как любят дети игрушки, особенно мягкие: меховые, плюшевые, из цветных лоскутиков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Работы над этими игрушками много и шить их лучше бригадами в 3-4 человека, так как дети теряют интерес к работе, когда она кропотливая и довольно длительная. Выбранный ребятами бригадир следит за дисциплиной, качеством работы, распределением ее в бригаде. Например, при шитье собачки один человек сшивает ушки, два других шьют туловище и внутренние ножки. Тот, кто освободится первым, начинает шить хвостик, следующий пришивает лобик к головке и т.д. /Учебник О.С. Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров, мягкая игрушка своими руками»/.
Природа – огромная богатая мастерская для творчества, и надо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе. В желуде, шишке, соцветии чертополоха таятся образы сказочных героев, воплощение детской мечты. Именно поэтому работа с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание. Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять ценностность восприятия при создании поделок из природного материала.
Большую часть своей жизни ребенок проводит дома, в семье. Как могут родители помочь детям организовать их художественное творчество из природных материалов дома, что и как надо сделать для этого в семье – рассказывается в книге Ф.П. Филенко «Поделки из природных материалов», Э.К. Гульянц, И.А. Базик «Что можно сделать из природного материала».
Любимым занятием у детей является лепка. Лепка – один из способов образного отражения предметов окружающего мира. Главной темой в лепке является человек, животное, овощи, фрукты, игрушки, транспорт, посуда. В процессе работы дети с помощью учителя пытаются до мелочи понять форму, строение, цвет, характерные особенности каждого предмета.
Вместе с этим у ребенка формируется и обогащается словарь, связная речь, что способствует развитию его мышления, внимания, памяти и других психических процессов. /Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир», Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»/.
Дети с самого рождения окружены миром взрослых. Им предстоит в нем жить и изменять его согласно уже их взглядам, требованиям и возможностям. И этот мир во многом зависит от того, какие знания и навыки они получат в школе на уроках технологии и изобразительного искусства – привьется ли им чувство прекрасного, разовьется ли фантазия и вкус к творчеству.
Большую помощь нам, учителям начальных классов, оказывает методическая литература, выпускаемая Министерством образования РФ и РТ. В частности, журналы «Начальная школа» /»Я иду на урок Трудовое обучение» В.В.Выгонов/ полностью содержат оригинальные творческие задания для учащихся начальной школы. Мы на основе этих заданий можем разрабатывать собственные конструкции, упрощая или усложняя предложенные (демонстрация этих двух журналов).
Следует отметить, что нередки случаи, когда не имеют самых необходимых инструментов и работают как попало: клей наносят палочкой, карандашом, свернутой в трубочку бумажкой, размазывая его чуть ли не пальцем; практически не используют гладилки; разметку производят плохо заточенными, обкусанными карандашами; бывает, что работают с клеем прямо на столе, без подкладных листов. Отсутствие необходимых инструментов, небрежное отношение к этой стороне урока не позволяет обучать и правильным приемам работы. Поэтому дети часто не умеют нанести клей так, чтобы изделие не морщилось, не коробилось, не могут ровно и красиво обрезать материал и т.д.
Но ведь творчество, мастерство – это помимо всего прочего еще и качество. Поэтому работа на уроке технологии исключает спешку. С усложнением приемов работы изготовление того или иного изделия может растягиваться на несколько уроков.
Часто перед учителем встает вопрос, как уроки технологии не превратить в нудную работу, которую дети выполняют без особого желания и интереса.
Как же сделать уроки технологии развивающими, привлекательными для детей и в то же время заставить их скрупулезно и основательно осваивать азы того или другого ремесла?
Прежде всего, всегда возможно и необходимо включить в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся. Например, при работе над каким-либо изделием они могут решать задачи, связанные с конструкторскими, техническими расчетами, чтением схем, технических рисунков, эскизов. Усилению эмоционального воздействия уроков технологии способствуют рассказы о народных художниках, Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями и обрядами, мировоззрением народа. Дети с увлечением также слушают о ритуалах, которые существовали у ремесленников.
Во вступительной части учитель может предложить детям кроссворды, ребусы, загадки, шарады. Все это оказывает эмоциональное воздействие на ребенка перед работой на уроке. Настраивает на творческий лад. /Демонстрировать книгу «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах» Н.Н. Николаенко/.
Учебной программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках технологии. Время же на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется больше возможности для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками технологии и опираться на знания, ранее полученные учащимися на уроках, т.к. уроки технологии и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи – всесторонне, гармоническое творческое развитие детей в процессе их деятельности. Видя готовые поделки, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Нам, учителям, очень важно развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в их деятельности, совершенствовать эстетический вкус ребенка.
Когда уроки, внеклассные занятия, кружковая работа хорошо организована, когда учащиеся на них активно мыслят и творчески работают, то обычно у каждого ребенка изделие получается интересным.
Достижения школьников важно демонстрировать одноклассникам, родителям, учителям. С этой целью устраиваются выставки детского творчества. Лучшие работы можно демонстрировать на праздниках, на родительских собраниях. Для детей это большая честь и большой праздник.
Особый восторг вызывает у детей поделка, изготовленная ими, если ее можно использовать дома или в группе продленного дня.
Занимаясь в кружке, посещая музей, выставки, дети будут учиться понимать и ценить произведения искусства, познакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края, республики, страны.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
На уроках технологии большое значение имеет также та обстановка, которая характерна для рукоделия. Этим фактором, немаловажным для наших школьников, пренебрегать не следует. Созданию такой обстановки поможет неспешность, несуетность в работе, спокойная и размеренная деятельность детей. Однако не следует смешивать ее с вялостью и скукой, которые имеют отрицательное воздействие на ребенка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечит органическую связь обучения с творчеством в ручном труде.