Рабочая программа предшкольной подготовке детей 6-7 лет «Школа для дошколят»
Исакова Л.В., учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ«Сусловская СОШ» 24.03.2016 года, протокол № 5 утверждена приказом МБОУ «Сусловская СОШ» №___от 24.03.2016г.
Рабочая программа предшкольной подготовки «Школа для дошколят» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130, от 31.08.2015 №157;
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
- на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Основными задачами реализации содержания программы «Школа для дошколят» является: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Программа «Школа для дошколят» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: апрель-май, 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 9 недель. Общее количество занятий – 27.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Школа для дошколят"»
Управление образования администрации Мариинского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №___
«___»__________2016г
___________________
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № _______
« ___» ___________ 2016г
Утверждена
Приказом № _____
МБОУ «Сусловская СОШ»
«_____» ___________ 2016г
Рабочая программа
предшкольной подготовки
детей 6-7 лет
Школа для дошколят
Составитель: Исакова Л.В., учитель начальных классов
2016
Аннотация к рабочей программе предшкольной подготовке детей 6-7 лет
«Школа для дошколят»
Рабочая программа предшкольной подготовке детей 6-7 лет «Школа для дошколят»
Исакова Л.В., учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ«Сусловская СОШ» 24.03.2016 года, протокол № 5 утверждена приказом МБОУ «Сусловская СОШ» №___от 24.03.2016г.
Рабочая программа предшкольной подготовки «Школа для дошколят» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130, от 31.08.2015 №157;
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
- на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Основными задачами реализации содержания программы «Школа для дошколят» является: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Программа «Школа для дошколят» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: апрель-май, 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 9 недель. Общее количество занятий – 27.
I Пояснительная записка
Рабочая программа предшкольной подготовке детей 6-7 лет«Школа для дошколят» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ«Сусловская СОШ» 24.03.2016, протокол № 5 и утверждена приказом МБОУ «Сусловская СОШ» №__от 24.03.2016г.
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130, от 31.08.2015 №157;
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
- на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Рабочая программа «Школа для дошколят» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Школа для дошколят» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
II Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество учащихся, учащихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Школа для дошколят» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе образовательной организации и имеют следующую временную структуру: апрель-май, 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 15-минутным перерывом. Программа рассчитана на 9 недель. Общее количество занятий – 27.
IV Описание ценностных ориентиров в содержании программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развитым, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
- ухаживает за одеждой и обувью;
- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- использует вербальные и невербальные способы общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
V Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.
Математика (9 ч).
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9 количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование.
Декоративное рисование и лепка (9 ч).
Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе. Способы рисования орнамента в полосе. Хохломской, гжельский, дымковский, филимоновский, каргопольский, полхов-майданский промысел. Основные цвета, элементы и изделия промыслов. Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства.
VII Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
Обучение грамоте и развитие речи
9
-распознавать первый звук в словах;
-внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
1.1
Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух.
1
1.2
Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки.
1
1.3
Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи.
1
1.4
Использование слов в прямом и переносном значении.
1
1.5
Разучивание и составление загадок.
1
1.6
Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации.
1
1.7
Театр. Разыгрывание сказок по ролям.
1
1.8
Составление рассказов по опорным картинкам.
1
1.9
Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему.
1
2
Математика
9
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
2.1
Сравнение предметов (сюжетных картинок).
1
2.2
Классификация предметов.
1
2.3
Расположение в пространстве и на плоскости.
1
2.4
Название чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр.
1
2.5
Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два.
Логические задания на развитие внимания, воображения.
1
2.8
Логические задания на развитие памяти и мышления.
1
2.9
Решение задач на комбинаторику и преобразование.
1
3
Декоративное рисование и лепка
9
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.)
3.1
Орнамент.
1
3.2
Золотая хохлома.
1
3.3
Гжель.
1
3.4
Русская матрешка.
1
3.5
Дымковская игрушка. Барыня.
1
3.6
Полхов-майданская игрушка.
1
3.7
Каргопольская игрушка. Конь
1
3.8
Богородская игрушка. Мишка.
1
3.9
Филимоновская игрушка. Чудо - птицы.
1
Итого
27
VIII Описание материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.
Наборы сюжетных (предметных) картинок Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
Д
Д
Д
Технические средства обучения
Классная магнитно-маркерная.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Д
Д
Д
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.
Д
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс).
Список литературы
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М.: Просвещение, 2012.
Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, технологические карты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.