kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Плоскостопие у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представленна исследовательская работа на тему: " Плоскостопие у младших школьников". В данной работе поставленны цели и задачи, определенна гипотиза и актуальность. Проведенны опыты в домашних условиях и анкетирование учащихся 4 классв. так же в работе предстовленны ряд упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у младших школьников. Данная тема является актуальной в наше время, потомучто наши дети предпочитают подвижному образу жизни просиживание у компьютера и телевизора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Плоскостопие у младших школьников »

Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7



















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА









Тема: Плоскостопие у младших школьников








Автор: Липухин Максим,

учащийся 4а класса

МБОУСОШ № 7

Руководитель: Липухина А.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7










г. Новый Уренгой

2015 год.







Содержание:

Введение……………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Что я узнал из книг

1.1.Плоскостопие: виды, причины, симптомы……………………………….стр.4

1.2.Плоскостопие у детей……………………………………………………...стр.5

1.4. Профилактика и лечение плоскостопия у детей…………………………стр.5

Глава 2. Что я узнал из бесед

2.1.Беседа с медсестрой школы…….…………………………………………стр.6

2.2.Фрагмент беседы с одноклассниками …………………………………….стр.6

Глава 3.От анкетирования к опытам

3.1.Анкетирование………………………………………………………………стр.7

3.2.Опыт№1……………………………………………………………………..стр.7

3.3.Опыт №2…………………………………………………………………….стр.7

Выводы…………………………………………………………………………….стр.8

Заключение………………………………………………………………………..стр.8

Литература………………………………………………………………………..стр.10

Приложения…………………………………………………………………….стр.10














Введение

Актуальность. В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие».

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой.

Обоснование выбранной темы. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Наша семья состоит из четырех человек: папа, мама, брат Дима (Приложение №1) и я. Моя мама очень часто жалуется на боли в ногах, я поинтересовался у неё, в чем причина этих болей? Из рассказа моей мамы я узнал, что у неё плоскостопие, которое передалось по наследству. Я стал расспрашивать у мамы «Что, как и почему?». Заинтересовался этой темой, задумался, может ли такое быть у детей и возможно ли появление плоскостопия без наследственности. Решил провести исследование на тему: «Плоскостопия у младших школьников».

Цель исследования:

Узнать может ли быть плоскостопие у младших школьников и что надо делать, чтобы избежать этого заболевания. Поделиться результатами своего исследования с одноклассниками. Научить их выполнять профилактические упражнения.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование и беседу с учащимися класса.

3. Выяснить, есть ли плоскостопие у членов моей семьи и одноклассников.

4. Узнать какие упражнения следует выполнять детям, чтобы избежать плоскостопия.

5. Показать одноклассникам и научить делать профилактические упражнения.

Объект исследования: человек

Предмет исследования: плоскостопие у младших школьников

Гипотеза исследования: плоскостопие передается только по наследству, а появиться в детстве не может.

Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в течение февраля 2015 г. и имело три этапа.

На первом этапе я подобрал и изучил литературу, нашёл информацию в интернете.

На втором этапе я побеседовал с членами семьи и учениками класса, провел анкетирование и опыты в домашних условиях, сделали фотографии.

На третьем этапе материал оформил в работу с презентацией. Я подвел итоги и сделал вывод.

Для этого использовал такие методы исследования: беседы, анкетирование, анализ литературы, составление диаграммы и таблиц.

Теоретическая значимость исследования. Узнал, почему у мамы часто болят ноги.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы моего исследования могут быть использованы учащимися класса для профилактики заболевания, для предупреждения появления проблемы у своих младших братиков и сестричек и учителем физкультуры для проведения разминки на уроках физической культуры.

Глава 1. Что я узнал из книг

1.1. Плоскостопие: виды, причины, симптомы

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

Виды плоскостопия. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

Степени плоскостопия. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Различают 5 стадий плоскостопия.

Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:

• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести

• отечность в области лодыжек

• очень трудно ходить на каблуках

• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

1.2.Плоскостопие у детей

Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам.

В детском возрасте встречается врожденное и приобретенное плоскостопие. Причиной врожденного плоскостопия являются пороки развития стопы во внутриутробном периоде.

Приобретенное плоскостопие у детей, как правило, обусловлено следующими факторами:

  1. Избыточный вес ребенка

  2. Ношение некачественной обуви

  3. Неправильно сросшийся перелом

  4. Длительный постельный режим при тяжелых заболеваниях

  5. Чрезмерная подвижность суставов

  6. Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер) К каким последствиям приводит плоскостопие у ребенка? У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т.д. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

1.3.Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен следующий комплекс упражнений:

  1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

  2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

  3. Собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

  4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

  5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

  6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

  7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем: лечебная гимнастика, массаж, ножные ванны, ношение правильной ортопедической обуви или стелек.

Как правильно подобрать обувь для ребенка? Обувь должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Глава 2. Что я узнал из бесед

2.1.Беседа с медицинской сестрой

Я побеседовал с медицинской сестрой .

Медицинская сестра нашей школы Холодовова Татьяна Алексеевна рассказала, что плоскостопие – это заболевание ног. Оно бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие передается по наследству от родителей или родственников, приобретенное чаще всего от неправильной обуви. В обоих случаях выясняют степень плоскостопия и назначают лечения, зависимо от степени заболевания. При 4-й степени плоскостопия, когда нарушена полностью стопа делают хирургическую операцию по исправлению стопы. В остальных случаях назначают массаж, ванны для ног, ортопедические стельки. Периодически посещать врача для проверки стопы на аппарате.

Советы медсестры: правильно выбирать обувь, чтобы не узкую и со специальной ортопедической стелькой для детской обуви. Если уже есть заболевание, значит строго соблюдать рекомендации врача.

2.2.Фрагмент беседы с одноклассниками

В классе, где я учусь всего 27 учеников. Я побеседовал со своими одноклассниками на тему «Плоскостопия у младших школьников».

Цель нашей беседы: выявить, что знают мои одноклассники о заболевании плоскостопия.

Я: Ребята, я хочу поделиться с вами темой своей исследовательской работой «Плоскостопия у младших школьников».

Олеся: Максим, а почему тебя заинтересовала эта тема?

Я: Услышав от мамы, что у нее плоскостопие, я решил выяснить что это за заболевание.

Никита: Я не слышала о такой болезни.

Диана: А я слышала.

Никита: А у меня было плоскостопия. Когда мне было 5 лет, я повредил ногу. После этого у меня стало развиваться плоскостопие. Врач мне назначил массаж ног, стельки специальные, я ходил босиком по песку. Вскоре у меня все прошло.

Виталик: А мне мама говорит, что у меня плоскостопие. У меня болят ноги и стаптываются ботинки. Но мы пока к врачу не обращались.

Глава 3.От анкетирования к опытам

3.1.Анкетирование

Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты и провели анкетирование в 4 а классе.

В нем участвовало 26 учащихся (4 класс). Из них 13девочк (50 %) и 13 мальчики (50 %). Данные тестирования приведены в таблице

Обувь стоптана

Ноги быстро утомляются при ходьбе и беге

Появляется усталость и боли в ногах

Знают о плоскостопии

Точно знают, что у них есть это заболевание

Знают таких детей, у которых есть это заболевание

2

7

11

26

4

19

3.2.Опыт №1

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия в домашних условиях»

Цель: в домашних условиях провести опыт на определения плоскостопия у себя, мамы и брата.

Нам понадобиться: лист бумаги, крем, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и зеленку

2. Наносим зеленку на подошву стопы

3. Наступаем на бумагу

4. Внимательно рассматриваем жирный отпечаток стопы.

5. Отпечаток стопы брата

6. Мой отпечаток стопы

7. Отпечаток стопы мамы

Вывод: Мы провели опыт№1 в домашних условиях и выявили, что из нас троих плоскостопие обнаружено у мамы. У меня и брата плоскостопия нет.

3.3.Опыт №2

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия в домашних условиях с определением степенью заболевания»

Цель: в домашних условиях провести опыт на определения плоскостопия у себя, мамы и брата. Определить степень плоскостопия.

Нам понадобиться: зеленка, лист бумаги, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и зеленку

2. Раствором зеленки смазываем подошву стопы

3. Получаем отпечаток стопы на чистом листе бумаги

4. Внимательно рассматриваем отпечаток стопы.

5. Определяем степень плоскостопия. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.

АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком
а - здоровая стопа;
б - присутствует плоскостопие 1-й степени;
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.

6. Отпечаток стопы Димы с определением степени плоскостопия

7. Отпечаток стопы мой с определением степени плоскостопия

8. Отпечаток стопы мамы с определением степени плоскостопия

Вывод: Мы провели опыт№2 в домашних условиях и выявили, что из нас троих плоскостопие обнаружено у мамы 3-й степени. У меня плоскостопия и у брата плоскостопия нет.

Выводы

На основании результатов данного исследования я выяснил, что плоскостопие часто встречается у младших школьников. Оно бывает врожденное и приобретенное. Причем чаще встречается приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству. Но на данный момент я увидел, что у нас с братом данное заболевание не обнаружено.

Вывод к главе 1: Если у родителей есть плоскостопие, то она может передаться по наследству ребенку. Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений. Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Вывод к главе 2: Из беседы мы узнали, что из 26 моих однокласников знают о болезни – все 26 человек. А есть (или было) это заболевание у 4 учеников. У моего одноклассника Дениса было преобретенное плоскоступие, которое ему и его родителям удалось вылечить. Т.к. они соблюдали все рекомендации врача.

Вывод к главе 3: По опросу видно, что большее количество детей знают об этом заболевание очень мало. Но все-таки мной было выявлено, что у 4-х из 26-ти учащихся (15 %) есть или было это заболевание. Но самое главное, что дети не знают, как правильно надо лечить плоскостопие. И я надеюсь им помочь в этом вопросе. Так я уже рассказал своим одноклассникам об этой болезни, ее последствиях, профилактике и лечении. Ребята меня внимательно слушали, задавали вопросы и обещали следить за своим здоровьем.

Я провел два опыта, в которых принимали участие мама, брат и я. Из моих опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача.

Заключение

В самом начале исследовательской работы, я думал, что плоскостопие передаётся только по наследству, а оказалось, что его можно приобрести в любом возрасте, если мало двигаться, поднимать тяжести и носить неправильную обувь.

Я хочу, чтобы дети рождались здоровыми и у них не было такого заболевания, как плоскостопие. Ведь врожденное заболевание лечиться тяжелее, чем приобретенное.

Тема, которую я выбрал для своей работы, мне очень понравилась. Особенно мне понравилась проводить опыты. Над этой темой я буду работать и дальше, надеюсь, что узнаю еще больше.


Литература


1. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

2. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

3. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г

4. А. Зыковой «Большая книга вопросов и ответов « Что? Зачем? Почему?» - М.- Эксмо,2002 г.



Приложение

Приложение №1

Анкета

Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.

Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.

Ф.И. ___________________________________________________________

Класс __________________________________________________________

  1. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?

а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?

а) да; б) нет; в) не знаю.

4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. У вас есть это заболевание ног?

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Вы знаете таких детей, у которых есть это заболевание?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7. Как вы считаете, эта болезнь лечиться?

а) да; б) нет; в) не знаю.

8. Что такое плоскостопие?

_______________________________________________________________________


Большое спасибо!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Плоскостопие у младших школьников

Автор: Липухина Анастасия Валерьевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Формирование правильной осанки  у младших школьников через использование современных здоровьесберегающих и ИКТ технологий "
    ["seo_title"] => string(143) "formirovaniie-pravil-noi-osanki-u-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-i-ikt-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "142333"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418278552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(117) "modielirovaniie-variativnoi-fizkul-turno-igrovoi-sriedy-dlia-vsiestoronniego-razvitiia-riebienka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "131941"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416248671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация " Оптимальные габариты портфеля школьника младших классов" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-optimal-nyie-ghabarity-portfielia-shkol-nika-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "116981"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412677306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "СТАТЬЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ  – ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-ukrieplieniie-zdorov-ia-dietiei-vazhnieishaia-probliema-gosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "117325"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412767229"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Родительское собрание "Здоровье учащихся как основа эффективного обучения" "
    ["seo_title"] => string(87) "roditiel-skoie-sobraniie-zdorov-ie-uchashchikhsia-kak-osnova-effiektivnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "233602"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443163803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства